Век Победы: Путешествие в прошлое

Век Победы: Путешествие в прошлое

Асия НИЗАМОВА,

учитель начальных классов

средней школы №167 г. Казани

 

Цель:  Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, показать значимость Победы, воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну. Возраст: 2 класс.

Материалы: Карта СССР с обозначением основных мест сражений, фотографии ветеранов, письма с фронта (реальные или художественные), рисунки детей о войне, музыкальные произведения о войне, красные звезды для награждения детей.

Ход мероприятия:

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенный день. Мы отмечаем важную дату – День Победы в Великой Отечественной войне. Это событие, которое навсегда останется в нашей истории и сердцах.

Наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки, отцы и матери защищали нашу Родину, сражались за наше будущее. Они совершили настоящий подвиг и подарили нам мирное небо над головой. Благодаря их героизму, мы можем сейчас жить, учиться и радоваться каждому дню [3].

Ребята, давайте сегодня вспомним о тех, кто отстоял нашу свободу. Давайте почтим память героев, которые отдали свои жизни ради нас. Мы должны гордиться нашими предками и передавать эту память из поколения в поколение. Это наш долг перед теми, кто подарил нам Победу! [2].

Сегодня мы отмечаем эту великую дату. Давайте же с благодарностью и уважением вспомним о подвиге наших предков. Их мужество и любовь к Родине навсегда останутся примером для нас!

(Звучит песня День Победы).

Учитель:  Ребята, вы знаете, что такое война?  (Дети отвечают).

Учитель:  Война – это очень страшное время. Люди воевали за свою Родину, за мир, за то, чтобы мы с вами могли жить спокойно.

Путешествие в прошлое (15 минут).

Учитель:  Мы сегодня отправимся в прошлое, в 1941 год.  Тогда на нашу Родину напали фашисты, началась Великая Отечественная война.  На этой карте вы видите СССР – нашу большую страну.  Смотрите, вот здесь, на западе,  фашисты  перешли границу (Учитель  отмечает на карте места, где началась война:  Белоруссия, Украина,  Прибалтика.)

Учитель:  Война – это очень страшное время.  Люди  сражались  за  свою  Родину,  за  свободу  и  мир.  Они  были  очень  смелыми  и  отважными.

Учитель:  Вспомним,  как  назывался  главный город  нашей  страны?  (Дети:  Москва!)

Учитель:  Да,  Москва!  Она была  столицей  СССР.  Фашисты  хотели  захватить  ее,  но  советские  солдаты  отважно  защищали  свою  Родину.  (Учитель  отмечает  на  карте  Москву  и  отмечает  ее  окружение  фашистскими  войсками.) [1].

Ребята, вы видите, что Москва была окружена немецкими войсками. Фашисты рвались к столице, чтобы захватить ее и тем самым сломить дух советского народа. Но наши отважные солдаты встали на защиту Москвы, не дали врагу пройти [4].

(Показывает на карте стрелки, обозначающие движение фашистских войск к Москве и контрнаступление советских войск.)

Битва за Москву стала одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Советские войска мужественно отбивали натиск противника. Бои шли прямо на подступах к Москве, в ее пригородах. Наши солдаты, матросы, ополченцы сражались отчаянно, не жалея своих сил. (Показывает фотографии или иллюстрации, изображающие оборону Москвы.) [5].

Благодаря героизму и стойкости советских людей, Москва не была захвачена фашистами. Более того, в контрнаступлении наши войска смогли отбросить врага от столицы. Это была первая крупная победа Красной Армии, которая перевернула ход всей войны [8].

Учитель:  Не  давайте  забывать  героев!  Вспомните  их  имена!  (Дети:  Александр Матросов,  Зоя Космодемьянская,  Василий  Зайцев  и  т.д.)

Учитель:  Благодаря  их  героизму  фашисты  так  и  не  смогли  захватить  Москву!  Они  были  отброшены  назад.

Учитель:  Но  война  продолжалась  еще  четыре  года.  На  фронте  сражались  многие  люди.  И  женщины,  и  дети  помогали  в тылу. (Учитель  отмечает  на  карте  другие  значимые  места  сражений:  Сталинград,  Курск,  Ленинград.)

Учитель:  В  конце  концов,  наша  армия  разгромила  фашистов.  Мы  победили!  (Учитель  отмечает  на  карте  Берлин,  столицу  Германии,  где  закончилась  война.) [7].

Учитель:  Но  победа  была  дорогой.  Многие  герои  погибли  в  бою.  Их  мы  никогда  не  забудем!

Учитель:  Наши солдаты сражались с врагом на всех фронтах. Они проявляли невероятную храбрость и мужество, чтобы защитить свою Родину (Учитель демонстрирует фотографии ветеранов и рассказывает о их подвигах).

Учитель:  В тылу люди тоже трудились для победы. Они работали на заводах, собирали танки и самолеты, отправляли на фронт продукты и одежду.

Письма с фронта (10 минут)

Учитель:  Во время войны солдаты писали письма своим родным. В этих письмах они делились своими чувствами, надеждами и мечтами. (Учитель читает несколько писем с фронта, акцентируя внимание на чувствах солдат).

Учитель:  Эти письма напоминают нам о том, как важно хранить память о войне, о тех, кто отдал свои жизни за нашу свободу [6].

Рисунки о войне (10 минут)

Учитель:  Ребята, вы можете выразить свои чувства о войне через творчество. Давайте посмотрим на ваши рисунки. (Дети демонстрируют свои рисунки о войне).

Учитель:  Ваши рисунки очень трогательные. Они показывают, что вы помните о войне, о героях, о том, что мир очень ценен.

Песня Победы (5 минут)

Учитель:  В честь Победы давайте споем песню, которая стала символом этого дня! (Дети исполняют песню День Победы).

Заключение (5 минут).

Учитель: Ребята, помните, что Победа – это не только праздник, но и  важный урок. Мы должны ценить мир и уважать тех, кто его защищал.

(Учитель вручает детям красные звезды в знак благодарности за участие в мероприятии).

Учитель: Спасибо вам за участие! Пусть память о Великой Отечественной войне всегда живет в наших сердцах!

А сейчас давайте поговорим о том, как мы можем почтить память наших героев. Ребята, у вас есть идеи?

(Дети предлагают различные идеи: возложение цветов к Вечному огню, рассказ о подвигах ветеранов, создание рисунков и поделок, участие в акции «Бессмертный полк» и т.д.).

Учитель: Замечательные идеи! Мы обязательно сделаем что-нибудь особенное, чтобы отдать дань уважения нашим героям.

Спасибо, ребята! Ваши рассказы очень трогательные. Именно такие семейные истории помогают нам помнить о подвиге нашего народа. Давайте сейчас вместе споем песню, посвященную Великой Победе.

 

 

Список литературы:

 

  • Березовикова, Н. А. «И помнит мир спасенный»: [лит.-музык. композиция] / Н. А. Березовикова, Л. В. Туганова // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к. — 2004. – № 9. — С. 13-17
  • Демченко, И. Поколению новому – прошлого слава / И. Демченко // Библиотека. – 2010. – № 8. — С. 35-36.
  • Кочеткова, Н. Час мужества в школе / Н. Кочеткова // Библиотека. – 2011. –№ 2. — С.
  • Макарова, Б. А. «Памяти павших будьте достойны»: [поэт. композиция] / Б. А. Макарова // Читаем, учимся, играем: журн.-сб. сценариев для б-к. — 2023. — № 5. — С. 7-9  
  • Макеева, Н. Мы этой памяти верны / Н. Макеева // Библиополе. – 2010. – № 10. — С. 45- 49.
  • Цыба, Н. А. Страницы той страшной войны / Н. А. Цыба // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к. – 2019. — № 5. — С. 78-81
  • Чередниченко, Т. А. Вы в битве Родину спасли : поэт. вечер / Т. А. Чередниченко // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к. — 2023. — № 5. — С. 4–6.
  • Шеина, Л. А. «Священная война» / Л. А. Шеина // Читаем, учимся, играем : журн.-сб. сценариев для б-к. — 2023. — № 2. — С. 14-19.