Путешествие по городу
(Образовательная деятельность по обучению детей правилам безопасности дорожного движения в старшей группе)
Гулия ДАВЛЕТШИНА, Фаниса ХИСАМИЕВА,
воспитатели I квалификационной категории детского сада №50 г. Казани
Программное содержание:
– формирование осознанного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах в качестве пешехода и пассажира транспорта общего пользования;
– познакомить детей с новым знаком «Место остановки автобуса». Дать знание о транспортах общего пользования;
– закрепить знания детей о правильном переходе через проезжую часть дороги на перекрестке;
– закрепление понятий «Проезжая часть дороги», «Место остановки трамвая»;
– развитие логического мышления, слухового внимания, пространственного мышления, умения работать в коллективе;
– активизация мышления детей посредством исследовательской и конструктивной деятельности;
– воспитание культуры речевого общения.
Оборудование: интерактивное оборудование, слайды с изображением общественного транспорта, достопримечательности города (Казань Арена, парк Горького); игрушечный трамвайчик. Самодельная карточка-права, для водителя трамвая; Лего-конструктор, крупный деревянный строитель, предметы для рисования: краски, карандаши, листы бумаги, кисточки, баночки с водой, салфетки; дорожные знаки: «Место остановки автобуса»; «Место остановки трамвая» «Место остановки троллейбуса»; «Место остановки такси»; «Велосипедная дорожка». Планшет с изображением перекрестка, пчелки-роботы. Стулья по количеству детей для макета трамвая. Кегли 10 штук. Экипировка велосипедиста по количеству детей.
Словарь: место остановки трамвая, водитель транспортного средства,
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня я вам предлагаю увлекательное путешествие по нашему городу. Но путешествие будет не обычным, здесь будут задания и за каждое правильно выполненное, будет выдаваться одна деталь пазла. Пазлы мы будем устанавливать на магнитной доске. И в конце нашего путешествия мы увидим собранную картинку.
– Кто скажет, как наш город называется? (На экране появляется панорама нашего города.)
Дети. Наш город называется Казань.
Воспитатель. А что вы знаете о нашем городе?
Дети. Наш город большой, красивый. Здесь живут много людей. Люди из разной нации. В городе разговаривают на разных языках, в основном на русском и татарском.
Воспитатель. Правильно, ребята! За ваши правильные ответы вы получаете первый пазл.
1-е задание. Какие транспортные средства вы можете увидеть в нашем городе?
Дети. Автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, метро, поезд, теплоход.
Воспитатель. Как можно назвать весь этот транспорт?
Дети. Транспорт общего пользования.
Воспитатель. Молодцы! Возьмите еще пазл. (Дети прикрепляют к магнитной доске.) Да, ребята в нашем городе очень много транспорта. Чтобы путешествовать по городу всем вместе, нам надо выбирать транспорт общего пользования. Давайте мы с вами поиграем. Надо среди этих карточек найти транспорт общего пользования.
2-е задание. Игра «Найди и назови».
Воспитатель. Молодцы, ребята, за это возьмите пазл.
– На каком транспорте общего пользования вы бы хотели путешествовать по городу? (Ответы детей.)
– Вот оказывается, мы сейчас поедем на ( ).
– Ну а как же нам узнать, где можно сесть на ( )?
Дети. Нужно найти знак «( )остановка»
Воспитатель. Правильно, ребята, нужно посмотреть по сторонам. Найти знак. Послушайте, как он правильно называется: «Место остановки трамвая». Повторим все вместе название знака…
– Посмотрите, ребята, как много разных знаков здесь, а какой же знак нам нужен?
3-е задание. Подходят к стойкам с разными знаками.
(Дети находят правильный знак, повторяют правильное название.)
Воспитатель. Молодцы! С этим заданием вы справились, можно взять пазл. (Прикрепляют к доске.)
– Ребята, посмотрите, а как же нам пройти к остановке? (Предположения детей.)
(Воспитатель подводит ответы детей к тому, что надо пройти пешеходный переход.)
4-е задание
Воспитатель. Верно, ребята. Но это у нас регулируемый пешеходный переход и должен быть светофор. Скажите, из каких сигналов состоит светофор? (Ответы детей.)
– Молодцы! И за это вам полагается пазл.
– Посмотрите: у нас в группе есть лего полидрон-гигант. Давайте мы из него построим светофор.
5-е задание (Получают пазл.)
Воспитатель. Теперь мы смело можем пройти через дорогу.
– А вот и наш ( ) подходит. (Из стульев построен макет транспорта, по количеству детей.) Рядом стоит знак «Место остановки ( )»
– До полной остановки транспортного средства стоим, не подходим к нему.
– А кто сейчас правильно ответит, тот будет водителем нашего трамвая. Какой документ должен быть у водителя транспортного средства?
Дети. Водительские права. (Ребенку вручаются «водительские права».)
Воспитатель. Ну что же мы можем отправиться в наше путешествие. Заходя в транспорт надо стоять с боку от двери. Чтобы не мешать выходящим из транспорта пассажирам. Все пассажиры вышли. Сначала заходите вы. (Сначала в трамвай садятся дети, потом воспитатель.)
– Занимаем свободные места. Все сели? Крепко держимся за поручни. Поехали!
6-е задание
Воспитатель. Вспомним правила поведения пассажиров в транспорте общего пользования. Как нужно вести себя? (Ответы детей. Ответы верные дети берут пазл, прикрепляют к доске.)
– Посмотрите, ребята, мы проезжаем мимо здания (На экране изображение.) Кто знает, что это? (Ответы детей.)
– Это Спортивный комплекс «Ак барс-Арена». Действительно, здесь проходят спортивные игры и тренировки.
– А сейчас мы подъезжаем к парку отдыха. Называется он парк Горького.
– Будет остановка. И я вам предлагаю выйти погулять.
– Транспорт остановился. Только я выйду первая, а потом уже вы. Выходим друг за другом, не торопясь. (Сначала из трамвая выходит воспитатель, потом дети.)
7-е задание
Воспитатель. В парке много птиц и зверей. Смотрите: белочка. Кто знает чем питаются белки? (Ответы детей.)
– Молодцы, вы все правильно ответили. За это вам ещѐ один пазл.
8 задание
Воспитатель. Смотрите, ребята, а тут и разноцветные бабочки летают, подойдѐм к ним. Нам надо всех бабочек сложить попарно. (Берут пазл, прикрепляют к доске.)
– Ребята, мы с вами поиграли, отдохнули! Пора и в садик возвращаться. Напомните, пожалуйста, как нам пройти проезжую часть дороги?
Дети. По пешеходному переходу.
Воспитатель. Какие пешеходные переходы бывают, ребята?
Дети. Наземный пешеходный переход, подземный пешеходный переход. (Слайды)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, кто знает какая это остановка?
Дети. Строительная фирма «Тектоник».
Воспитатель. Правильно, а как нам пройти проезжую часть дороги?
Дети. По пешеходному переходу.
Воспитатель. Да, ребята, на нашей остановке какой пешеходный переход?
Дети. Надземный пешеходный переход.
Воспитатель. Это удобный и и безопасный пешеходный переход.
– Ребята, изображение какого города у нас появилось?
Дети. Город Казань.
Воспитатель. Ребята, понравилось вам наше путешествие? Вы были примерными пассажирами, знаете, как безопасно ходить по дорогам города. Молодцы!
И в следующий раз мы с вами повторим наше путешествие.