Конспект нейропсихологического коррекционного занятия

Конспект нейропсихологического коррекционного занятия

Елена ВАЛЕЕВА,

Татьяна МАКОВСКАЯ

 учителя-логопеды

детского сада №396 г.Казани

Тема занятия: в стране новых умений, форма – индивидуальная.

Цель: развитие пространственных представлений.

Задачи:

  • Улучшение телесного пространства, внешнего пространства и графических представлений.

– Активизация и стабилизация энергетического потенциала ребенка.

– Улучшение навыка конструирования и квазипространственных представлений.

 Развитие ритмического восприятия,  фонематического слуха и слухоречевой памяти.

Оборудование: массажные мячи, лист А4 с разноцветными стрелками, чистый лист А4, разноцветные карандаши, коврик для йоги, ручка, счетные палочки, наглядная картинка для игры «Кто за кем».

Сценарий занятия

1.Ритуал приветствия (2 мин.):

Взрослый здоровается с ребенком, справляется о его самочувствии и настроении, узнает о готовности приступить к занятию, озвучивает тему встречи.

«Здравствуй, Дима! Как здорово, что ты пришел сегодня на занятие! Я очень рада тебя видеть! Готов ли ты заниматься, ведь сегодня нас ждет новое приключение – путешествие в фантастическую Страну новых умений!

С незапамятные времен эта страна самая известная среди землепроходцев, мореходов и воздухоплавателей. Все путешественники мира мечтают посетить это чу́дное место, которое обрастает увлекательными легендами. Чтобы туда попасть, нужно выполнить несколько несложных заданий. Ты готов? Тогда вперед».

 2.Упражнения, направленные на улучшение телесного пространства(6 мин.):

Самомассаж с использованием тактильных массажеров.

«Путь в страну далекий. Нужно подготовить свое тело. А какие части тела ты помнишь? Давай вместе назовем части тела, на которые садится «колючий ежик». Возьми в руки мячик-ежик. Он нам поможет.

Давай посадим ежика на щеку, прыгнем на другую щеку, покатаемся по лбу, прыгнем на ухо. Потом на другое ухо. Поднимемся на лоб. Скатимся на нос. Спрячемся под подбородок, там, где шея. Где находятся все эти части тела?

Взрослый дает инструкцию и ждет, правильно ли ребенок определит, куда необходимо поставить мяч. В случае затруднения, помогает. Части тела: голова и ее части, плечи, локти, кисти, живот, спина, колени, пятки, носки.

Перед началом работы ребенку предлагается подготовить свои ладошки и пальчики: темповое покатывание массажного мяча по рукам, по ногам, по животу под музыкальное сопровождение «Маленький ежик»

 «Ты отлично справился с заданием!»

 

3.Упражнения, направленные на улучшение внешнего пространства(3 мин.):

«Теперь нам необходимо научиться ориентироваться в пространстве! Рассмотри внимательно комнату, скажи, какие предметы находятся над тобой. Что находится выше, стул или окно? Пол или окно? Окно или лампа?…

 

4.Упражнения, направленные на улучшение графических представлений. (7 мин.):

«Не стоит забывать, что в любом путешествии всегда есть карта. Посмотри на нашу. Смотри, что здесь нарисовано? (стрелки разных цветов на листе бумаги), попробуй ответить на вопрос «Куда указывает красная стрелка?» (синяя, зеленая, желтая, фиолетовая…).  А теперь сам попробуй нарисовать стрелку, которая направлена вверх / вниз. (Можно усложнить инструкцию, дополнив ее «…определенным цветом карандаша»)

 

5.Растяжка (4 мин)

«Ты доказал, что помнишь части тела. Знаешь, где находится верх – низ. А теперь попробуем соединить это все в новый навык. Ляг на спину, голова располагается прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вдоль туловища. Ноги прямые. Рот закрыт.  По команде «раз», ты поднимаешь голову вверх, не поднимая плеч. По команде «два», опускаешь голову вниз  и расслабляешься». (Повторить 6 раз).

  1. Глазодвигательные упражнения(4 мин).

«Чтобы отправиться в путешествие, необходимо иметь зоркий глаз. В пути всегда подстерегает множество опасностей. Будем формировать еще одну умелку. Тебе необходимо следить за ручкой глазами. Твоя голова не двигается, двигаются только глазки».

Взрослый берет ручку, располагает ее яркий конец напротив переносицы ребенка и плавно перемещает ручку над глазами ребенка вправо – к середине, влево – к середине,  вверх – к середине, вниз – к середине, к переносице – от переносицы. Голова ребенка неподвижна, глаза следят за ручкой. Ребенок лежит на спине, голова прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вдоль туловища. Ноги прямые.

 

7.Дыхательные упражнения (≈4 мин).

«А теперь пора отдохнуть. Набраться новых сил. Когда я говорю «Вдох», ты делаешь вдох через нос (рот закрыт), а затем, когда я скажу «Выдох», ты делаешь шумный выдох через рот».

Упражнение повторить 5 раз. Ребенок лежит на спине, голова прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вдоль туловища. Ноги прямые.

8.Игры,  направленные на улучшение навыка конструирования(≈4 мин).

«Посмотри, перед тобой лежат палочки разных цветов. Докажи, что ты внимательный. Попробуй построить такой же замок, как я».

Взрослый вместе с ребенком проговаривает стратегию выкладывания фигуры.

9.Игры,  направленные на развитие ритмического восприятия и фонематического слуха(≈5 мин).

«У тебя получился такой прекрасный дворец из палочек, давай в него постучимся. Слушай внимательно, как стучу я, попробуй также».

Взрослый отбивает ритм. Ребенок должен повторить (удары по столу, по коленям) – работа одной рукой.

«А теперь, попробуй хлопнуть в ладошки, когда услышишь звук С. Это поможет нам  попасть в Страну новых умений».

10.Упражнения, направленные на улучшение квазипространственных представлений(≈4 мин).

«Мы с тобой попали в волшебный замок Страны новых умений. Посмотри на фотографию. Кто здесь уже живет? (игра «Кто за кем?» по наглядной картинке). Кто приехал сюда первым? Кто последним? Где расположена машина Золушки?»

 

11.Упражнения, направленные на развитие слухоречевой памяти(5 мин).

«Страна новых умений славилась своими жителями. Здесь в свое время проживал сам Незнайка, которого многому тут научили. Бывал тут и колобок, который катился от бабушки и дедушки. Забегали Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. Именно здесь их научили строить домики. Буратино вместе с Мальвиной учили здесь грамоту, а Пьеро пел свои грустные песни. Здесь Золушка танцевала в хрустальных башмачках. Скажи, а кого ты запомнил?»

 

Ритуал завершения занятия, подведение итогов, прощание (1 мин.).

Взрослый подводит итоги занятия, напоминая ребенку о его достижениях через устное поощрение.

«Марк, вот мы и добрались до Страны новых умений, жители которой бесконечно рады тебя видеть. Вспомни, ты сегодня столько всего сделал. А чему новому ты сегодня научился? Наше путешествие продолжится на следующем занятии. Ты большой молодец!»