Татарские национальные игры

Татарские национальные игры

(Конспект урока по физической культуре с этнокультурным компонентом)

 

   ДАНИЛОВА Татьяна

 учитель физической культуры

гимназии №10  г.Зеленодольск

 

 

Цель урока: формировать у детей интерес к традициям своего народа через татарские народные подвижные игры.

тип урока: комбинированный.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: цветные мешочки с песком (красные и зеленые), музыкальная колонка.

 

Ход урока

  1. Организационный момент (5 минут)

Учитель:  Ребята, как называется ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар?

Ученики: Сабантуй

Учитель: А как этот праздник проводиться?

Ученики: много интересных состязаний, игр, эстафет и. д.

Учитель: Так вот сегодня мы с вами познакомимся с интересными татарскими национальными играми:

«Продаем горшки» –Чулмәк уены

«Кто дальше бросит» – Ыргыту уены

Но для начала мне скажите – с чего необходимо начинать урок?

Ученики: с разминки

Учитель: Для чего необходимо проводить разминку ?

Ученики: Чтобы подготовить организм к предстоящей работе

Учитель: Молодцы! Итак, начнем с разминки.

  1. Разминка (4 минуты)

Актуализация знаний по технике безопасности.

Разминочный бег.

Упражнения.

Учитель: Внимание! Класс! Равняйсь! Направо, за направляющим, в обход по залу шагом марш.

1) Ходьба на носках, руки в стороны. (Следить за осанкой, спина ровная)

2) Ходьба на пятках, руки за голову. (Следить за осанкой)

3) Ходьба в полуприседе, руки за спину. (Соблюдать дистанцию)

Учитель: Внимание! За направляющим бегом марш! (2 круга)

– Внимание! Бег с заданиями: с высоким подниманием бедра («Руки вперед-вниз!» «Бедро поднимать до угла 90º!») (1 круг)

– Бег без задания.

– Внимание! Захлестывание голени («Туловище прямо!» «Выполнять как можно чаще!») (1 круг)

– Бег без задания.

– Внимание! Приставные шаги («Спина прямая!» «На каждый шаг выпрыгивание вверх!») (1 круг)

а) правым боком

б) левым боком

– Бег без задания.

Внимание! Восстановление дыхания. Шагом — марш! Раз — вдох! Два — выход!

Ученики становятся в одну шеренгу, рассчитываются  1,2,3, выходят вперед.

 

III. Общеразвивающие упражнения (8 минут)

– И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс

1-наклон головы вправо («Темп медленный, движения не резкие, спина прямая!»)

2 –влево

3 –вперед

4 –и. п.

– И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, круговые вращения прямыми руками на 1– 4 вперед, на 1–4 назад, повтор 4 раза

–И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью

1–2 – рывки руками перед грудью

3–4 – рывки прямыми руками в стороны.

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову

1– наклон туловища вперед

2 – и.п.

3 – наклон туловища назад

4– и.п.

5– наклон туловища влево

6 – и.п.

7– наклон туловища вправо

8 –и.п.

И.п.  стойка руки перед грудью в замок

1– 4 круговые движение кистевыми суставами вправо

5–8 то же влево ( Руки в локтях не сгибать)

И.П –Приседание

И.П–Перекаты.

  1. Национальные игры (18 минут)

Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с играми нашей малой Родины. Для этого разделимся на две команды.

Учитель объявляет поочередно название, цель и правила каждой игры, привлекает ребят к обсуждению, организует игру.

Во время игр идет музыкальное сопровождение ( татарские мелодии)

  1. Продаем горшки (Чулмәк уены)

Участвуют две группы игроков. Первая, образующая круг,  –  «горшки». Эти участники стоят на коленях. Вторая группа – «владельцы горшков». Эти участники находятся за «горшками», стоят, заложив руки за спину. Ведущий вне круга. Он подходит к одному из «владельцев» и заводит беседу: «Дружок, продай горшок!» – «Покупай». – «Сколько дать тебе рублей?» – «Три (пять и другое количество) отдай». После этих слов ведущий столько раз трогает ладонью «владельца горшка», сколько «рублей» просит участник, играющий роль «хозяина горшка». После чего трижды участники обегают круг, навстречу друг другу. Кто первым встал на освободившееся за «горшком» место, тот новый «владелец горшка». Проигравший занимает место ведущего. По правилам нельзя пересекать круг, нельзя касаться других «горшков». Ведущий первым решает, в какую сторону ему бежать. Игрок должен выбрать противоположное направление.

  1. Кто дальше бросит (Ыргыту уены)

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8–10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга –победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.

  1. Заключение (5 минут)

Построение в одну шеренгу.

Подведение итогов урока:

Учиитель: Ребята, чему был посвящен урок? Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Как вы думаете, удалось нам достигнуть этой цели? И   скажите, пожалуйста, какая игра вам сегодня запомнилась?

Ученики: дети отвечают на вопросы и называют игры.

Учитель: Почему?

Ответ учеников

Учитель: Что вызвало затруднения?

Ответ учеников

Для чего надо выполнять правила игры?

Учиитель: Ребята, мне очень интересно узнать, а какое у вас было настроение на уроке? Если вам урок не понравился – потопайте ногами, если у вас хорошее настроение – обнимите друг-друга.

Реакция учеников

– Оценивание учащихся.

– Домашнее задание

Учитель. Ребята, я прошу каждого из вас к следующему уроку самостоятельно найти, подготовить и провести понравившуюся вам игру.

– Организованный выход из зала.