Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с РАС

Наиля НАСИБУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №407 г. Казани

Одной из задач Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования является коррекция и предупреждение недостатков психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что в частности предполагает и развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра [1].

Мелкая моторика рук играет важную роль в повседневной жизни ребенка, особенно в освоении навыков письма, рисования, использования инструментов и других манипуляций. Отсутствие адекватного развития данной области может существенно затруднить общий развитие ребенка и ограничить возможность его самостоятельности и социализации. В связи с этим, развитие мелкой моторики рук следует ставить перед собой как одну из важнейших задач в работе с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Коррекция и предупреждение недостатков психофизического развития детей с расстройствами аутистического спектра включает в себя развитие мелкой моторики рук. Основные задачи в этом направлении:

  1. Развитие координации движений рук и пальцев. Дети с расстройствами аутистического спектра могут испытывать определенные трудности с координацией движений. Для их коррекции используются специальные упражнения и игры, направленные на развитие навыков контроля движений рук и пальцев.
  2. Улучшение моторной грубой и тонкий моторики. Для этого детям предлагаются различные виды деятельности, которые требуют активности рук: рисование, лепка, вырезание, сборка, заправка пазлов и т.д. Такие занятия помогают развивать и улучшать моторные навыки.
  3. Развитие навыков пальцевой моторики. Для этого используются игры и упражнения, направленные на развитие навыков работы пальцами рук: тренировка схватывания, перекладывание мелких предметов, продвижение мелких пальцев на клавишах пианино и т.д.
  4. Улучшение моторной ловкости и точности движений. Для этого детям предлагаются игры и задания, требующие выполнения точных и сложных движений рук, например, игра в ниточную мозаику, счет на бобышках, составление пазлов и т.д.

Из опыта работы, стоит отметить, что в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра практически главную роль играет индивидуальный подход. Данная категория детей часто испытывают трудности с координацией движений и могут иметь ограниченный интерес к манипуляции предметами. Поэтому важно создавать индивидуальные программы и методики, которые учитывают конкретные потребности каждого ребенка.

Работа с мелкой моторикой рук может включать в себя различные упражнения, игровые активности и творческие задания, направленные на развитие точности движений, координации и силы рук. Например, это может быть работа с пазлами, лепка из глины, рисование мелкими штрихами и т.д. Важно подстроиться под интересы и уровень комфорта каждого ребенка, чтобы мотивировать их и создать благоприятную обстановку для развития.

Массаж и самомассаж являются несложными, но весьма эффективными методами для развития мелкой моторики. Они помогают укрепить руки, улучшить координацию движений и развить зрительно-двигательную координацию.

Это направление работы играет важную роль в формировании навыка принятия и удержания определенной позы рук. Умение удерживать позу развивает зрительно-двигательную координацию и способствует развитию ручной умелости.

Для развития кинестетической основы движений руки рекомендуется начинать с простых упражнений, например, «Пальчики здороваются», «Коза», «Очки», «Улитка», «Ежик» и др.

Также важным аспектом работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является последовательность и постепенность прогресса. Дети могут иметь ограниченную способность сосредотачиваться на задачах и быстро уставать от длительных упражнений. Поэтому важно разбивать задания на более мелкие шаги и предлагать частые перерывы, чтобы поддерживать интерес и мотивацию.

Таким образом, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра представляет значительную проблему, которая требует особого внимания и заботы. Однако, с помощью комплексных программ и индивидуального подхода, этот аспект развития может быть успешно развит. Регулярное и терпеливое воздействие на развитие моторных навыков дает возможность детям с расстройствами аутистического спектра развиваться и овладевать навыками самостоятельности и приспособленности к повседневной жизни. Методически продуманная, последовательная и целенаправленная деятельность по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в комплексе с активным участием родителей способствует улучшению физического и психологического благополучия ребенка, подготавливая его к успешному обучению в школе.

Список использованной литературы

  1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022). URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/ [Дата посещения: 25.12.2023]
  2. Брадфорд, Р. Детская терапия по методу Джанет Днамель. СПб: Питер, 2017. С. 115.
  3. Ваас, П. Мелкая моторика рук: задачи и упражнения. Москва: Персей, 2015. С. 402.
  4. Гусенков, А. Педагогика развития. Москва: Просвещение, 2012. С. 325.