Век Победы: Путешествие в прошлое
Век Победы: Путешествие в прошлое
Асия НИЗАМОВА,
учитель начальных классов
средней школы №167 г. Казани
Цель: Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, показать значимость Победы, воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну. Возраст: 2 класс.
Материалы: Карта СССР с обозначением основных мест сражений, фотографии ветеранов, письма с фронта (реальные или художественные), рисунки детей о войне, музыкальные произведения о войне, красные звезды для награждения детей.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенный день. Мы отмечаем важную дату – День Победы в Великой Отечественной войне. Это событие, которое навсегда останется в нашей истории и сердцах.
Наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки, отцы и матери защищали нашу Родину, сражались за наше будущее. Они совершили настоящий подвиг и подарили нам мирное небо над головой. Благодаря их героизму, мы можем сейчас жить, учиться и радоваться каждому дню [3].
Ребята, давайте сегодня вспомним о тех, кто отстоял нашу свободу. Давайте почтим память героев, которые отдали свои жизни ради нас. Мы должны гордиться нашими предками и передавать эту память из поколения в поколение. Это наш долг перед теми, кто подарил нам Победу! [2].
Сегодня мы отмечаем эту великую дату. Давайте же с благодарностью и уважением вспомним о подвиге наших предков. Их мужество и любовь к Родине навсегда останутся примером для нас!
(Звучит песня День Победы).
Учитель: Ребята, вы знаете, что такое война? (Дети отвечают).
Учитель: Война – это очень страшное время. Люди воевали за свою Родину, за мир, за то, чтобы мы с вами могли жить спокойно.
Путешествие в прошлое (15 минут).
Учитель: Мы сегодня отправимся в прошлое, в 1941 год. Тогда на нашу Родину напали фашисты, началась Великая Отечественная война. На этой карте вы видите СССР – нашу большую страну. Смотрите, вот здесь, на западе, фашисты перешли границу (Учитель отмечает на карте места, где началась война: Белоруссия, Украина, Прибалтика.)
Учитель: Война – это очень страшное время. Люди сражались за свою Родину, за свободу и мир. Они были очень смелыми и отважными.
Учитель: Вспомним, как назывался главный город нашей страны? (Дети: Москва!)
Учитель: Да, Москва! Она была столицей СССР. Фашисты хотели захватить ее, но советские солдаты отважно защищали свою Родину. (Учитель отмечает на карте Москву и отмечает ее окружение фашистскими войсками.) [1].
Ребята, вы видите, что Москва была окружена немецкими войсками. Фашисты рвались к столице, чтобы захватить ее и тем самым сломить дух советского народа. Но наши отважные солдаты встали на защиту Москвы, не дали врагу пройти [4].
(Показывает на карте стрелки, обозначающие движение фашистских войск к Москве и контрнаступление советских войск.)
Битва за Москву стала одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Советские войска мужественно отбивали натиск противника. Бои шли прямо на подступах к Москве, в ее пригородах. Наши солдаты, матросы, ополченцы сражались отчаянно, не жалея своих сил. (Показывает фотографии или иллюстрации, изображающие оборону Москвы.) [5].
Благодаря героизму и стойкости советских людей, Москва не была захвачена фашистами. Более того, в контрнаступлении наши войска смогли отбросить врага от столицы. Это была первая крупная победа Красной Армии, которая перевернула ход всей войны [8].
Учитель: Не давайте забывать героев! Вспомните их имена! (Дети: Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Василий Зайцев и т.д.)
Учитель: Благодаря их героизму фашисты так и не смогли захватить Москву! Они были отброшены назад.
Учитель: Но война продолжалась еще четыре года. На фронте сражались многие люди. И женщины, и дети помогали в тылу. (Учитель отмечает на карте другие значимые места сражений: Сталинград, Курск, Ленинград.)
Учитель: В конце концов, наша армия разгромила фашистов. Мы победили! (Учитель отмечает на карте Берлин, столицу Германии, где закончилась война.) [7].
Учитель: Но победа была дорогой. Многие герои погибли в бою. Их мы никогда не забудем!
Учитель: Наши солдаты сражались с врагом на всех фронтах. Они проявляли невероятную храбрость и мужество, чтобы защитить свою Родину (Учитель демонстрирует фотографии ветеранов и рассказывает о их подвигах).
Учитель: В тылу люди тоже трудились для победы. Они работали на заводах, собирали танки и самолеты, отправляли на фронт продукты и одежду.
Письма с фронта (10 минут)
Учитель: Во время войны солдаты писали письма своим родным. В этих письмах они делились своими чувствами, надеждами и мечтами. (Учитель читает несколько писем с фронта, акцентируя внимание на чувствах солдат).
Учитель: Эти письма напоминают нам о том, как важно хранить память о войне, о тех, кто отдал свои жизни за нашу свободу [6].
Рисунки о войне (10 минут)
Учитель: Ребята, вы можете выразить свои чувства о войне через творчество. Давайте посмотрим на ваши рисунки. (Дети демонстрируют свои рисунки о войне).
Учитель: Ваши рисунки очень трогательные. Они показывают, что вы помните о войне, о героях, о том, что мир очень ценен.
Песня Победы (5 минут)
Учитель: В честь Победы давайте споем песню, которая стала символом этого дня! (Дети исполняют песню День Победы).
Заключение (5 минут).
Учитель: Ребята, помните, что Победа – это не только праздник, но и важный урок. Мы должны ценить мир и уважать тех, кто его защищал.
(Учитель вручает детям красные звезды в знак благодарности за участие в мероприятии).
Учитель: Спасибо вам за участие! Пусть память о Великой Отечественной войне всегда живет в наших сердцах!
А сейчас давайте поговорим о том, как мы можем почтить память наших героев. Ребята, у вас есть идеи?
(Дети предлагают различные идеи: возложение цветов к Вечному огню, рассказ о подвигах ветеранов, создание рисунков и поделок, участие в акции «Бессмертный полк» и т.д.).
Учитель: Замечательные идеи! Мы обязательно сделаем что-нибудь особенное, чтобы отдать дань уважения нашим героям.
Спасибо, ребята! Ваши рассказы очень трогательные. Именно такие семейные истории помогают нам помнить о подвиге нашего народа. Давайте сейчас вместе споем песню, посвященную Великой Победе.
Список литературы:
- Березовикова, Н. А. «И помнит мир спасенный»: [лит.-музык. композиция] / Н. А. Березовикова, Л. В. Туганова // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к. — 2004. – № 9. — С. 13-17
- Демченко, И. Поколению новому – прошлого слава / И. Демченко // Библиотека. – 2010. – № 8. — С. 35-36.
- Кочеткова, Н. Час мужества в школе / Н. Кочеткова // Библиотека. – 2011. –№ 2. — С.
- Макарова, Б. А. «Памяти павших будьте достойны»: [поэт. композиция] / Б. А. Макарова // Читаем, учимся, играем: журн.-сб. сценариев для б-к. — 2023. — № 5. — С. 7-9
- Макеева, Н. Мы этой памяти верны / Н. Макеева // Библиополе. – 2010. – № 10. — С. 45- 49.
- Цыба, Н. А. Страницы той страшной войны / Н. А. Цыба // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к. – 2019. — № 5. — С. 78-81
- Чередниченко, Т. А. Вы в битве Родину спасли : поэт. вечер / Т. А. Чередниченко // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к. — 2023. — № 5. — С. 4–6.
- Шеина, Л. А. «Священная война» / Л. А. Шеина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к. — 2023. — № 2. — С. 14-19.