Инженерное мышление дошкольников в процессе реализации STEАM-технологии

Гульчачак КАРИМОВА,

старший воспитатель детского сада №50 г. Казани 

Сария ГАБДУЛЛИНА, Расима ГАЙНУТДИНОВА,

воспитатели высшей квалификационной категории детского сада №50 г. Казани

Современное образование в т.ч. и дошкольное всё более ориентировано на формирование базовых личностных компетентностей, так называемых softskills навыков, навыков будущего, без которых сложно преуспеть в современном мире. К softskills («мягким» навыкам) относят всё то, что помогает приспосабливаться к социуму и облегчает ребенку взаимоотношение со сверстниками и со взрослыми. Многие из этих черт – врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно культивировать и развивать. Это поможет детям вырасти более гармоничными и осознанными личностями, быть не только умными, но и коммуникабельными. добиться больших успехов.

Внедрение в образовательный процесс ДОУ STEAM-технологии обеспечивает развитие у дошкольников базовых личностных компетенций – коммуникативных, развитие инженерного мышления, креативности, лидерства, командной деятельности, умение решать нестандартные задачи.

STEAM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров проводить исследования как ученые, умение решать конфликтные ситуации, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере – образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии.

Актуальность проекта

В основе инновационного опыта лежит идея создания в ДОУ условий для развития коммуникативных и инженерных  компетенций дошкольников средствами steаm-технологий через проектную деятельность в игре, НОД, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества, совместной деятельности. Отличительная особенность внедрения steаm–технологии — это уход от информационной подачи  нового материала

STEАM-подход дает детям возможность  вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Что такое STEАM?

Если расшифровать, то получится следующее: S – science, Ttechnology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика).

Цель: внедрение образовательных модулей STEАM-технологии в образовательное пространство ДОУ для развития инженерных компетенций  дошкольников и вовлечение в научно-техническое творчество.

Задачи проекта:

– создание в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду;

– организация  работы образовательных модулей  в развитии коммуникативных компетенций STEАM-технологии;

– развитие материально-технической базы ДОУ;

– обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEAM-технологий;

– развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игровых технологий;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

– подключение родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству;

– развитие  умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.

Новизна: комплексное использование элементов ранее известных и современных методик STEАM-технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Создание в ДОУ педагогически целесообразной, научно-творческой, развивающей среды.
  2. Организация работы образовательных модулей STEM-технологии.
  3. Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.
  4. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.
  5. Знакомство родителей воспитанников с информацией по STEM образованию.
  6. Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров по моделированию образовательной среды для развития коммуникативных компетенций и предпосылок научно-технического творчества детей.

Материально-технические условия 

Детский сад оснащен современным оборудованием:

– мультстудия «Я творю мир»;

– комплект дидактической системы Ф.Фрёбеля;

– комплект для образовательного модуля «Математическое развитие»;

– программное обеспечение «LEGO EducationWeDoSoftware v.1.2»;

– наборы конструкторов «LEGO EducationWeDo», «LEGO DUPLO», «LEGO CITY»;

– комплекты для программирования «Умные пчелы»;

– интерактивная лаборатория «Наураша»;

– интерактивная песочница;

– мобильный игровой стол для робототехники и экспериментирования.

Для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули: «LEGO-конструирование», «Лаборатории Наураша», Мини-роботы «Умные пчелы», «Роботоконструирование WEDO-2, «Мультстудия «Я творю мир».

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и позволяет осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в работе с детьми, позволяет развить познавательно-исследовательскую активность, продуктивную деятельность детей. При проведении занятий дошкольники в игровой форме знакомятся с различными природными явлениями, у детей формируется целостная картина мира, расширяется кругозор, развиваются восприятие, мышление, речь, память, внимание. В состав детской цифровой лаборатории НАУРАША входят 8 комплектов (лотков) без стойки, каждый из которых посвящен отдельной теме: температура, свет, электричество, кислотность, сила, магнитное поле, звук, пульс. В каждый комплект (лоток) входит цифровой датчик в виде «Божьей коровки», который подключается к компьютеру через USB и необходимое оборудование.

Модуль «LEGO-конструирование»

Образовательная платформа «LEGO-конструирование» раскрывает возможность всех партнеров образовательного процесса экспериментировать, формировать познавательную и исследовательскую активность, создавать собственный LEGO-мир, повысить и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО и ПОЛИДРОН. Через образовательный модуль «LEGO-конструирование» развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; – свободное овладение родным языком.

В нашем детском саду было приобретено новое игровое оборудование –программируемый робот «Умная пчела.

Он прост в управлении и имеет дружелюбный дизайн. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Образовательный модуль Робототехника помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе. Это отличная возможность для развития их коммуникативных способностей мышления и воображения, навыков ведения проектных работ и ИКТ навыков, инженерии и проектирования.

В детском саду работает Цифровая студия по создания мультфильмов «Я творю мир». Оборудование студии используется как для групповой (интерактивная доска, стол), так и для индивидуальной работы детей (персональный компьютер, планшет). Мультфильмы служат прекрасным средством развития, мышления, внимания, воображения и памяти у детей. Благодаря этому значительно расширяется кругозор и совершенствуются коммуникативные навыки, дошкольники учатся выражать свои чувства и настроение. Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс.

Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма через «Мультстудию реализуется

– освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;

– освоение медийных технологий — организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Дошкольное образовательное учреждение имеет достаточный кадровый ресурс, обладающий соответствующей квалификацией, высоким профессионализмом, желанием осуществлять реализацию данного инновационного  проекта.

На сегодняшний день Высшее образование имеют 95% педагогов Показательна динамика повышения категорийного уровня педагогов: в 2018 году было с первой и высшей кат.65%, а к сентябрю 2023 года 87%.

В дошкольном учреждении 90% педагогов, способные работать в инновационном режиме, хотя 2019г их было всего 50%. Все педагоги стремятся к обобщению и транслированию своего опыта, готовы к повышению квалификационной категории, 100% педагогов владеют ИКТ и активно используют  в рамках образовательного процесса.

Организованы циклы методических мероприятий для педагогов: семинаров, мастер-классов, круглых столов по теме проекта. Консультация для педагогов «Использование STEM образования в ДОУ» Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме.

Педсовет «Ярмарка инновационных проектов и идей» Педсовет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEAM – образование в формате ФГОС».

Обобщив опыт работы ДОУ с позиции внедрения и апробация STEM — технологий в старшей и подготовительной группах, можно констатировать наличие положительной динамики в уровне освоения воспитанниками основной образовательной программы.

Отмечаются положительные впечатления и отзывы со стороны детей, педагогов и родителей. Важно, что дети проявляют познавательный интерес, инженерное мышление, активность, творческое и воображение, волевую и мотивационную направленность, самостоятельность; с удовольствием общаются, строят совместные планы, высказывают предположения, делают выводы; в контексте принятия общей идеи и решения совместных задач с использованием реальных объектов и вещей, формируется сплочённость детского коллектива.