Ветер и причины его возникновения
Екатерина ИСАЕВА,
учитель географии многопрофильного лицея №18 им. М.В.Ломоносова г. Зеленодольска
Цель урока: сформировать представление о ветре как элементе погоды.
Задачи:
– сформировать понятия «ветер, роза ветров», сформировать представление о возникновении, направлении, силе и скорости ветра; видах ветров;
– научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах;
– создать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения;
– продолжить формирование УУД на основе тематического содержания урока.
Планируемые результаты:
предметные: понимание ветра как географического процесса, а также причин его образования; представление о различных типах ветров (муссоны, бризы) и условиях их образования.
Метапредметные:
познавательные УУД: умение строить высказывания, проводить рефлексию своей деятельности, структуризацию знаний, поиск информации в различных источниках, смысловое чтение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование результатов, контроль, коррекция и оценка своей деятельности;
коммуникативные УУД: разрешение конфликтных ситуаций, умение выражать свои мысли;
личностные: готовность и способность к самостоятельной осознанной деятельности; умение работать с различными источниками информации, находить решения поставленных проблем, четко и грамотно выполнять поставленные задачи, проводить оценку и рефлексию своей деятельности.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: интеллектуальная игра.
Ход урока
- I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- II. Этап освоения новых знаний
Учитель. Ребята, внимание на экран. (Видео «Мери Поппинс» (улетает на зонтике), работа флюгера.)
– Как вы думаете, что объединяет эти кадры? Какое явление? (Ветер.)
– О чем мы сегодня будем с вами говорить? (О ветре.)
– Итак, тема нашего урока «Ветер». Откройте тетради и запишите число и тему.
– Посмотрите, у каждого на столах есть таблицы, состоящие из 3-х столбцов.
- Что я знаю?
2.Что хочу узнать?
- Что узнал?
– Предлагаю вам заполнить два первых столбика.
– А теперь поделитесь своими ответами.
– Наш урок пройдёт в форме интеллектуальной игры «Что? Как? Зачем?»
Вы сидите по группам (4 группы), это будут ваши команды. Я предлагаю следующие названия: Тайфун, Ураган, Торнадо. 4-я группа – это команда экспертов, задача которой – оценить ответы команд. Критерии оценивания:
2 – полный ответ;
1 – неполный ответ;
0 – неверный ответ.
Наша игра будет состоять из 3-х раундов.
1-й раунд. Что?
2-й раунд. Как?
3-й раунд. Зачем?
Итак, 1-й раунд «Что?»
Задание для команд. Что такое ветер?
– Каждая команда пишет определение ветра. Возьмите лист №1 и на нем запишите определение ветра, не пользуясь учебником (1 мин.). А эксперты работают с учебником стр. 109, изучают понятие ветер.
– Давайте предоставим слово команде «Ураган». (Представитель команды выходит к доске и зачитывает определение. Далее отвечают другие команды.)
– Эксперты, оцените ответы команд. (Определение «ветер» выводится на экран, ученики записывают в тетрадь.)
2-й раунд – «Как?»
– Ветер – это явление, у любого явления есть свои характеристики. Какие из них вы можете назвать? (Направление, скорость и сила ветра.)
– Сейчас, каждая команда поработает с учебником.
«Тайфун» – с. 109, ваша характеристика «направление ветра» + роза ветров.
«Ураган» – с. 110 – 111, ваша характеристика «скорость ветра» + флюгер, анемометр.
«Торнадо» – с. 111 – 113, ваше направление «Разновидности ветров», вам нужно выяснить какими бывают ветры, и чем они друг от друга отличаются?
– Прочитайте заданный материал, запишите основные определения, ключевые слова на листе бумаги. (Группа экспертов получает своё задание, а также прорабатывает задания команд.)
Задание. Пользуясь рисунками 104 – 105 на с. 112 – 113, ответьте на вопросы «Как образуется бриз, муссон?»
Опрос. Команды – эксперты – оценка.
– Итак, только что на примере возникновения бризов и муссонов, мы выяснили, как образуются ветры. Узнали, что ветры всегда дуют из области высокого давления в область низкого.
3-й раунд – «Зачем?»
– Каждая команда получает поэтические зарисовки. У каждой команды на столе есть «поэтическое облако», которое поможет ответить вам, зачем нам нужен ветер. Прочитайте, подумайте и ответьте. А эксперты работают с учебником с. 113 – 114 и выписывают в тетрадь как используется ветер. (Представители команд зачитывают стихотворение, дают ответ на вопрос, вывешивают «поэтические облака» на планшет. После выступления команд, эксперты оценивают и добавляют те функции, которые не прозвучали.)
– Ребята, давайте ещё раз посмотрим какое значение имеет ветер и запишем в тетрадь.
– А сейчас блиц-опрос, назовём его «Заморочки из бочки», у вас есть возможность заработать дополнительные баллы. На столах вы видите карточки. Это понятия и определения к ним. Вы должны их соотнести правильно и быстро.
- Ветер.
- Бриз.
- Флюгер.
- Анемометр.
- Муссон.
- Штиль.
А) Ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.
Б) Движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого давления в область более низкого.
В) Прибор для определения скорости ветра.
Г) Простейший прибор, определяющий направление ветра.
Д) Сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.
Е) Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью менее 1 м/сек.
(Ответы озвучиваются устно. Выставляются оценки.)
– Итак, ребята, давайте подведем итоги. (Команда победителей получает весёлые смайлики.)
– Мы сегодня очень много узнали о ветре. Давайте вернемся к нашей таблице.
– Заполните третий столбик (Что узнал?) (Ребята озвучивают результат.)
– А что вы знаете о названии своих команд?
Ураганы и тайфуны – это сильные, разрушительные ветры, сносящие всё на своём пути. Эти природные явления, сопровождаются дождём, грозой, градом. Те ураганы, что развиваются в тропической части Тихого и Индийского океана называют тайфунами.
Торнадо – воронкообразный неистово вращающийся вихрь, образующийся в грозовых облаках и протягивающийся вниз, к земле.
– А ещё мне хочется отметить тех ребят, кто активно работал на уроке (смайлики).
III. Домашнее задание
- Прочитать п. 29. Ответить на вопросы с. 114.
- Найти пословицы и поговорки о ветре.
- Творческое задание: написать стихотворение о ветре.