Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

 

Светлана АКИМОВА,

 Анастасия МИЛИТЧУК,

учителя русского языка и литературы

гимназии №10 г.Зеленодольск РТ

 

Обновленные ФГОС ООО определяют новые требования к содержанию и организации обучения, которые необходимо учитывать при подготовке учебных программ и проведении уроков. Важным аспектом реализации федеральных государственных образовательных стандартов на уроках русского языка является развитие коммуникативной компетенции учащихся.

В данной статье мы предлагаем вариант изучения правил постановки знаков препинания при прямой речи и способы работы с имеющимися в учебниках упражнениями по данной теме. Особое внимание мы уделяем развитию речи учеников, их  коммуникативной компетенции.

Постановка цели и задач урока.

Предложения на доске

– Ваня спросил меня ты идёшь сегодня на репетицию.

– Я забыл слова воскликнул Женя.

– Меня вдохновляет Чехов поделилась Катя.

– Отличная игра похвалил нас режиссёр.

Вопросы к классу:

– Понятно ли вам написанное? Что вызвало трудности при чтении?

– Чего не хватает в этих предложениях?

–Что нам предстоит сегодня узнать?

 

Открытие нового знания.

Базовый уровень

Учитель использует приём «Сторителлинг» и рассказывает пятиклассникам сказку, сопровождая её представлением схем оформления прямой речи:

 

  • «П», − а.
  • «П!» − а.
  • «П?» − а.
  • А: «П».
  • А: «П?»
  • А: «П!»

 

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила-была прекрасная принцесса Прямая речь. Имя её, как и имя любой другой высокоуважаемой принцессы, всегда, вне зависимости от каких-либо обстоятельств, пишется с заглавной буквы. Учитель поясняет, что прямая речь всегда пишется с заглавной буквы.

Живёт эта принцесса в чудесном замке, который простирается от земли и до самых небес (не наоборот). Учитель показывает, как правильно оформлять кавычки.

И всё было бы у этой принцессы хорошо, если бы не агрессивные слова автора, которые регулярно пытались напасть на волшебный замок.

Когда слова автора атаковали принцессу, они раздувались от своей важности, значимости и злости, а потому становились больше. Бедной принцессе оставалось только обороняться своим щитом. Учитель объясняет, что когда слова автора находятся перед прямой речью, они пишутся с заглавной буквы, после них ставится двоеточие (тот самый «щит»).

Но принцесса была не так проста. Иногда она, в отместку, метала копья в сторону слов автора. Тогда они пугались, сжимались и становились в разы меньше. Учитель проговаривает, что когда прямая речь находится перед словами автора, последние пишутся с маленькой буквы, перед ними ставится тире («копьё»).

Хорошо, что принцесса жила не одна. Были не при ней в замке два охранника, которые никогда не появлялись вместе (восклицательный и вопросительный знаки). Преимущество жизни с ними заключалось в том, что принцесса не чувствовала себя одинокой, а мыши (точки и запятые) не появлялись даже возле замка (внутри они не появляются вовсе!).

C мышами всё тоже было не так просто. Как мы уже сказали, в замке они не появлялись никогда. У замка же бегали при отсутствии охраны. (Учитель объясняет, что запятая/точка не может стоять рядом с восклицательным/вопросительным знаком.) Но это была не единственная странность. Порой попадались мыши бесхвостые. Поговаривают, что это происходило при нападении слов автора. Мол, шквал его орудий, безобидный для принцессы, сказывался на экологии окружающей среды. (Когда прямая речь стоит после слов автора, то в конце ставится точка; в противном случае – после прямой речи стоит запятая.)

Повышенный уровень

Ученики изучают правила постановки знаков препинания при  прямой речи в учебнике и получают задание:

«Представь, что ты режиссёр школьного театра. Ваша труппа в ожидании первой репетиции. Всё уже готово, но главный актёр (твой одноклассник) почему-то задерживается. Оказывается, он никак не может разобраться в теме «Знаки препинания при прямой речи» и выполнить домашнее задание по русскому языку. Без главного актёра репетиция теряет всякий смысл. Помоги своему товарищу понять это непростое правило.

Сочини для него сказку про «Принцессу» Прямую речь и её «соперника» – слова автора. Расскажи, что Принцесса живёт в замке (в кавычках), когда она использует копьё (тире), а когда щит (двоеточие), что её всегда записывают с заглавной буквы (недаром она Принцесса) и т.д.

Обсуди свою историю с соседом по парте, совместно оцените ваши работы. Выбери наиболее интересные идеи, дополни ими свою сказку, отредактируй её в соответствии с замечаниями товарища.»

 

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание на карточках

  1. Кажется, ваш товарищ готов приступить к репетиции. Однако в суматохе все страницы сценария перепутались. Так вышло, что многие реплики остались на одном листе, а слова автора на другом. Соедини прямую речь и авторские слова, чтобы восстановить порядок (знаки препинания не расставлены).
Мы попросили лесника «Ешьте, ребята, яблоки»
Он пригласил «Мы готовы, Иван Петрович»
Ответили ребята «Проводи нас, дедушка»
Предложил нам лесник «Спасибо, дедушка, с удовольствием»
Дети поблагодарили «Ступайте, ребята, за мной!»
Неслось нам вслед «Счастливого пути, друзья, приходите ещё»

(Задание составлено на основе упражнения №91 из учебника Т. А. Ладыженской по русскому языку 2023 г. [1]).

Что помогло тебе правильно соотнести реплики с авторскими словами?

Запиши фразы, правильно оформляя прямую речь. Обведи слова, которые связывают авторские слова с репликами.

Прочитай получившиеся предложения. Реплики прочитай вслух, с выражением. Представь, что ты показываешь актёрам, как они должны их произнести. Объясни своё видение. Послушай соседа по парте. Выберите интонации, наиболее подходящие к фразам.

 

  1. Когда вы приступили к чтению текста по ролям, стало понятно, что сценарист не везде прописал эмоциональную окрашенность реплик. У актёров возникли затруднения. Где им радоваться? Где передавать волнение? Где негодовать?

Подумай, какие из перечисленных глаголов помогут передать 1) радость, 2) волнение, 3) негодование, 4) просьбу, 5) вопрос: усмехнулся, упрекнул, ужаснулся, спросил, рассердился, попросил, поинтересовался, переспросил, заревел, закричал, выспрашивал, воскликнул, возмутился, взмолился.

Аргументируй своё мнение.

Добавь в сценарий краски: придумай и запиши пять предложений с прямой речью, используя глаголы из каждой группы.

Обменяйтесь своими предложениями с одноклассниками. По очереди зачитайте реплики вслух, стараясь передать эмоцию, указанную автором. Выберите наиболее выразительное прочтение, самого талантливого актёра в вашем классе.

 

 Контроль усвоения.

Работа с учебником

Вы обнаружили пунктуационные ошибки в сценарии, которые путают ваших актёров.

Исправь ошибки и прочитай предложения с выражением, стараясь передать характер говорящего.

(Можно использовать, например, упражнение №92 из учебника Т. А. Ладыженской по русскому языку 2023 г. [1]).

 

Список литературы:

Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2-х частях / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – Ч. 1. – 240 с.