Бессоюзные сложные предложения
(Урок «открытия нового знания с формированием читательской грамотности)
Индира ИБРАГИМОВА,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы №81 г. Казани
Цели:
– создание условий для изучения учебного материала по теме «Бессоюзные сложные предложения»;
– по формированию умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении (БСП);
– определять правильно пунктуацию при БСП;
– формирование эстетического воспитания при проявлении интереса к театральному искусству.
Задачи:
– способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки, взаимооценки;
– развивать умения извлекать информацию.
Источники информации: публицистический текст, научная статья учебника, толковый словарь.
Оборудование: индивидуальный рабочий лист, презентация к уроку и мультимедийное оборудование.
Ход урока
- I. Самоопределение к деятельности
Учитель. Добрый день, ребята! Рада вас видеть на нашем уроке! Желаю всем хорошего настроения и надеюсь, что занятие пройдет продуктивно.
Начнём урок.
– Какой театр перед нами? Сколько лет исполнилось театру?
– Я знаю, что ваш класс очень часто ходит в этот театр и любит его. И какова роль театра в жизни человека и общества?
– Придумайте и запишите в тетрадях СПП предложение, где бы содержалась информация, почему вы любите ТЮЗ или почему вам понравился тот или иной спектакль, увиденный в нем? Какой это будет вид придаточного? (Схема.)
– Какие виды сложных предложений вы знаете?
- II. Актуализация знаний и мотивация
- ТЮЗ – это театр юного зрителя. 2. Здесь собираются не только младшие зрители: спектакли ставятся для подростков и взрослых. 3. ТЮЗ в Казани является одним из самых известных и посещаемых театров города, и это довольно старый театр, имеющий богатую историю.
- Самый первый спектакль, который был сыгран на его сцене, назывался «Ровесники». 5. Его премьера состоялась 30 ноября 1932 года, а значит в 2022 году ТЮЗ отметил свое 90-летие.
- Сегодня уникальность постановок заключается в том, что актерам удается одинаково заинтересовать и юных, и более зрелых зрителей. 7. С помощью своих героев объяснить подрастающему поколению главные ценности жизни и преподать важные уроки.
- Для тех, кто приехал в Казань, ТЮЗ станет отличным местом для посещения. 9. Постановки здесь раскрывают многие проблемы современности.10. Здесь зрители учатся мудрости, им показывают важность любви и дружбы и позволяют с пользой провести время.
III. Постановка учебной задачи
Самостоятельная работа с индивидуальным рабочим листом. Сравнительный анализ предложений. Взаимооценка.
А) Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания , произведите реставрацию текста.
Б) Найдите в тексте БСП, выпишите номера этих предложений в таблицу.
Текст 1
- ТЮЗ – это театр ю (н, нн) ого зрителя. 2. Здесь соб…раются не только младшие зрители: спектакли ставят…ся и для взрослых. 3. ТЮЗ в Казани являет…ся одним из самых извес…ных и посеща…мых театров города и это довольно старый театр имеющий б…гатую историю.
- Самый первый спектакль который был с…гран на его сцене назывался «Ровес(?)ники». 5.Его пр…мьера состоялась … года а значит в 2022 году ТЮЗ отметил(?)свое …
- Сегодня ун…кальность постановок заключается в том что актерам удает…ся одинаково заинт…ресовать и ю(н, нн)ых и более зрелых зрителей . 7. С помощью своих героев об…яснить подр…стающему поколению главные цен (н нн)ости жизни и пр…подать важные уроки.
- Для тех кто пр…ехал в Казань ТЮЗ станет отличным местом для посещения. 9. Постановки здесь раскрывают многие проблемы современности. 10. Здесь зрители учатся мудрости показывают важность любви и дружбы и позв…ляют с пользой провести время.
Выписать слова с орфограммой на правописание чередующихся гласных в корне слова
Из текста 1 выписать номера предложений
БСП |
Для решения какой практической задачи можно использовать данную информацию из текста 1? (Создание рекламной афиши, стенда.)
Сформулируйте не менее 4 причин, почему в ТЮЗ стоит сходить вашим сверстникам.
Проверим результат. (Взаимопроверка.)
– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Запись темы урока в тетради для правил.)
– Что вы можете рассказать о БСП? Подчеркните грамматическую основу в БСП.
– В рабочем листе заполните левую графу.
Уже знал (а) | Узнал (а) |
В бессоюзном предложении нет союзов.
Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: , |
– А обратили внимание, что во втором предложении стоит двоеточие при БСП.
– Так как мы сформулируем цель этого урока?
– А теперь реализуем цель.
- IV. Этап изучения новых знаний
«Открытие» нового знания. Наблюдение над БСП предложениями (знаки и смысловые отношения в БСП). Работа со статьей . Чтение с пометами.
Задание. А теперь всю полученную информацию попробуйте записать графически, схемой. (Работа в парах.)
Представление продукта работы
Работа с текстом научной статьи.
Маркировка
– Отмечайте известное +
новое – выделяем ключевые позиции;
? – непонятная информация.
Знаки препинания в БСП
- Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А.С.Пушкин).
Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.
Лингвистическая задача. Подумайте, почему во втором предложении ставится знак препинания двоеточие.
Подсказка: обратите внимание на пунктуацию.
- Части БСП неравноправны: вторая часть раскрывает первую и части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:
А) вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой (= а именно):
Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.
Б) вторая часть дополняет смысл первой (= что):
Я выглянул в окно и увидел: над лесом занимался рассвет.
В) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):
Я удивился: в двери торчала записка.
- Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая – резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:
А) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:
Тише едешь– дальше будешь. (= если) Условие
Прихожу к колодцу — никого уже нет. (=когда) Время
Б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:
Не успел я моргнуть – мяч уже в воротах.
В) вторая часть содержит противопоставление:
Я гость – он хозяин (= союз а)
Г). вторая часть содержит следствие:
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (= так что).
Оценивание
(3 балла – полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)
Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои схемы.
– Подведем итоги нашему предварительному знакомству с БСП. В одном предложении расскажите всё, что теперь вы знаете о знаках препинания при БСП
В графе «значение» в скобках указаны союзы и специальные слова. Зачем они там? (устанавливая значение БСП, мы можем «превратить» БСП в СПП, чтобы точнее понять значение предложения). Попробуйте это сделать. Переделайте свое предложение о театре из СПП в БСП и запишите его.
- V. Этап самоконтроля
Заполните таблицу, указывая номера предложений
На слайде. Смысловые отношения в БСП (значения):
– причина;
– пояснение;
– перечисление;
– дополнение;
– противопоставление;
– время;
– условие;
– следствие.
Значения предложений | Номера предложений | |
Причина | ||
Пояснение | ||
Перечисление | ||
Противопоставление | ||
Дополнение | ||
Время | ||
Условие | ||
Следствие | ||
Предложения
1 Зритель в зале и актер на сцене в течение спектакля постоянно обмениваются эмоциями, происходит зрительный и чувственный контакт. (значение перечисления событий)
- Это живое слово, действующее на зрителя уникальным образом,
его слышишь здесь и сейчас; театр всегда был отражением действительности. (значение перечисления, но части осложнены)
- Театр необходим людям: он лечит, возрождает. (вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)
4 Еще с детства маленький человек приобщается к театральному искусству: он участвует в постановках в детском саду, в школе. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)
- Считаю: в театр нужно ходить всей семьей. (вторая часть дополняет смысл первой (что я считаю?)
- В театре есть зритель-будет жизнь. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)
- Без литературного материала нет пьес — без зрителя нет самого театра.
(части противопоставлены)
- Прозвенит третий звонок – начнется действие на сцене. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)
- Вы одновременно желаете попасть в мир музыки, танца и выразительного чтения – тогда я принимаю вас в театр. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)
– Сделаем выводы.
Вопрос | Верно | Неверно |
Двоеточие ставится при смысловом значении: причины, пояснения, дополнения | + | |
ТbhtИРЕ: противопоставление, время, следствие | _ | |
Запятая и точка с запятой: перечисление | + |
Взаимопроверка
– Так от чего зависит выбор знака препинания в БСП?
– Да, очень важно уловить смысл предложения.
– Какой алгоритм определения знака препинания при БСП?
- VI. Рефлексия деятельности
Уже знал (а) | Узнал (а) |
В бессоюзном предложении нет союзов.
Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: , |
Знаки препинания в БСП зависят от значения предложения (смысловых отношений между частями) и интонации.
БСП БСП можно преобразовывать в СПП и ССП и наоборот. В БСП могут употребляться знаки: ,; — |
Информационная обработка текста (работа в парах по рядам).
– Прослушайте текст, представьте ситуацию.
Татьяна учится в университете на втором курсе филологического факультета. Она активно интересуется театральной жизнью и часто ходит в театр. К ней на новогодние каникулы собрались приехать родители и шестнадцатилетний брат из Ярославля. В качестве досуга Таня предложила родственникам сходить на спектакль по пьесе А.П.Чехова «Чайка» в один из театров города.
Родители с радостью приняли предложение дочери.
Мама. Танечка, мы купили билеты на поезд. Прибудем на вокзал 4 января в 18:28. Пожалуйста, встреть нас. Везём тебе гостинцы.
Таня. Мама, не нужно было. Я и так буду рада тому, что увижу тебя, папу и Лёшку. Вы уже взяли обратный билет? Помню, ты говорила, что папе нужно выходить на работу 9 января.
Мама. Да, мы взяли билеты. Я с Алёшей уеду поездом 9 января, а папа улетит 8 января поздно вечером.
Таня. Отлично. Я присмотрела несколько интересных постановок в разных театрах. У вас есть какие-то предпочтения?
Мама. Мы с отцом не хотим что-то очень современное и странное, а Алёша не хочет сидеть на спектакле, премьера которого состоялась ещё в прошлом столетии.
Таня. Не переживай, мама. Я подберу вариант, устраивающий всех нас.
После разговора с мамой Таня собрала информацию обо всех постановках «Чайки» в городе.