Применение активных методов обучения
Применение активных методов обучения
Валентина ПЛОТНИКОВА,
учитель начальных классов
средней общеобразовательной школы №1
им. П. Курасанова Черемшанского района
Сегодня на первое место выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. В современной школе вопрос об инновационной деятельности становится актуальным, в связи с новыми требования и стандартами. Что же такое инновация? Инновация как я понимаю, это обновления. В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Цель инновационной работы — создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образования.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
— развивающее обучение;
— проблемное обучение;
— развитие критического мышления;
— дифференцированный подход к обучению;
— создание ситуации успеха на уроке.
Инновация в педагогическом процессе определяет инновационную деятельность, направленную на поиск и реализацию новых активных форм обучения, методов и подходов в обучении, а так же новых технологий.
Цель инновационной деятельности это реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей, так же улучшение качества работы и развитие обучающихся.
Профессиональная деятельность учителя в современном образовании считается неполноценна, если она строится только как применение однажды усвоенных методов работы.
Рассмотрим основные признаки инновационной деятельности:
— Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создаёт что-то новое для себя или для класса.
— Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную.
— Повышения интереса у детей к обучению.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации какой либо образовательной технологии и методики, например:
— применение современных информационных технологий;
— применение принципа интеграции содержания образования;
— проектное обучение;
— проблемное обучение;
— развивающее обучение;
— дифференцированное обучение;
— проектное обучение;
— программированное обучение;
— модульное обучение.
Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать
Современное обучение детей потребовало от меня, как учителя освоить современные активные технологии и активно их применить на своих уроках. Моя задача направить знания и умения ребят в нужном направлении, подсказать, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись интересом к познанию. В связи с этим, я учу учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать встречающие на пути задачи, с которыми они встречаются.
Приёмы, которые использую на разных этапах урока:
Актуализация знаний (или как не скучно вспомнить то, что проходили на прошлом уроке)
-цветик семицветик
-ёжик с яблоками
— билет в институт
— Пинг-понг
Подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Параллельно провожу работу над развитием речи, внимания, памяти, мыслительных операций.
Мотивация к изучению нового (ищем у каждого кнопочку)
— Феномен
— Сыщики
— Реклама
— Корзина вопросов
— Облако слов
Внимание детей на этом этапе обращаю на отличительное свойство задания, которое вызывает затруднение, затем формулируем цель и тему урока. Вместе организуем подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем, чертежей, рисунков. Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В конце обсуждения вместе подводим итог.
Изучение нового материала (как не сосчитать ворон на уроке):
— Учимся сообща
— Скажи на ушко
— Разведчики
— Слова урока
— Ловим ответ
Мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия. Использую индивидуальную форму работы, создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать.
Закрепление (как унести все знания с собой) :
— Шкатулка
— Телеграмма
— Облако слов
— Рукавички
Здесь мои дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При повторении использую игровые элементы: появляются сказочные персонажи, организуем соревнования.
Это способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к занятиям, урокам.
Рефлексия (выстраивание добрых отношений):
— Смайлики и прищепки
— Паровоз с вагончиками
— Чемодан, корзина, мясорубка
— Лестница успеха
— Светофор
При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Я организую самооценку учебной деятельности, а домашнее задание стараемся согласовывать. Подведение итогов урока помогает ребёнку осмыслить его собственные достижения и его пробелы.
Таким образом, применение активных методов обучения, использование элементов исследовательской деятельности, приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать инновационный подход в обучении младших школьников. Чтобы учить ребёнка радостно, без принуждения – необходимо в работе использовать разнообразные методы и новые технологии.
Заключение.
Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и всестороннего стимулировании этого процесса.
И в заключении хочется сказать: « Я уверена, что использование инновационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень интереса к учёбе младшего школьника».
Список литературы
- Л.А.Турик, Н.А.Осипова «Педагогические технологии в теории и практике». 2009.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 2009г
- Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А. — Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.