Игротека юного бадминтониста

Игротека юного бадминтониста

(Подвижные игры с воланом и ракетками)

Марина ЧЕПУШТАНОВА,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №99» г. Казани

Волан навстречу волану

Описание игры. Играющие встают в пары на расстояние 3–3,5 м друг от друга. У каждого игрока волан. По сигналу «бросок» игроки бросают волан своему партнеру и стараются поймать брошенный волан от партнера. Выигрывает тот, кто поймал волан.

Методические указания. Педагог наблюдает за соблюдением правил игры. Постепенно необходимо усложнять правила. Можно менять высоту полета волана (броски волана друг другу по низкой, высокой траектории), производить бросок волана рукой в сочетании с прыжком, увеличить расстояние между партнерами.

 

Кто дальше волан бросит?

Описание игры. Игра может быть организована как между разноуровневыми командами, так и между отдельными детьми. Игроки (представители команд) встают у линии, в руках держат волан. По сигналу педагога «Бросок» они бросают волан в прямом направлении способом сверху, направляя волан головкой вперед. После броска определяется игрок, бросивший дальше всех. Этот игрок не поднимает свой волан. Остальные участники делают еще две попытки. Победителем становится игрок, выполнивший самый дальний бросок.

Методические указания. Педагог наблюдает за соблюдением правил

игры. Если играют команды, то ведется подсчет результатов броска каждой командой и объявляется команда-победитель. Для удобства подсчета результатов командной игры можно использовать разноцветные воланы.

 

Забрось в кольцо

Описание игры. Игроки распределяются по командам. Напротив каждой команды – баскетбольное кольцо (расстояние 2,5 м). Дети встают по 5–6 человек в колонну по одному и поочередно забрасывают волан в кольцо. Подсчитывается количество точно заброшенных воланов у каждой команды. Выигрывает команда, выполнившая больше точных бросков.

Методические указания. Вместо баскетбольного кольца можно использовать стойку мобильную складную или обруч гимнастический.

 

Обгони ракетку

Описание игры. Играют все дети. Выбирается водящий. Играющие встают в круг. Водящий становится за игроком, у которого в руках ракетка. По сигналу педагога «Раз, два, три – беги!» участники начинают передавать ракетку по кругу, а водящий бежит, стараясь перегнать ракетку, и встает на свое место. Водящий выигрывает, если смог прибежать быстрее, чем передали ракетку. Следующим водящим может стать тот, в чьих

руках оказалась ракетка в момент, когда водящий закончил движение, либо ребенок, рядом с которым оказался водящий, когда ракетка вернулась в исходное положение.

Методические указания. Педагог наблюдает за соблюдением правил игры. Усложнение: передача ракетки и бег водящего в разных направлениях.

 

Загони волан в круг

Описание игры. В игре участвуют не менее двух команд. Формируются разноуровневые команды (в зависимости от уровня владения приемами игры). Играющие должны попасть воланом в цель, расположенную горизонтально. На площадке чертятся три круга (один в другом) на расстоянии 50 см друг от друга. Дети встают по 5–6 человек в колонну по одному и поочередно направляют волан ракеткой в круг. Попадание оценивается:

– в самый маленький круг – 5 очков,

– в средний круг – 3 очка,

– в большой круг – 1 очко.

Побеждает та команда, у которой окажется больше очков.

Методические указания. Педагог следит за игрой (правильность хвата ракетки, подача снизу открытой ракеткой); подает воланы, отлетевшие далеко в сторону, ведет подсчет очков.

 

Ловишки с воланами

Описание игры. В игре участвует вся группа детей. Выбирают двух водящих, дают им воланы. Они бросают воланы в игроков, стараясь попасть («осалить»). Тот игрок, в кого попал волан, становится водящим. В случае промаха водящий подбирает волан и снова бросает и т.д. Броски выполняются с того места, где был подобран волан. Нельзя бросать волан в игрока, который только что водил.

Методические указания. Перед началом игры необходимо определить, сколько будет длиться игра. Она может закончиться, когда все участники исполнят роль водящего; но может продолжаться строго определенное время независимо от того, кто исполнят роль ведущего. Если игра организована в рамках соревновательной деятельности, группа делится на две команды. Победителем станет та команда, у которой сменится больше ведущих за определенный промежуток времени.

 

Малоподвижная игра «Похвала»

Описание игры. Целью игры является развитие умения оценивать деятельность своих товарищей. Дети встают в круг таким образом, чтобы рядом стояли игроки, участвующие в выполнении парного упражнения. Педагог дает волан одному из игроков. Он передает волан тому человеку, с которым был в паре, и старается похвалить за выполнение заданий на занятии. Например: «Ты лучше всех подбивал волан!» или «Твой волан летел выше всех!» и т.д. Партнер тоже хвалит своего товарища. Затем он передает волан стоящему рядом. Игра заканчивается, когда все ребята похвалили друг друга.

Методические указания. Рекомендуется проводить эту игру после выполнения упражнения с воланом и ракеткой в парах. Необходимо постепенно усложнять задание. Например: «Оцениваем выполненное упражнение только наречиями: превосходно, отлично, замечательно, хорошо и т.д.». Можно использовать любую часть речи. В таком случае происходит также закрепление лексических навыков (знание различных частей речи). «Нельзя повторять одно и то же оценочное суждение!» – говорит педагог. Такое задание позволяет детям обогатить речь словами, входящими в оценочное суждение.

 

Комментатор

Описание игры. В игре участвуют два игрока. Они встают напротив друг друга. Один из них комментатор, другой исполнитель. Исполнитель выполняет задание, данное комментатором. Пример задания: набивание шарика попеременно открытой и закрытой стороной ракетки. Комментатор отмечает ошибки исполнителя (например: «Опусти ниже руку») или его достижения («У тебя хорошо получается выполнять…»). Затем участники

меняются ролями.

Методические указания. В игре одновременно может участвовать вся

группа дошкольников, образуя пары «комментатор – исполнитель». Можно организовать игру так, чтобы вся группа оценивала деятельность комментатора, наблюдая за взаимодействиями пары «комментатор – исполнитель». Но такой вариант ведет к снижению плотности двигательной активности в занятии.

 

Четные и нечетные

Она похожа на игру «День и ночь», но добавляется метание воланов. Все игроки располагаются в две шеренги вдоль средней линии, на расстоянии 2–3 м друг от друга. Между ними лежат воланы на одинаковом расстоянии от игроков противоположных команд. Одна шеренга – четные, другая – нечетные. Инструктор называет число (от 1 до 10). Если оно четное – четные подбегают к волану, берут его и метают в соперника, а нечетные убегают. Если нечетное – наоборот.

 

Подача под диктовку

Описание игры. Все участники встают на одну линию. Выбирается ведущий. Он называет последовательность выполнения подачи волана в бадминтоне: «Исходное положение, замах, удар». Затем ведущий определяет игрока, который выполнил подачу дальше всех.

Методические указания. Ведущих можно менять после каждого выполненного упражнения, это повышает интерес к игре со стороны обучающихся. Игрок, выполнивший задание лучше других, получает, например, 1 балл. Игра может длиться до определенного максимального количества баллов (например, до 5 баллов). Это значит, что заданий должно быть пять. Возможен вариант, когда ограничивается время игры (например, 7 минут). За это время игроки могут выполнить 2–3 и больше заданий, что позволит педагогу определить уровень подготовленности юных бадминтонистов.

Чем больше заданий они смогут выполнить, тем выше уровень их подготовленности.

 

Желтые и красные

Описание игры. Игроки становятся в шеренгу, в руке каждого из них

волан желтого или красного цвета. По сигналу «Желтые» игроки с желтыми воланами бегут на противоположную сторону зала, разворачиваются за линией и возвращаются на свое место. По сигналу «Красные» то же задание выполняют игроки с красными воланами. Выигрывает команда, в которой игроки меньше ошибались.

Методические указания. Подсчет баллов можно вести разными способами. Можно давать 1 балл команде, у которой меньше игроков совершили ошибочные действия. Если игра включена, например, в соревнования, то можно вычитать баллы у той команды, в которой больше игроков совершили ошибочные действия. Или использовать штрафные баллы, если игрок не добежал до линии и развернулся перед ней.

Гонка волана

Все участники разделены на 4–5 команд. Каждая из них располагается за лицевой линией волейбольной площадки, в колонну по одному. В руках у первых игроков в колоннах – воланы. По сигналу первые игроки бросают воланы как можно дальше вперед. Бегут за ними, подбирают их и опять бросают вперед, и так до тех пор, пока волан не коснется противоположной лицевой стены зала. Затем аналогично гонят волан в обратном направлении, но не до касания стены, а передают вторым игрокам в своих колоннах. Второй игрок не имеет права подбирать волан, если он не залетел за лицевую линию, у которой располагается команда. Подобрав или поймав волан, второй игрок выполняет гонку волана. Аналогичным образом выполняют упражнение все игроки команды. Как только волан окажется в руках у первого игрока, он поднимает его вверх. По поднятым вверх воланам определяют места каждой команды.

 

Гонка волана подачей

Игра аналогична предыдущей, но волан гонят подачей.

Гонка волана ракеткой

Игра подобна двум предыдущим, но игроки выполняют жонглирование с перемещением вперед. Вместо касания воланом противоположной стены игроки за лицевой линией посылают волан за голову, разворачиваются и без остановки начинают движение в обратном направлении. Следующий в колонне игрок должен поймать волан рукой и лишь затем, начинать упражнение.

Игроки могут быть распределены на пары или тройки и выполнять упражнение поперек площадки (от боковой линии до боковой).

 

Парная гонка волана

Броски волана друг другу с перемещением к баскетбольному щиту и броском в щит. Выполнив бросок, перемещаются к противоположному щиту и выполняют бросок, и т.д. Перемещение выполняется без волана, а с воланом в руках игроки стоят на месте. Упражнение выполняют все участники одновременно. Попадание в щит дает паре одно очко. Побеждает пара, набравшая больше очков.

 

Игра в бадминтон по упрощенным правилам

Описание игры. Площадка имеет разметку: 2,5 х 3 м. посередине площадки устанавливается сетка для бадминтона. Игра (встреча) состоит из

одного гейма до 10 очков. Один из игроков выполняет подачу с правой стороны поля. Если принимающий игрок не смог отбить волан, то подающему начисляется 1 очко. Если принимающий отбил волан и тот перелетел через сетку, то соперники играют до тех пор, пока волан не упадет на чьей-то стороне. Очко получает игрок, который последним отбил волан. Подачи игроки выполняют по очереди. За игру участники выполняют по 5 подач.

Выигрывает сторона, набравшая больше очков. Если волан вылетел за пределы площадки принимающей стороны, то одно очко принимает эта сторона. Если волан при подаче или игре не перелетел через сетку, очко получает принимающая сторона.

Методические указания. Размер площадки увеличивается с повышением уровня владения техникой элементов бадминтона обучающихся.

Очисти свой сад от камней

Вариант 1. Учащиеся разделены на 2 команды и располагаются на своих половинах площадки. У каждого игрока имеется волан. На средней линии установлены гимнастические скамейки или натянута бадминтонная сетка. По сигналу игроки начинают бросать воланы на сторону противника, стараясь освободить от них свою половину. Волан можно бросать лишь с того места, где его подобрал или поймал. Побеждает команда, у которой после свистка учителя останется меньше воланов.

Вариант 2. Все броски выполняются только с передней линии подачи или с трехметровой линии волейбольной площадки. Подобрав волан, игрок обязан подбежать к линии (в любом ее месте) и лишь оттуда бросать.

 

Поймай капельку

Цель игры. Подбить каждый волан ракеткой (поймать «капельку»).

Описание игры. Игра проводится поточным методом. Между двумя опорами подвешиваются на нитке на разной высоте воланы так, чтобы ребенок смог отработать удар по волану сверху и снизу. Количество воланов зависит от расстояния между опорами (но не менее десяти). Воланы нужно разместить на расстоянии около 1 метра друг от друга. Пять воланов должны находиться не выше талии ребенка, другие пять – на уровне его вытянутой руки. Размещение воланов попеременное: один расположен низко, следующий – высоко, третий опять низко, четвертый высоко и т.д. Маленький бадминтонист должен ударить по каждому волану один раз. Победителем становится тот, кто ударил правильно по волану наибольшее количество раз. Возможен вариант, когда для установления победителя дети будут вынуждены пройти испытания повторно.

Методические приемы. Педагог следит, чтобы обучающиеся правильно держали ракетку и ударяли по волану, чередуя удар сверху и удар снизу. Удары могут выполняться открытой и (или) закрытой ракеткой.

 

Бадминтон левыми руками

Игра проводится по правилам бадминтона, но левой (слабейшей) рукой. Это могут быть игры на уменьшенных или обычных площадках.

 

Полоса препятствий

Задачи: учить детей правильной хватке ракетки, управлять ракеткой в движении, следить за воланом и головкой ракетки.

Описание игры: По большому квадрату раскладываются чехлы от ракеток с интервалом 1м, 2 коробки от воланов с интервалом 5-7 м, скамейка. Участники с ракетками и воланом на струнной поверхности строятся в колонну по одному с интервалом 1,5м. По команде первый участник начинает движение, стараясь не уронить волан, между чехлами «змейкой» (лабиринт), от коробки до коробки гуськом или в полу-приседе (проход под кустарниками), по скамейке шагом (бревно через овраг). Когда первый участник проходит половину «лабиринта», подается команда второму и т.д.

Методические указания: необходимо следить за интервалом движения между участниками, при необходимости подать руку тому, кто идет по скамейке.

 

Подбей волан

Задачи: Учить детей правильно держать ракетку, следить за воланом, при ударе попадать струнной поверхностью ракетки по волану.

Описание игры: Игроки свободно располагаются на площадке, каждый – с ракеткой и воланом. По сигналу воспитателя все подбивают волан вверх, стараясь не дать ему упасть. Выигрывает ребенок, который дольше удержит волан в воздухе и не даст ему упасть.

Вариант: Дети, подбивая волан ракеткой, передвигаются с одной стороны площадки на другую. Открытой, закрытой стороной ракетки, поочередно.

Методические указания: удар выполняется при движении ракетки снизу вверх.