Обитатели водоёмов. Звук [в]. Буква В
(Логопедическое занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе на материале лексической темы)
Гульназ ГАРЕЕВА,
учитель-логопед детского сада № 15 г. Туймазы
Цель: знакомство со звуком [в] и буквой В.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
– учить детей характеризовать звуки [в] с опорой на акустические и артикуляционные признаки;
– учить различать звуки [в] на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях;
– закреплять навык определения позиции звука в слове;
– упражнять в согласовании числительного и имени существительного в творительном падеже;
– активировать и уточнять словарный запас по лексической теме «Обитатели водоёмов»;
– познакомить с буквой В;
коррекционно- развивающие:
– развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу и высоту голоса;
– развивать умение выполнять сложную инструкции;
– развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, наглядно-образное и словесно- логическое мышление;
– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
коррекционно- воспитательные:
– воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога, в свою речь и в речь других детей;
– формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
– воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, звуковые линейки, зеркала, звуковые сигналы, буква «В», предметные картинки с изображением рыб, изображение мальчика Вани, карточки «Артикуляционная гимнастика», аудиозапись звуков природы на рыбалке, карточка «Дыхательная гимнастика», профиль звука [в], домики для определения позиции звука в слове, слоговые таблицы, фасоль, картинки для рефлексии.
Предварительная работа: беседа об обитателях водоёмов, рассматривание изображения рыб, водных пейзажей, чтение загадок, пословиц и рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход занятия
- I. Организационный момент
Дидактический круг
Учитель-логопед.
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «Здравствуй» говорить
Всем, кого бы ты не встретил,
Это знают наши дети.
– Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети. Здравствуйте!
Учитель-логопед. Я буду называть слово, а кто назовёт первый звук в слове садится на своё место:
Щука, акула, карась, гуппи, меченосец, сом, лещ, рак, окунь, сазан, карп.
Дети. [щ’], [а ], [к ], [г ], [м’ ], [с ], [л’ ], [р ], [о ], [с ], [к ].
Учитель-логопед. Выполним артикуляционную гимнастику.
Работа с карточками «Артикуляционная гимнастика»
(Дети выполняют перед зеркалом.)
* «УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
* «ХОБОТОК». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
* «ЗАБОРЧИК, Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
* «БУБЛИК, Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
* «ЗАБОРЧИК-БУБЛИК. УЛЫБКА-ХОБОТОК». Чередование положений губ.
* Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
- II. Сообщение темы
Учитель-логопед. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться со звуками. А какой это будет звук, вы сами чуть позже скажите, отгадав загадку:
Звучат звуки природы на рыбалке.
Охотник за ухой
С удочкой простой,
Не скажет ни слова,
Ради улова!
Дети. Рыбак. (На доску вывешивается изображение мальчика.)
Учитель-логопед. Это рыбак Ваня. Он тоже сегодня пришел к нам в гости со своим уловом.
– Как зовут мальчика?
Дети. Ваня
Учитель-логопед. ВВВВаня. Какой звук я выделила голосом?
Дети. [в].
Учитель-логопед. Догадались, с каким звуком мы сегодня с вами познакомимся?
Дети. Звук [в].
Учитель-логопед. Правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуком [в] и буквой В.
Но для начала выполним дыхательную гимнастику «Ладошки». (Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.)
III. Характеристика звука [в] по акустическим и артикуляционным признакам
Учитель-логопед. Чтобы правильно произнести звук [в] (вывешивается профиль звука [в]):
– нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята;
– верхние зубы видны;
– язык лежит спокойно во рту за нижними зубами;
– выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой;
– голосовые связки работают, горло дрожит.
Учитель-логопед. Произнесите звук [в] перед зеркалом.
Дети. [в].
Учитель-логопед. Губы что делают?
Дети. Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята.
Учитель-логопед. А зубы?
Дети. Верхние зубы видны.
Учитель-логопед. Где находится язык?
Дети. Язык лежит спокойно во рту за нижними зубами.
Учитель-логопед. Как проходит воздушная струя? Встречает преграду или нет?
Дети. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой.
Учитель-логопед. Значит звук [в] какой?
Дети. Согласный.
Учитель-логопед. Голос есть или нет? (Контроль голоса с детьми.)
Дети. Есть. Звук [в] звонкий. (Выставляется колокольчик.)
Учитель-логопед. В имени нашего рыбака Ваня звук [в] твёрдый или мягкий?
Дети. Твёрдый. (Выставляется сигнал синего цвета.)
Учитель-логопед. Поставьте правую руку на стол и повторяем характеристику звука [в]: звук [ в] – согласный, звонкий , твердый. (Дети вместе с учителем-логопедом загибают пальцы, перечисляя характеристики звука [в].)
- IV. Физминутка. Развитие фонематического слуха
Учитель-логопед. Услышите звук [ в] – приседайте.
Уровень звука – приседайте: [в], [а], [с], [в], [о], [р], [в], [м], [в], [п], [к], [в], [л], [в].
Уровень слога – подпрыгивайте: [ма], [во], [ар], [со], [ву], [ка], [ив,] [ва] [му], [вэ].
Уровень слова – вокруг себя повернитесь: удочка, вода, озеро, плотва, щука, вобла, море, водоросли.
– Молодцы, садитесь.
- V. Определение позиции звука [в] в слове
(Выставляются картинки: вода, плотва, вобла; домики для определения позиции звука в слове. Дети работают со звуковыми дорожками на местах.)
Учитель-логопед. Рыбак Ваня к нам пришел со своим уловом, назовём что изображено на картинке и определим, где находится звук [в] в словах: вода, плотва, вобла.
Дети. Вода – в начале слова, плотва – в середине слова, вобла – в начале слова.
- VI. Согласование числительного и имени существительного в творительном падеже
Учитель-логопед. Рыбак Ваня очень доволен своим уловом. Давайте перечислим что он поймал и чем доволен. (Выставляются картинки рыб: окунь, вобла, щука.)
Дети. Ваня доволен: одним окунем, тремя окунями, пятью окунями; одной воблой, тремя воблами, пятью воблами; одной щукой, тремя щуками, пятью щуками.
Учитель-логопед. Найдите лишнего по названию.
Дети. Вобла.
Учитель-логопед. В слове ВОБЛА есть звук [в], а в остальных – нет.
VII. Звуковой анализ первого слога в слове ВОБЛА
Учитель-логопед. Ване интересно сколько слогов в слове ВОБЛА. Определим.
Дети. ВОБ-ЛА. два слога. (Определяют хлопками.)
Учитель-логопед. Назовите первый слог.
Дети. ВОБ-
Учитель-логопед. Какой первый звук в слоге ВОБ-?
Дети. [в] – Согласный, звонкий, твердый, сигнал синего цвета с колокольчиком.
Учитель-логопед: Выложите сигнал синего цвета с колокольчиком на стол перед собой. (Учитель-логопед параллельно выставляет сигнал на доске.)
Учитель-логопед. Какой второй звук в слоге ВОБ-?
Дети. [о] – гласный, сигнал красного цвета. (Учитель-логопед параллельно выставляет сигнал на доске.)
Учитель-логопед. Выложите сигнал красного цвета после сигнала синего цвета с колокольчиком.
Учитель-логопед. Какой третий звук в слоге ВОБ-?
Дети. [б] – Согласный, звонкий, твердый, сигнал синего цвета с колокольчиком.
Учитель-логопед. Выложите сигнал синего цвета с колокольчиком на стол после красного сигнала. (Учитель-логопед параллельно выставляет сигнал на доске.)
Учитель-логопед. Что мы выложили?
Дети. Первый слог ВОБ – слова ВОБЛА сигналами.
VIII. Знакомство с буквой В
Учитель-логопед. Сегодня мы с вами произносили много разных звуков. А теперь давайте познакомимся с новой буквой. Именно с этой буквы начинается имя нашего рыбака Вани. Какой первый звук в имени Ваня?
Дети. [в].
Учитель-логопед. Звук [в] обозначается буквой В. (Выставляется буква В на доске.)
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая. (С.Маршак)
(Слайд со стихотворением С.Я.Маршака «Буква В».)
– На что похожа наша буква В?
Дети. …
Учитель-логопед. Пропишем в воздухе букву В.
– Разложите фасоль по контуру буквы В на листочке.
- IX. Чтение слогов открытых и закрытых
Учитель-логопед. Ваня просит вас прочитать слоги.
Дети. ВА ВО ВУ ВЫ
АВ ОВ УВ ЫВ (Слоги вывешиваются на доске.)
- X. Итог занятия
Учитель-логопед. С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?
Дети. Звук [в].
Учитель-логопед. Дайте ему характеристику.
Дети. Звук [в] – согласный, звонкий, твёрдый.
Учитель-логопед. Кто нам помогал?
Дети. Рыбак Ваня.
Учитель-логопед. С какой буквы начинается его имя?
Дети. С буквы В
Учитель-логопед. Щука, плотва, вобла, акула, сом, лещ –одним словом это…
Дети. Рыбы. Обитатели водоемов.
- XI. Рефлексия
Учитель-логопед. Раскрасьте свою рыбку в зеленый цвет и прикрепите к картинке, которая обозначает, что вы все поняли на занятии:
– в красный цвет, если не поняли ничего на занятии;
– не закрашиваете, если не все поняли на занятии.
Учитель-логопед. Молодцы! Вы все хорошо работали!