Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры» «Цветные макароны»

Луиза МУЗАГИТОВА,

воспитатель детского сада №44 «Керпе» г. Казани

Цель: выработать творческие, математические и иные способности детей.

Задачи:

– формировать умение нанизывать макарон на нитку;

– повысить формирование мелкой моторики;

– совершенствовать математические способности;

–зафиксировать знания цветов, умения классифицировать;

– вызвать интерес к творчеству, к работе с материалом;

– улучшать воображение.

Воспитатель либо взрослый, для того, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что она или какой-либо персонаж рассыпала нечаянно макароны, и они теперь все перемешались, а ей надо готовить обед для гостей. Призывает детям помочь ей разделять макароны по размеру большие и маленькие.

Игра требует внимания, ловких движений, их координации.

В заключении взрослый может сделать акцент на том, что мне помогал не только ты, но и твои ручки. Так у ребенка будет создаваться желание больше трудиться руками.

Дидактические игры, в этой группе проводятся маленькими командами, длительностью 3 – 5 минут. Воспитатель учит обращать внимание на игрушки, вещи обихода, называть цвет, форму, размер. Игры проводятся с предметами обихода, естественными материалами.

На третьем году жизни данную игру «Озорные макароны» усложняем добавлением шнуровки.

Дидактические задачи:

– обучить ребенка сортировать и менять вещи разной величины, развивать моторику, мышление;

– воспитывать трудолюбие.

Игровая задача: сделать бусы для мамы.

Игровые действия. Захватывание предметов, рассмотрение их, сопоставление их по величине, сортирование, надевание на шнурок поочередно: большой-маленький.

Правила игры. По заданию взрослого по очереди делать разные действия: раскладывание, сортирование макарон в две емкости, надевание их на шнурок, чередуя большие и маленькие.

Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов: крупные и мелкие, шнурок.

Организация детей. Дети сидят за столом. Предметы размещены на столе перед ними.

Есть самые разнообразные формы занятий по вырабатыванию мелкой моторики рук. Я хочу представить вам одну из форм работы – это действия с маленькими предметами. А чтобы детям было увлекательней и интересней, в своей работе я использую макаронные изделия.

Макароны – это не только хороший гарнир, но и замечательный материал для использования во всевозможных поделок своими руками. Они легки в обработке, приемлемы в больших количествах и в самых всевозможных видах и формах.

Работа с использованием макаронных изделий содействуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется концепция особенных навыков и умений. Большое влияние подобная деятельность оказывает на интеллектуальное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Совместные виды работ позволяют создавать у ребенка умение распределять свою деятельность. Работа в небольшой группе содействует формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи. Ребята на занятиях делают своими руками прекрасные аппликации из макарон. В ходе такой деятельности реализуются задачи многих образовательных областей.

С помощью макарон возможно увеличить развивающую среду группы. Например, игра сортировщик: берется коробка с ячейками и емкость с макаронными изделиями различной формы и цвета. Ребёнку предлагается разложить макароны по ячейкам по определённому признаку: Можно выработать вот такие дидактические игры: «Выложи узор», «Макаронные картины».

Вдобавок дети могут сделать для себя, друга либо родителей украшения: бусики, браслеты, короны, ободки. Используя раскраски, можно предложить детям нарисовать картину в виде аппликации из макарон. Можно изготовить поздравительную открытку к празднику.

Значение сенсорного воспитания для детей младшего дошкольного возраста:

– является основой для умственного развития;

– формирует наблюдательность;

– готовит к реальной жизни;

– позитивно воздействует на эстетическое чувство;

– является основой для формирования воображения;

– формирует внимание;

– дает ребенку возможность овладеть новыми методами предметно- познавательной деятельности;

– обеспечивает понимание сенсорных эталонов;

– воздействует на расширение словарного запаса ребенка;

– действует на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Литература

  1. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 2000. – 109 с.
  2. Воспитание серсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада. / Л.АВенгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.АВенгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А Венгер. – М.: Просвещение, 1978. – 46 с.
  4. Запороец А.В Сенсорное воспитание дошкольников. – М. Просвещение, 1963. – 98 с.
  5. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. – М, 1965. – 392 с.
  6. Шарикова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 256 с.