Работа с текстом. «Красавица русских лесов»

 

Работа с текстом. «Красавица русских лесов»

 

Людмила Елистратова,

 учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 средней общеобразовательной школы

поселка МЮД Аксубаевского района

 

Цель: Дать понятие о красоте и пользе березы. Воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде, разумно использовать ее богатства.

Задачи:

Изучить научно-популярную, справочную и художественную литературу о берёзе.

привлечь внимание к одному из символов нашей Родины – берёзе;

показать не только её красоту, но и пользу, широкое применение;

развивать  логическое мышление, воображение, фантазию, умение видеть прекрасное;

совершенствовать навыки выразительного чтения, прививать интерес к чтению.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята.

Наше занятие начнем с прослушивания песни.
Звучит запись песни «Уголок России» (сл. Е. Шевелевой, муз. В. Шаинского). музыка без слов

2.Вводная беседа.

— В России растёт много деревьев, но одно из них считают самым красивым. Еще с давних времен об этом дереве слагали песни, стихи. Она вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений.

— О каком дереве пойдет речь? Вы узнаете, отгадав загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза)

Верно. Молодцы.

-Послушайте запись песни в исполнении …

Звучит запись песни в исполнении Л. Лещенко «Берёза белая»

(сл. Л. Овсянниковой, муз. В. Шаинского).

Учитель: Берёза… Русская берёза… Белая берёзка… Русская красавица… Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью? Русской берёзке одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени… А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде! Свет, излучаемый ею, способен обогреть озябшую душу. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёзка. Сколько песен о ней сложено. Сколько стихов написано! И всё, кажется, мало! У каждого русского человека находятся для этой красавицы свои задушевные, порой неожиданные слова.

-Кто – нибудь вспомнит стихотворение про березу и расскажет? (лит. чт. «Белая береза»)

  1. Подготовка к чтению.

При чтении текста встретятся нам такие слова:

Обживает, объясняется,  изготавливают, растолковывается, готовить, разъясняется, заселяет.

— Поставьте ударение над словами. (Ученики выходят по одному к доске, ставят ударение.)

-Назовите синоним к слову обживает. (заселяет)

-Какое образующее слово будет для слова изготавливают. (готовить)

-Прочитайте синонимы для слова объясняется. (Разъясняется, растолковывается.)

-Сейчас прочитаем вместе. (Хоровое чтение)

Молодцы, ребята!

  1. Работа с текстом.

-Ребята, перед вами на парте текст Н.Юрцевича. Внимательно прослушайте и подумайте, как можно озаглавить текст Юрцевича.

Красавицей русских лесов называют люди березу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.  С давних пор служила береза символом красоты.

Но не одной красотой славна наша береза. Многие знают, что она еще и чудо-сеялка. Ежегодно береза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.

Береза – это растение-пионер, потому что оно активно обживает новые места.

Интересно, что ствол березы даже на солнце остается холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.

А что можно сказать о пользе березы?

Береза используется как декоративное растение при озеленении городов и сел. Из ее древесины изготавливают фанеру, мебель. Березовый сок хорошо утоляет жажду. Из сока березы готовят лекарства. Листья и кору березы с удовольствием едят козы и овцы.

1.Как можно озаглавить текст? (Ответы уч-ся)

-Ребята, мы с вами озаглавили текст. А теперь вы прочитайте текст, вполголоса, время пошло. 2 мин (Жужжащее чтение)

2.Можно ли назвать этот текст научно-познавательным?

3.Дополни предложения, опираясь на содержание текста.

а) Береза – это растение-пионер, потому что

б) Береза – это чудо-сеялка, потому что

4.Верно ли утверждение, что даже в самую жару, в самое пекло ствол березы остается всегда холодным?

5.Работа в парах.

Возьмите лист розового цвета, прочтите задание и посоветовавшись, обсудив в паре, запишите свои ответы.

Для выполнения задания 2 минуты.

Береза Как используют
растение  

 

древесина  

 

сок  

 

листья и кора  

 

 

 

 

Заслушиваю ответы учащихся. (с каждого ряда по одной паре)

Молодцы, ребята. Вы справились заданием.

Положите листочки на парту. Придвиньте текст. Продолжим работу по тексту.

 

  1. В какое время года береза считается красавицей леса?
  2. В чем заключается польза березы?
  3. Прочитай строки стихотворения о березе. Найди сравнение.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И берёзы стоят,

Как большие свечки.

Молодцы!

  1. Перескажи текст.

6.Рефлексия.

Обратите внимание на доску. Перед нами ствол березы. Давайте её преобразим, украсим. Если вы получили знания, то прикрепите зеленые листочки. Если что – то нужно подучить, то листья жёлтого цвета.

(Учащиеся подходят и прикрепляют листья к стволу берёзы.)

Наша берёза преобразилась, а вы пополнили свои знания.

Вы, молодцы! Спасибо.