Секреты меда
(Образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе)
Лилия БИЧАРИНА,
воспитатель детского сада №161 г. Казани
Цель: развитие у детей навыков экспериментальной деятельности путем изучения различных свойств меда.
Задачи:
Образовательные: обобщить и расширить знания детей о свойствах меда (жидкий, густой), его запах, цвет, прозрачность, растворимость, тягучесть; расширить представления о жизнедеятельности и поведения пчел, формирование целостной картины мира через актуализацию понятий «Пчелиный мед», «Пчелы» Знакомство с новыми словами: «Пыльца», «Нектар», «Соты», «Улей» расширение кругозора детей.
Развивающие: развивать мелкую, общею моторику, речь, интерес, память, внимание, развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие свободного общения у детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе.
Предварительная работа: опрос родителей о наличие у детей аллергии на мед, беседа и рассматривание иллюстрации на тему «Насекомые», просмотр мультфильма «пчелка Майя», чтение сказки А.Алиша «Нечкэбил».
Материал к занятию: мультимедийный проектор, видео про пчел, разные сорта меда, соты, одноразовые тарелочки – 15, ложки – 15, фартуки – 15, чепчики для головы – 15, резиновые перчатки – 15 пар, салфетки, стаканчики с водой – 30 шт.
Технологическая карта занятия
Части образовательной деятельности | Содержание | Задачи | Материалы | Приемы | Образовательные области | Ожидаемые результаты |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент 2 мин.
|
Воспитатель подходит к стоящему (или скучающему) ребенку у окна и начинает спрашивать, что и кого он видит за окном. Видит ли он насекомых? Каких насекомых он знает? На помощь приглашается вся группа детей. Педагог спрашивает у детей, кто каких насекомых знает? (Ответы детей.) Затем проводится упражнение на слуховое внимание «Кто лишний?» Например, комар, оса, кошка, стрекоза…
– Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные открытия, наш день сегодня будет не только интересным, но еще и сладким, т.к. я предлагаю вам устроить День меда! Ребята, что вы видите на столе? (Бочонок с мёдом.) – А вы знаете, откуда берется мед? (Ответы детей.) |
Развитие интереса и эмоционального настроя детей | Бочонок с медом | Беседа
Упражнение на слуховое внимание |
Социально-коммуника-тивное развитие
|
Создать хорошее настроение |
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ 15 мин. |
– Хорошо, а теперь внимание на экран. (Дети смотрят видео «Откуда берется мед?».)
– Вам теперь понятно откуда пчелки добывают мед? (Ответы детей.) – Ребята смотрите наши пчелы переработали нектар в мед, а как вы думаете, как можно добыть мед из сот? (Ответы детей). Физминутка «Трудолюбивая пчелка». Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг) И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания) От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками) Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу) Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться) За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы) Унесет нектар тот в улей (Изображают полет) И назад вернется пулей. (Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперед) В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами) Скоро ведь зима придет. (Поеживание) Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой) Нужно летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты) – Ребята, а вы бы хотели попробовать добыть мед из сот? (Ответы детей.) Тогда приглашаю вас в лабораторию. (Дети проходят к столам, одевают специальную одежду и воспитатель предлагает несколько способов извлечение меда: с помощью веретена, ложки, сита.) Воспитатель на доске во время исследования мёда, с помощью детей заполняет таблицу наблюдения. – Обратите внимание, что вы видите на столах? (Ответы детей.) Посмотрите перед вами схемы со способами добычи меда из сот, ознакомьтесь и выберите удобный вам способ, приступаем. (Работа детей.) Что у вас получается? (Ответы детей.) – Маша, как твои успехи? (Ответы детей.) – Ваня, что у тебя происходит с сотами? (Ответы детей.) – Какой у нас мед получается? (Ответы детей.) – Что вы ощущаете? (Ответы детей.) – Какого цвета мед? (Ответы детей.) – Какая у вас получилась консистенция? (Ответы детей.) – Что происходит с медом? (Ответы детей.) – А какой он на цвет и вкус? (Ответы детей.) – Что у вас получилось? (Ответы детей.) Воспитатель с детьми подводит итог. – Какие вы умнички, у вас получилось добыть мед из сот. – Ребята, а сейчас мы узнаем еще одно свойства меда. Давайте мы с вами положим мед в воду, но вода у нас разная: холодная и теплая. (Дети проводят опыт на растворимость меда и самостоятельно проводят анализ и вывод по наводящим вопросам педагога.) |
Формирование целостной картины мира через актуализацию понятий «Пчелиный мед», «Пчелы» Знакомство с новыми словами: «Пыльца»,«Нектар», «Соты», расширение кругозора детей;
Обобщить и расширить знания детей о свойствах меда (жидкий, густой),его запах, цвет, прозрачность, растворимость, тягучесть развитие познавательно-исследовательской деятельности; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие мелкой моторики. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
|
Мультимедийный проектор, видео про пчел Соты, мед одноразовые тарелочки –15, ложки –15, фартуки –15, чепчики для головы –15, стаканчики с водой – 30 шт., салфетки.
|
Обсуждение
Экспериментальная деятельность
Беседа
Физкультминутка
|
Познавательное развитие
Речевое развитие |
Вызвать познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия. Систематизация знаний. 3 мин. Рефлексия |
– Ребята, мы сегодня изучили свойства меда, узнали какой он.
– А что для вас было сложным? (Ответы детей.) – Какие новые слова мы узнали? Что вы сегодня расскажите родителям? – Дети, вы такие молодцы, мы обязательно на следующий встречи отправимся с вами на кондитерскую фабрику и приготовим с вами сладкое угощение из меда. |
Учить умению оценивать результат своей деятельности, выражать чувства, делать выводы. |
|
Беседа
|
Речевое развитие | Активизация слов
|