Важность формирования читательской грамотность на уроках английского языка
Важность формирования читательской грамотность на уроках английского языка
ХАБИБУЛЛИНА Зиля
учитель английского языка,
гимназии №184 им М.И.Махмутова
г. Казани
Одним из важнейших показателей образовательных достижений обучающихся является уровень владения функциональной грамотностью, проверяемый отечественными и международными оценочными процедурами. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») указано, что в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в образовательных организациях должны создаваться условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности)» [1].
Результаты проведенного международного тестирования для 15-летних школьников PISA (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике показали, что у учащихся существуют проблемы в формировании грамотности чтения.
Однако, на основе результатов проведенных исследований можно сделать вывод, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во время переноса данных знаний в реальные жизненные ситуации, а также показывают сравнительно невысокий уровень развития функциональной грамотности.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена:
- требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта;
2) недостаточным уровнем разработанности проблемы развития читательской грамотности в обучении иностранному языку;
3) потребностью практики в разработке методико-технологического инструментария для эффективного развития читательской грамотности.
Исходя из актуальности проблемы исследования, была сформулирована тема – «Развитие читательской грамотности на уроках английского языка».
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в общеобразовательном учреждении.
Предметом исследования выступает процесс развития читательской грамотности на уроках английского языка.
Психолог и лингвист А.А.Леонтьев в сборнике об образовательной системе «Школа 2100» дает такое определение функциональной грамотности: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2].
Основные направления оценки в PISA — читательская, математическая, естественно-научная грамотность. В разных волнах PISA к ним добавлялись также финансовая грамотность, критическое и креативное мышление, глобальные компетенции (это набор знаний и умений для взаимодействия с представителями других культур). Всё это тоже компоненты функциональной грамотности.
Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции. Более подробно рассмотрим читательскую грамотность.
Читательская грамотность – базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание прочитать.
Развитие читательской грамотности – это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
Читательская грамотность – способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
– умение находить и извлекать необходимую информацию из текста то есть ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.);
– умение интегрировать и интерпретировать информацию, то есть умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.;
– умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.;
– умение использовать информацию из текста (для решения практических задач).
В своей практике учителя школ сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую. В результате при выполнении заданий раздела «Чтение» (ОГЭ и ЕГЭ), объектом контроля которого являются умения понимать основное содержание прочитанного текста, устанавливать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте, полно и точно понимать содержание прочитанного текста, учащиеся допускают многочисленные ошибки. Следовательно, результаты ОГЭ и ЕГЭ показывают, что выпускники школы имеют недостаточный уровень читательской грамотности, что в будущем может оказать негативное влияние на дальнейшее обучение, работу и социальные отношения.
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
- Предтекстовый (Pre-reading).
- Текстовый (While-reading).
- Послетекстовый (Post-reading).
Одним из приемов формирования читательской грамотности является прием «Пила», который я использую на уроках английского языка. Рассмотрим более подробно данный метод.
Итак, мы начинаем с подготовительного этапа. Текст, над которым предполагается работа, делится учителем на равнозначные по объему и уровню отрывки. На слайде вы видите текст «London». Этот текст о достопримечательностях Лондона. Этот текст хорош как в мотивационном, так и в образовательном плане.
В первую очередь, мы подготавливаем раздаточный материал. Нам нужны только чистые листы бумаги. Затем формируются группы учащихся. Группы можно формировать по-разному. Например, по выбору педагога, тогда желательно формировать группы так, чтобы в каждой группе были и слабые, и сильные, и средние ученики. Группы могут формироваться случайным образом или по желанию ребят.
Далее предтекстовый этап. С помощью различных средств визуализации, проблемных вопросов, ассоциации, учитель предвосхищает содержание текста, актуализирует знания учащихся, что способствует предварительному снятия трудностей понимания текста. Можно, например, показать фото Лондона с достопримечательностями, предложить группам ответить на вопросы, что они знают про этот город.
Для снятия языковых трудностей, можно предложить соединить слова, чтобы образовались словосочетания и поработать с полученными фразами.
Текстовый этап. Каждая группа работает в течение отведенного времени над своим отрывком текста, выбирая наиболее значимую информацию, а затем, после того как они изучили текст, они пишут вопросы к своему отрывку, фиксируя каждый вопрос на отдельном листке . Здесь нам как раз пригодился раздаточный материал. Вопросы они оставляют на своем столе. С собой группа будет забирать только бланк ответов.
Вот например, вопросы, которые написали ребята:
- What is the capital of the United Kingdom?
- What popular sights did Rita and Joanne visit?
- Where is the London Eye situated?
Таким образом, группы работают одновременно. После того, как они закончили работать над своим отрывком текста, написали свои вопросы, они переходят за следующий стол, то есть первая группа переходит за стол второй группы, вторая группа за стол третьей группы и т.д.
Они прорабатывают следующую часть текста, а потом письменно отвечают на вопросы, которая оставила предыдущая группа в своем бланке ответов. Время работы также ограничено.
Так учащиеся последовательно прорабатывают все отрывки текста пока группы не вернутся к начальным станциям. Таким образом, все группы имеют представление о содержании текста.
Послетекстовый этап. Контроль понимания и правильность ответов проверяется путем проведения блиц опроса участниками групп. Все вопросы можно выложить на парту так, чтобы не было видно содержания этих вопросов. Ребята по очереди подходят, берут случайным образом какую-то карточку и зачитывают вопрос. Та группа, которая не писала эти ответы, отвечает. То есть задача всех групп быстро ответить на вопросы правильно. Правильность ответа определяют участники группы, задавшие вопрос. Так прорабатываются все вопросы, что позволяет еще раз повторить содержание текста.
Послетекстовый этап. Затем предусмотрена работа продуктивного характера с использованием прочитанного содержания. Это может быть написание письма, статьи в газету, создание комикса, видеоролика и т.д. , в зависимости от уровня обучающихся.
Основные преимущества использования приема «Пила».
- При совместной деятельности учащиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно, учатся друг у друга
- Учатся самостоятельно добывать знания
- Формируют собственную точку зрения
- Учатся общаться между собой, развивается чувство товарищества, взаимопомощи
Также
- Улучшается успеваемость
- Формируется мотивация обучения
- Работа в группе помогает ребенку проявить себя
- Устанавливается психологический комфорт в коллективе
- Учащиеся усваивают большой объем материала за меньшее время
- Появляется взаимная ответственность