Платье чисто, так и речь честна
(Классный час)
Диана БАХТИЯРОВА,
учитель начальных классов средней школы №47 г. Казани
Цель: воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Задачи:
– повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу;
– обратить внимание на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;
– прививать детям этические нормы поведения.
Оборудование: звезды с правилами бережного отношения к школьным принадлежностям, солнце с правилами поведения в школе, посылка.
Ход мероприятия
- Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя тема классного часа –«Платье чисто, так и речь честна». Мы поговорим с вами о вежливости, правилах поведения в школе и правильном уходе за школьными предметами, а так же поиграем.
- Информационный материал
Учитель. И так, кто мне объяснит смысл пословицы «Платье чисто, так и речь честна»? (Ответы учащихся.)
– А какие еще есть пословицы и поговорки о вежливости?
Учащиеся. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
- Основная часть
Учитель. Вы уже заметили, что у нас на доске есть солнце. Это не простое солнце, на каждом его лучике есть правило, о котором нам необходимо поговорить! И так, давайте начнем:
1-й лучик – «Встречают по одежке»
– Ребята, что же это значит? (Ответы учащихся.)
– Правильно, это значит, что мы с вами поговорим о внешнем виде.
Знаете ли вы, что первое впечатление о человеке складывается за несколько секунд. Поэтому, от того как вы выглядите, зависит многое. Вещи должны быть чистыми и аккуратно выглаженными, рубашки не должны торчать, платья хорошо сидеть. А что бы все было именно так, вещи необходимо готовить с вечера.
И так, первое наше правило мы назовем так: ГОТОВЬ ШКОЛЬНУЮ ОДЕЖДУ ЗАРАНЕЕ.
Саша в комнате метался,
В школу утром собирался:
– Почему рубашка смята?
Гладил я её когда-то!
И штаны запропастились –
Как сквозь землю провалились!
Галстук, где ты? Отзовись!
И на шее появись!
Очень долго он старался,
Суетился, одевался,
А каков же был финал? –
На уроки опоздал!
Повторить хочу я снова:
К школе надо быть готовым,
Чтобы утром ранним встать,
Время даром не терять,
Без нужды не суетиться,
В школу вовремя явиться.
– Ребята, как же нужно одеваться в школу? (Ответы учащихся.)
– Вот здесь есть три картинки. Давайте, выберем ту, которая подходит нам. (Дети выбирают картинку с учеником в школьной форме.)
НАДЕВАЙ ПОДХОДЯЩУЮ ДЛЯ ШКОЛЫ ОДЕЖДУ
Алиса в школу собиралась
И, как для бала, одевалась.
Наряд блестел, переливался –
Весь класс гурьбой смотреть сбежался.
Какое платье! Загляденье!
Да! Но причём же здесь ученье?
Ведь в школе всем учиться надо,
А не рассматривать наряды.
Здесь, чтоб не отвлекать друзей,
Носи одежду поскромней.
Учитель. Ну что, пойдем дальше.
Второй лучик – «Вежливость»
– Что же такое ВЕЖЛИВОСТЬ? (Ответы учащихся.)
– А знаете ли вы, что слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым означает знать, как себя вести. Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность…
КОГДА УЧИТЕЛЬ ВХОДИТ В КЛАСС, НЕ ЗАБУДЬ ВСТАТЬ
Ещё совет ученикам:
Когда учитель входит к вам,
Пусть каждый ученик встаёт,
Чтоб оказать ему почёт.
Учитель скажет вам: – Садитесь!
На место тихо опуститесь.
Когда садится шумно класс,
Учитель сердится на вас.
– Для чего, ученики встают, когда учитель входит в класс? (Ответы учащихся.)
– А какие еще вы знаете вежливые слова? (Ответы учащихся.)
– У каждого из вас на партах лежат листочки, напишите, пожалуйста, на них как можно больше вежливых слов. А теперь давайте сложим их в «Копилку вежливости». Дайте поставим ее на стол, она нам еще пригодится!
УВАЖАЙ УЧИТЕЛЯ
Учитель в классе – самый главный,
Он добрый друг, наставник славный,
И он научит вас всему,
Вам надо помогать ему.
Его не надо отвлекать –
Хихикать громко и болтать.
Ведь если вы шалить начнёте
И зря учителя прервёте,
То он порядок наведёт,
Но время даром пропадёт!
И отвечайте на вопросы,
Когда он вас о чём-то спросит,
Уроки каждый день учите,
Чтобы доволен был учитель.
Третий лучик – «Береги школьные учебники»
Главный помощник в учёбе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему –
Будь благодарен за это ему!
– А вы бережно относитесь к школьным учебникам? (Ответы учащихся.)
– А вы знаете, что учебники, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество учебников, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 году. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Четвертый лучик – «Как нужно сидеть за партой»
СИДИ ЗА ПАРТОЙ СПОКОЙНО НЕ ВЕРТИСЬ!
Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится:
Она, то шубку поправляет,
То время по часам сверяет,
То обернётся посмотреть,
Что пишет в дневнике Медведь.
Вся извертелась, искрутилась
И ничему не научилась.
Вот потому-то, как Лисица,
Вам отвлекаться не годится!
– Ребята, а вы так же ведете себя на уроках, как Лисица? (Ответы учащихся.)
– Давайте повторим, как нужно сидеть за партой:
– сидеть прямо;
– опираться спиной на спинку стула;
– не опираться грудью на стол;
– ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
– туловище, голову, плечи держать ровно;
– обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
– Есть еще кое что, о чем никогда ни нужно забывать. Это то, что нельзя рисовать на партах.
НЕ РИСУЙ НА ПАРТАХ
Вот сидит за партою
В школе Носорог.
Парта разрисована
Вдоль и поперёк.
Цветики прекрасные
Уравненья сложные,
И машинки разные,
И фигурки с рожами.
Это безобразие
Прекратить желательно,
Эту парту вычистить
Надо обязательно.
Пусть отныне выглядит
Парта аккуратно,
И за ней учиться вам
Будет так приятно!
Пятый лучик – «Тетрадь – лицо ученика»
– Тетрадь – это лицо ученика, по ней сразу можно определить, каков ученик – старательный, прилежный или нет.
ПИШИ В ТЕТРАДИ КРАСИВО, ГРАМОТНО И АККУРАТНО
Что за тетрадь у Бегемота!
Повсюду пятна от чего-то.
И всем противно в руки брать
Такую грязную тетрадь!
Он пишет в ней неровно, криво
И совершенно некрасиво.
Ошибок там полным-полно
Но Бегемоту всё равно.
Но только, братцы, не годится,
Так безалаберно учиться.
Тетрадь для школьника важна
И аккуратной быть должна!
Свои тетрадки берегите
И без ошибок в них пишите.
Ещё старайтесь не спешить,
Красиво буквы выводить.
– А вы сами красиво и аккуратно пишете в тетради? (Ответы учащихся.)
– Ребята, вы наверно заметили, что все правила поведения в школе мы складывали в посылку. Теперь нам нужно ее отправить. Вот только кому? Над этим нужно подумать. А пока что, давайте пройдем тест.
Инструкция: на листочках ставьте номер опроса, а рядом ответ. Если ваш ответ ДА, то ставьте плюс, а если НЕТ, то ставьте минус.
- Я всегда прихожу в школу за 15 – 20 минут до начала занятий.
- Я люблю рисовать на партах.
- Я всегда здороваюсь со всеми учителями.
- Мне нравится рисовать в тетрадях на последних листах.
- Я ухаживаю за учебниками.
- Я часто отвлекаюсь на уроках.
- Я всегда выполняю домашнее задание.
- Подведение итогов
– И так, кто на вопросы 1, 3, 5, 7 поставил минус – поднимите руки.
– А теперь поднимите руки те, кто поставил плюсики на опросы 2, 4, 6. (Если такие дети есть, то они выходят к доске и им ручается посылка от ребят с правилами поведения в школе. Если таких ребят нет, то посылка отправляется самому неприлежному ученику мире.)