Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкльного возраста

Лилия ГАРИПОВА,

воспитатель детского сада № 402  г. Казани

Современная педагогическая наука накопила достаточный опыт приемов и методов эффективного обучения речевого развития детей дошкольного возраста.  Одним из эффективных методов развития памяти и речи являются приемы мнемотехники.

Мнемотехника представляет собой систему приемов облегчающие запоминание и, что немаловажно, направлено на увеличение объемов памяти.

Актуальность мнемотехнических приемов в современном мире обуславливается несколькими причинами.

Дошкольник в современном мире взаимодействует с большим количеством различной информации, начиная с обучения, заканчивая времяпрепровождением времени за цифровыми технологиями (телевизор, телефон, планшет и т.д.).

Ребенок в большинстве случаев не способен усвоить и обработать полноценно столько информации, что приводит к рассеянности. Также увеличилось количество детей не только с нарушением речи, но и с нарушением памяти.  Зачастую дети стали демонстрировать невозможность к пересказыванию, запоминанию стихотворений.

В дошкольном возрасте у детей развито наглядно-образное мышление. Дети довольно быстро запоминают, если информация подкреплена иллюстрациями. Именно на понимании этих процессов построена система обучения с помощью мнемотехнических приемов.

На занятиях с применением мнемотехнических приемов используются картинки (в младшем и среднем дошкольном возрасте) и символы (в старшем дошкольном возрасте), которые расположены последовательно, что способствует лучшему запоминанию. Дети учатся составлять рассказы и пересказывать их. Использование мнемотехнических приемов воспринимается детьми игрой, что повышает интерес и внимание, а, следовательно, легче достичь цели занятия.

Основные задачи, которые можно решить с помощью мнемотехники:

– увеличение лексического запаса слов;

– развивается умения построить сложные формы предложений;

– развивается монологическая и диалогическая речь;

– формируется и совершенствуется навык пересказывания.

Таким образом, мнемотехника является эффективным приемом на занятиях по развитию речи, позволяющие не только улучшать память, и способствуют развитию речи у детей дошкольного возраста.

Литература

1.. Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития: сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. –Уфа, 2021. – С. 211 – 215.

  1. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Логопед. – 2008. – №4. – С.102 – 115.