Простые и сложные предложения. Запятая между частями сложного предложения

(Урок русского языка в 3 классе)

Альбина ТУКТАРОВА,

учитель начальных классов многопрофильного лицея №187 г. Казани

УМК: «Школа России».

Цели:

– вспомнить понятия простого и сложного предложений;

– различать простое и сложное предложение;

– познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении.

Планируемые результаты

Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.

Регулятивные УУД: формировать умение концентрировать внимание; закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Познавательные УУД: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать умение работать в паре, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: способствовать формированию познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «5».

– А начнём наш урок с того, что откроем свои тетради. Запишем «число»,  «Классная работа».

  1. II. Актуализация знаний

Учитель. Добавить словарную работу. Можно взять несколько слов, одно из которых будет осень. (Ателье, библиотека, верблюд, горох, метро, осень.) Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. (Предложить детям найти лишнее.)

Учащиеся. В словарных словах мы не можем проверит безударную гласную, а в слове осень можем. (После того, как дети объяснят, что слово осень лишнее, предложить им составить предложения с этим словом.)

– Дует осенний ветер, с деревьев осыпаются листья. (Продиктовать. Вызвать к доске ребёнка.)

– Найдите главные члены предложения.

III. Самоопределение к деятельности и работа по теме урока

– Как вы думаете, какое предложение мы записали: простое или сложное? Обоснуйте свой ответ.

– Начертим схему, записанного нами предложения:

__________ ___________, __________ __________ .

 

– Какой вывод мы можем сделать? (Части сложного предложения друг от друга отделяются запятой.) Скажите мне тему нашего урока.

– Давайте убедимся в нашем выводе. Откройте учебник на стр. 33, упр. 52.

– Рассмотрим схему. Какой знак препинания ставится между частями сложного предложения? (Запятая.) Значит вывод мы сделали правильный.

– Выполняем упр. 53.

– Прочитаем первое предложение. Найдите грамматическую основу. Что вы модете сказать, простое оно или сложное? Почему? (Учитель вызывает к доске ребёнка. Так же разбираются оставшиеся два предложения.)

– Давайте посмотрим с помощью чего соединены части сложного предложения? (С помощью союзов.)

Вывод: части сложного предложения могут быть соединены с помощью союзов, перед которыми нужно ставить запятую.

Учитель. В одном из предложений есть слово заря. Что обозначает слово заря?

Учащиеся. Заря – свечение неба перед восходом и после заката солнца.

Учитель. А как вы понимаете выражение заря горела? (Небо светилось.)

– Ребята, а почему солнце у нас жёлтого цвета, а на заре небо окрашивается в красные тона? Рассказываем.

Динамическая пауза

Игра «Повтори за мной».

  1. IV. Первичное усвоение новых знаний

Учитель. В конце физминутки закройте глазки и посчитайте до пяти. Откройте.

– Продолжим работу. Мы с вами сказали, что между частями сложного предложения ставим запятую. Давайте запишем предложения и подумаем, а нужны ли в них запятые? Кто хочет к доске? Остальные пишут в тетради, далее мы все вместе проверим.

Свинцовые тучи закрывают небо, и моросят дожди.

– Давайте найдем и подчеркнём грамматическую основу, чтобы проверить правильно ли стоит запятая. Составим схему.

Наступила осень, но ещё ярко светит солнышко. (Аналогично)

Ребята пришли на речку, и они решили искупаться.

Учитель. Правильное ли решение приняли ребята?

– Почему неправильное?

Учитель (подводит итог). Без взрослых купаться в водоемах нельзя! Даже если с вами взрослые, вода уже прохладная и можно простудиться. Мышцы может свести судорога и можно утонуть)

  1. V. Первичное закрепление

Учитель. А сейчас приготовьтесь, я вам раздам листочки. Выполняем в парах, а потом мы все проверим. Я вам даю 5 минут на эту работу.

– Найди только сложное предложение, разберите его по членам предложения и по частям речи, составьте схему этого предложения.

Светило солнце. Неожиданно подул свежий, тихий ветерок. Мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на полянку.

Запустить таймер, правильный ответ вывести на доску.

  1. VI. Итог урока

– Какие виды предложений мы вспомнили на уроке? (Простые и сложные.)

– Чем отличается сложное предложение от простого? (В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном две и более грамматических основ. )

– Как на письме разделяются части сложного предложения? (Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.)

– Перед какими союзами ставится запятая? (а, но, и)

VII. Рефлексия

– Я узнал…

– Меня удивило…

– Мне хотелось бы узнать…