Синтез искусств в театре, кино и на телевидении
Елена МАКСЮТОВА,
учитель изобразительного искусства
СОШ № 7 г. Зеленодольска
Многие знают меня как человека искусства и, удивляясь, спрашивают, как я попала в педагогику. С 2005 года я работала гримером на съемках в кино и театре. Случилось так, что съемки полнометражного фильма затянулись на два года, бесконечные гастроли и командировки заставили меня задуматься о более оседлом образе жизни, ведь из-за моей творческой работы появлялась острая нехватка времени на семью. Где же еще я могу пригодиться? В шкафу, наряду с дипломом художника-гримера, лежал и ждал своего часа диплом об окончании педагогического университета.
В целом, у меня не было понимания, как люди приходят к тому, чтобы работать в школе. Я решила попробовать пойти в Центр занятости, чтобы, опираясь на мое образование, меня направили туда, где я смогу реализовать себя, пригодиться. Через пару дней после визита в Центр занятости мне позвонили и предложили пойти на собеседование в СОШ № 7 Зелендольского муниципального района. Я отправилась туда, куда написали в заветной бумажке. На тот момент я даже понятия не имела, как строится работа с детьми, но решила рискнуть, и не зря – мне понравилось, я понравилась, и уже через месяц после визита к руководству школы я провела свой первый урок. Страха перед детьми у меня не было, детей я понимаю, на мой взгляд, очень хорошо. Мне удалось сразу выстроить доверительные отношения с ними. И я поняла с первого проведенного мной урока, что работа с детьми, работа учителя – это бесконечная учеба и бесконечное развитие, безграничные знания, которые можно совершенствовать каждый день, узнавать новое все больше и больше.
Никакими цифрами не измерить то, что получает учитель и то, что он дает, это такая взаимная мощь! Мне нравится это взаимодействие, этот энергообмен. Рядом с детьми душа исцеляется. На этом обмене строится моя работа. В первый год мне удалось подготовить победителя муниципального уровня предметной олимпиады, после чего мы ездили на республиканский уровень, на следующий год хуже уже было сделать нельзя, чисто психологически для себя я решила: «только выше, только вперёд» – мне удалось подготовить двоих победителей (первое и второе места), и так каждый год.
Самый важный момент в моей работе учителя, гримёра, художника – это чередование деятельности. Именно в этом я черпаю вдохновение, весь учебный год я учитель, который дает знания и который их получает от детей. В перерывах на каникулах у меня есть возможность заниматься творчеством, работать художником-гримером на киносъемках.
Я делюсь этим опытом с детьми, им это очень нравится, какие-то моменты из профессиональной деятельности гримера я использую на своих уроках, профориентирую детей, выделяю творчески одаренных, направляю, подсказываю, вдохновляю. Такое интересное сочетание помогает мне держать баланс между семьей, школой и кино.
В этом году выставка, посвященная 75-летию Казанского театрального училища, разместилась в Национальной библиотеке. На выставке было много моих студенческих работ, мои ученики – школьники вдохновились примером, и кто-то из них, возможно, после окончания школы захочет связать свою жизнь с искусством, станет художником-гримером, бутафором-декоратором или кукольником.
Вот такая простая история о том, что творчеством «заражаются» если не «воздушно-капельным путём», то «душевно-ментальным».
Я бы хотела представить вам свой урок на тему:
«Синтез искусств в театре, кино и на телевидении».
Цель урока: познакомить с понятием «синтетические искусства», как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Исследование произведений нескольких видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения; изучить культуру современного мира визуальных синтетических искусств; иметь общее представление о специфике синтетических искусств; развивать зрительскую компетентность учащихся на основе мира кино и театра; воспитать интерес к современному искусству в целом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постановка целей, задач урока.
III. Формирование новых знаний.
«Только искусство позволяет сказать даже то, чего мы не знаем».
Габриэль Лауб
- Беседа
Быт, люди, окружающий мир, действительность отображаются творцами в разных видах искусства.
– Ребята, а какие виды искусства вам знакомы?
(Архитектура, скульптура, изобразительное искусство (живопись, графика, ДПИ), литература, музыка, хореография, театральное искусство, фотоискусство, киноискусство.)
- Изучение нового материала
– Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между различными видами искусства или они существуют отдельно друг от друга?
(Взаимодействие различных искусств в художественное целое образует синтез искусств.)
Синтез искусств (от греч. – соединение, сочетание) – органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.
Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства.
Раскрытие понятия – синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства.
Ребята, подумайте, где конкретно нашли свое применение в театре перечисленные виды искусства?
Непременным атрибутом музыкальных спектаклей являются художественные решения: оформление афиши, программы фотовыставок в фойе театра с изображением фрагментов спектаклей и участвующих в них артистов.
Как вы думаете, наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?
(В театре, кино, на телевидении активно взаимодействуют различные виды искусства.)
Зритель визуально воспринимает воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля.
Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцен коллизий во много раз усиливается музыкой.
Особый сценический жанр – мюзикл, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства.
Их сочетание, взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водевиля, эстрадного шоу, варьете, отличающихся особым ощущением сценического времени, броскостью, яркостью материала.
Жанр мюзикла сформировался в США в начале XX в. и вскоре осуществил свое триумфальное шествие по всему миру. Некоторые зачастую его называют рок-оперой.
Какие рок-оперы, мюзиклы знакомы вам?
Давайте разберем на примере мюзикла, созданного на основе романа Виктора Гюго «Нотр-Дам-де-Пари».
Это одна из самых зрелищных постановок, которая попала в Книгу рекордов Гиннесса, как самый оглушительный дебютный проект.
Он стал первым известным французским мюзиклом, получившим признание на мировой сцене.
Партия Квазимодо, о жертвенной чувственной любви, запретное чувство.
А какое настроение у вас после его исполнения?
При высочайшем уровне исполнения постановка вокала или пластики в мюзиклах и рок-операх категорично иная, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать по-оперному, а танец – выглядеть балетным. Мюзикл – это сочетание олицетворения синтеза искусств, ярчайший пример для раскрытия темы нашего урока.
В настоящее время активно применяют в киноискусстве связь между музыкой и цветом при создании постановок, разнообразных представлений (эстрадное шоу), в них для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу, задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые шоу, часто агрессивную звуковую среду.
Подлинный синтез достигается тогда, когда элементы различных искусств гармонично связаны между собой идеей и общим замыслом. Давайте вспомним, какую роль в создании драматического спектакля играет музыкальное и художественное оформление:
– сформулируйте, какие жизненные ценности, человеческие идеалы раскрывают произведения синтетических жанров;
– какой опыт приобретают современные зрители и слушатели в процессе общения с классическим искусством?
- Обобщение и закрепление полученных знаний
Разнообразие синтетических форм современных искусств представлено в кино и театре. Оно объединило в себе слово и пластику, изображение и музыку.
Рефлексия
Сегодня на уроке мы говорили о синтетических видах искусства.
– Что происходит от слияния разных видов искусств?
(Рождаются новые жанры в театре и на телевидении.)
(Рождаются вечные темы – любви, верности.)
Синтетические виды искусства более эмоционально воздействуют на слушателя. Тем самым они более понятны и популярны.
Домашнее задание. Ребята, дома необходимо выполнить эскизы к мюзиклу «Нотр-Дам-де-Пари».
Первый ряд выступит в роли художника-декоратора, нарисует эскиз декораций.
Второй ряд выполнит эскиз костюмов к этому спектаклю.
Третий ряд изобразит в своих эскизах грим главных героев.
- Выставление оценок за урок
Синтез искусств
Театр
Жанр
Жанр мюзикла
Известные мюзиклы?
– Что происходит от слияния разных видов искусств?