Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры» «Цветные макароны»
Луиза МУЗАГИТОВА,
воспитатель детского сада №44 «Керпе» г. Казани
Цель: выработать творческие, математические и иные способности детей.
Задачи:
– формировать умение нанизывать макарон на нитку;
– повысить формирование мелкой моторики;
– совершенствовать математические способности;
–зафиксировать знания цветов, умения классифицировать;
– вызвать интерес к творчеству, к работе с материалом;
– улучшать воображение.
Воспитатель либо взрослый, для того, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что она или какой-либо персонаж рассыпала нечаянно макароны, и они теперь все перемешались, а ей надо готовить обед для гостей. Призывает детям помочь ей разделять макароны по размеру большие и маленькие.
Игра требует внимания, ловких движений, их координации.
В заключении взрослый может сделать акцент на том, что мне помогал не только ты, но и твои ручки. Так у ребенка будет создаваться желание больше трудиться руками.
Дидактические игры, в этой группе проводятся маленькими командами, длительностью 3 – 5 минут. Воспитатель учит обращать внимание на игрушки, вещи обихода, называть цвет, форму, размер. Игры проводятся с предметами обихода, естественными материалами.
На третьем году жизни данную игру «Озорные макароны» усложняем добавлением шнуровки.
Дидактические задачи:
– обучить ребенка сортировать и менять вещи разной величины, развивать моторику, мышление;
– воспитывать трудолюбие.
Игровая задача: сделать бусы для мамы.
Игровые действия. Захватывание предметов, рассмотрение их, сопоставление их по величине, сортирование, надевание на шнурок поочередно: большой-маленький.
Правила игры. По заданию взрослого по очереди делать разные действия: раскладывание, сортирование макарон в две емкости, надевание их на шнурок, чередуя большие и маленькие.
Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов: крупные и мелкие, шнурок.
Организация детей. Дети сидят за столом. Предметы размещены на столе перед ними.
Есть самые разнообразные формы занятий по вырабатыванию мелкой моторики рук. Я хочу представить вам одну из форм работы – это действия с маленькими предметами. А чтобы детям было увлекательней и интересней, в своей работе я использую макаронные изделия.
Макароны – это не только хороший гарнир, но и замечательный материал для использования во всевозможных поделок своими руками. Они легки в обработке, приемлемы в больших количествах и в самых всевозможных видах и формах.
Работа с использованием макаронных изделий содействуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется концепция особенных навыков и умений. Большое влияние подобная деятельность оказывает на интеллектуальное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Совместные виды работ позволяют создавать у ребенка умение распределять свою деятельность. Работа в небольшой группе содействует формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи. Ребята на занятиях делают своими руками прекрасные аппликации из макарон. В ходе такой деятельности реализуются задачи многих образовательных областей.
С помощью макарон возможно увеличить развивающую среду группы. Например, игра сортировщик: берется коробка с ячейками и емкость с макаронными изделиями различной формы и цвета. Ребёнку предлагается разложить макароны по ячейкам по определённому признаку: Можно выработать вот такие дидактические игры: «Выложи узор», «Макаронные картины».
Вдобавок дети могут сделать для себя, друга либо родителей украшения: бусики, браслеты, короны, ободки. Используя раскраски, можно предложить детям нарисовать картину в виде аппликации из макарон. Можно изготовить поздравительную открытку к празднику.
Значение сенсорного воспитания для детей младшего дошкольного возраста:
– является основой для умственного развития;
– формирует наблюдательность;
– готовит к реальной жизни;
– позитивно воздействует на эстетическое чувство;
– является основой для формирования воображения;
– формирует внимание;
– дает ребенку возможность овладеть новыми методами предметно- познавательной деятельности;
– обеспечивает понимание сенсорных эталонов;
– воздействует на расширение словарного запаса ребенка;
– действует на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Литература
- Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2000. – 109 с.
- Воспитание серсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.АВенгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.АВенгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1978. – 46 с.
- Запороец А.В Сенсорное воспитание дошкольников. – М. Просвещение, 1963. – 98 с.
- Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. – М, 1965. – 392 с.
- Шарикова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 256 с.