Мой учитель-наставник

Айсылу ШАКУРОВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории средней школы № 137 г. Казани

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

Я помню тот день, когда мне, как и миллионам выпускников всего мира пришлось сделать выбор, который определил мой жизненный путь. Еще с раннего детства я хотела стать переводчиком, но в итоге стала учителем… Не знаю, как это назвать «судьба», «обстоятельства» или же просто «несбывшейся мечтой». Тогда и не могла представить себе, что это окажется одним из важнейших решений в моей жизни.

Спустя 5 лет обучения я стояла перед порогом школы, в которой должна была работать. Единственное чувство, которое тогда испытывала это – страх. Как говорил В.Белинский: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх». И единственным правильным решением было пойти навстречу страху. Узнать, что же скрывается за дверями школы, кто же такой учитель, и какого им быть! Именно тогда я нуждалась в человеке, который указал бы мне путь в этот неизведанный мир, который помог бы мне осознать всю важность и ответственность своей миссии. И я нашла его, человека, который помог мне найти «себя» в этом поприще, полюбить свое дело и не бояться идти к чему-то новому. Я с гордостью могу сказать: «Мой учитель-наставник – Муллахметова Рамзия Каримовна».

Вот уже 51год Рамзия Каримовна искренне верит в свое призвание и в полной мере отдается своему делу. Ее путь начинается в Осиновской гимназии им.С.К. Гиматдинова Зеленодольского района, где она проработала большую часть своей педагогической деятельности, а после продолжила свое преподавание в средней школе №137 г. Казани. За свою многолетнюю работу в школе, творческий подход к делу обучения и воспитания учащихся, весомый личный вклад в развитии нравственного потенциала учеников Рамзия Каримовна награждена Почетными грамотами, Благодарственными письмами Министерства образования и науки РТ, медалью «Почётный работник просвещения РФ», а также получила почётное звание «Заслуженный учитель Республики Татарстан». А также она участвовала вместе с детьми в различных международных конференциях и конкурсах и всегда занимала призовые места. Можно бесконечно писать о ее наградах, благодарных учениках и родителях, которых за 51 год накопилось не мало, о ее дочерях, которые пошли по стопам матери. Это будет интереснейший рассказ о тернистой и в то же время увлекательной жизни учителя. Она тот человек, который помог мне найти свой путь в преподавании, не копирую остальных, а создавая, творя, изучая. Рамзия Каримовна научила меня трем основным аспектам в преподавании, на которые я до сих пор опираюсь и верю. Первое, это любовь к своему делу. Конфуций писал: «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». С момента знакомства с моим наставником, меня все время волновал один вопрос. Как можно было не растерять любовь к детям, интерес и энтузиазм к своей работе за эти долгие 51 год. Ответ был коротким: «Я влюблена в свою работу». Любовь к своему делу… Это качество в ней завораживает меня и вызывает желание испытать нечто подобное. Мне всегда интересно наблюдать, как она читает свои авторские стихи перед уроком, как показывает отрывки из спектаклей на уроке литературы, как носится по всей школе с национальными костюмами и утварью, чтобы поближе познакомить детей с традициями татарского народа. Но один случай поразил меня больше всего. Должна была состояться встреча с известным татарским поэтом, но по стечению обстоятельств он не смог присутствовать на мероприятии. Тогда Рамзия Каримовна присущей ей лёгкостью взяла телефон, включила громкую связь и позвонила поэту. Этого никто не ожидал, но результат превзошел все ожидания. Поэт читал свои стихи, отвечал на вопросы детей, шутил и никого уже не волновало, почему он лично не смог присутствовать на мероприятии. Наблюдение за работой наставника – одна из основных возможностей накопить собственный опыт, найти свой стиль преподавания, получить ответы на вопросы: какова структура «живого урока», как он начинается и завершается, как распределить время, выбрать технологию, какие средства обучения станут эффективными.

Второе, каждый учитель – это прежде всего воспитатель. Рамзия Каримовна – воспитатель человеческих душ. Она воспитала во мне чувство ответственности за каждого ребенка, умение слушать детей и поддерживать их в любых начинаниях. Сложно иногда увидеть в уткнувшихся в телефоны, рассеянно слушающих тебя и не всегда понимающих твои объяснения учениках будущих программистов, врачей, бизнесменов, но поверить в то, что это обязательно случится, – надо! Каждое твое движение, слово воспитывает ученика, ты меняешь их отношение к действительности, к людям, к самому себе. Ты можешь стать тем, из-за кого они станут лучше.

Третье, учитель не тот, кто учит, а у кого учатся. Слова Гёте по истине раскрывают всю суть нашей преподавательской деятельности. Смотря на своего наставника, за плечами которого многолетний опыт, многочисленные курсы, тысячу проведенных уроков и потраченных сил, невольно задаешься вопросом «куда же еще учиться?». «Не только учитель учит ученика, но и ученик учителя. Только в таком тандеме вы вместе можете добиться чего-либо. Ты никогда не должна заходить на урок с мыслью, что дети должны сидеть и слушать тебя 45 минут. Вы одно целое и ты должна быть открыта для общения, вопросов, даже самых каверзных. Дети будут проверять тебя на реакцию, на знание предмета, на восприятие ситуации. И это не значит, что они тебя не возлюбили, это детская психология, так они устроены. Каждый ребенок учит тебя чему-то новому, также как и ты», – говорит Рамзия Каримовна.

Наставник всегда рядом, он всегда даст дельный совет и не допустит плохого настроения. Учитель-наставник помогает нам перевоплотить полученное педагогическое образование в профессиональное умение. Элберт Г.Хаббард говорил: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Мы – молодые специалисты, те же самые дети, а наставники – наши учителя. «Моя цель не научить тебя всему, что я знаю. А помощь тебе самой научиться, пройти свой путь и найти себя в этом поприще. Плох тот учитель, который не превзошел своего учителя. Развивайся, твари, создавай, будь уверенней и всегда улыбайся! Ведь улыбка первый шаг к доверию и пониманию», – так говорит мой наставник. Я благодарна своему наставнику – Муллахметовой Рамзии Каримовне, что до сих пор продолжаю ее любить!