Особенности организации воспитательной работы в системе инклюзивного образования

Особенности организации воспитательной работы в системе инклюзивного образования

 

Фарида ФАЙЗУЛЛИНА,

учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад №253 присмотра и оздоровления»

г.Казани

В современном мире во многих странах, в том числе и в России, становится популярным инклюзивное образование. Что такое инклюзивное образование? Инклюзивность — это включение кого-либо или чего-либо в социальный процесс. Слово «инклюзия» происходит от латинского «Includo», что означает «включать». В контексте образования инклюзивность — это процесс интеграции детей с особыми возможностями здоровья в обычный образовательный процесс.

С точки зрения педагогики дети с особыми возможностями здоровья — это дети с «особыми образовательными потребностями», образование и обучение которых требует создания особых условий. Общая цель инклюзивного образования заключается в создании комфортных условий для совместного и эффективного обучения и успешного воспитания детей с различными психофизическими особенностями развития. Для достижения этой цели наше общество уже сделало первый шаг – постепенно открываются соответствующие учреждения, где каждый ребенок учится помогать друг другу, учится жить как полноправный член общества и понимать свои потребности.

 

Инклюзивное образование начинается с осознания того, дети-инвалиды имеют те же потребности, что и здоровые дети, но также  имеют индивидуальные и особые потребности. В современном мире уже существуют специализированные учреждения, где «особые» дети получают знания в понятной  для  них  форме и в  комфортном темпе. Однако  большим  недостатком  такого обучения  является отсутствие для такого ребенка  естественной  среды и  контакта с обычными  людьми, поскольку в будущем ему  все равно придется  адаптироваться к жизни в реальном мире и научиться удовлетворять  свои  основные потребности.

Пожалуй, самым важным для «особых»  детей в современном  мире является,  конечно  же, контакт с окружающими, поэтому одна из главных задач для учителей — вовлекать  детей в коллектив. Ни для  кого  не  секрет, что учителя испытывают  страх и неуверенность,  когда к  ним впервые приходит «особенный» ребенок. Это  вполне оправданно и  понятно, ведь  такому  ребенку нужно уделять гораздо  больше внимания и создавать особые  условия  для обучения и развития. В таких  случаях учитель может испытывать  двойную нагрузку, но  для него  важно  понимать, что необходимо полностью принять  такого  ребенка, так как  от этого зависит, как  малыш  будет восприниматься  другими детьми.

Индивидуальный подход, учитывающий особенности  психики и здоровья каждого  ребенка, является главным и первостепенным приоритетом в воспитательной  работе с детьми-инвалидами. Ни в коем случае нельзя предъявлять к такому ребенку чрезмерные  требования,  так как перегрузки, особенно интеллектуальные, не  только  приводят к снижению  работоспособности,  но и могут  проявляться в виде агрессии. Чтобы  устранить быструю  утомляемость или снять ее, важно переключать детей с  одного занятия на  другое, чтобы  разнообразить занятия.

Для «особенного» ребенка очень важно постоянно поощрять его взрослыми за малейшие успехи – это помогает развить веру в собственные силы и способности. Отсюда вывод – нужно хвалить ребенка даже за незначительные достижения. Также важно стараться не делать резких замечаний, так как это приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Учитель ни в коем случае не должен сравнивать «особенного» ребенка с другими детьми, потому что его развитие отличается, идет своим путем.

Чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям и хорошее эмоциональное настроение, необходимо использовать красочные дидактические материалы по принципу от простого к сложному с введением игровых моментов. Воспитательная деятельность по своей сути обязана обеспечивать общественно значимые и общественно полезные качества и черты личности.

И, пожалуй, главное, что должен знать и чувствовать ребенок, — это то, что он всегда может чувствовать себя защищенным, любимым и желанным. Каждый ребенок обязательно станет взрослым. И решения, которые мы приняли сегодня, определят его завтрашние победы и успехи.