Зима – прекрасное время года
(Занятие по рисованию нетрадиционным способом в средней группе (ладошкой)
Гузэлия АЛИМОВА, Гульсина ФАЗЛИЕВА, Римма САЙДЯШЕВА,
воспитатели детского сада №298 г. Казани
Цель: формировать представления дошкольников о явлениях неживой природы и времени года «Зима».
Задачи:
– закреплять представления детей о характерных изменениях зимой (идёт снег, мороз, холодно);
– углубить представления воспитанников о свойстве снега (какой снег);
– активизировать словарь воспитанников по теме «Зима»;
– развивать умение рисовать нетрадиционным способом- ладошкой.
Оборудование: сюжетные картины о зиме, тазик со снегом, сказочный персонаж – львенок, художественное слово, гуашь белого цвета, альбомные листы для детей.
Ход занятия
(Дети входят в группу и становятся в круг и приветствуют друг друга.)
Сюрпризный момент с целью мотивации на предстоящую деятельность.
Воспитатель. Дети, вы знаете, сегодня утром нам принесли письмо, давайте его прочтем и узнаем, кто его нам отправил? Интересно! (Чтение письма.)
(Под музыку воспитатель вносит персонаж львенка.)
Львенок. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я – львенок. Живу в Африке, где всегда жара. Я никогда не видел зиму, и снег тоже не встречался мне. Но я очень хочу посмотреть и узнать хоть что-то об этом прекрасном времени года. Вы мне поможете?
Воспитатель. Ребята, поможем Львенку?
Игровая ситуация «Снег-снежок» (с эксперементированием) с целью развития познавательного интереса, обучения различать и называть свойства снега (тает от тепла).
(Воспитатель вносит тазик со снегом.)
Воспитатель. Посмотрите, что я вам принесла? (Снег) Львенок, посмотри какой снег! (Обследование снега в процессе беседы о нем.)
Вопросы к детям
– Ребята, давайте львенку расскажем какой снег и какого цвета? (Белый)
– Какой он наощупь? (Холодный, мягкий, мокрый)
– Как вы думаете, из чего состоит снег? (Из снежинок)
– Теперь посмотрите, я возьму немного снега себе в ладошки, закрою их, а мы с вами вместе посчитаем до трёх, посмотрите, снега нет, куда он исчез? (Растаял)
– Во что он превратился? (В воду) Почему? (Ладошки тёплые)
– Правильно, ладошки у нас тёплые, вот снег от тепла и растаял. А теперь давайте поставим наш тазик со снегом на окошко и попозже посмотрим, что с ним произойдёт.
Слоненок. Ребята, вот это чудеса!
Воспитатель. Дети, я вас приглашаю к доске.
Рассматривание иллюстраций «Снежная Зима» с целью закрепления у детей представлений об основных состояниях погоды зимой (идёт снег, холод, вьюга, иней, мороз). (Воспитатель поочерёдно показывает картины.)
Воспитатель. Зима – одно из самых красивых времён года. зима может быть разной, и поэтому её так любят и взрослые, и дети.
Вторая картинка «Деревья в снегу»
Воспитатель. Посмотрите, где ещё лежит снег?
Дети. На деревьях.
Воспитатель. Да, как много снега на деревьях! А вы знаете, для чего снег нужен деревьям? Зимой бывают сильные морозы, и снег помогает деревьям не замёрзнуть, он их словно укутывает в тёплое снежное одеяло. Ребята, если зимой всё время сильный мороз и холод, то, как вы думаете, как такую зиму можно назвать? Такую зиму называют морозной.
Львенок. Я понял, значит, бывает белая зима, снежная зима и морозная зима.
Воспитатель. Ребята, правильно львенок сказал? (Да)
– А хотите немного поиграть? (Да)
Игра «Доскажи словечко» с целью развития логического мышления, внимания.
Воспитатель. Дети, я вам буду читать начало стихотворения, а вы мне поможете его закончить, хорошо?
На посёлок, на лужок,
Выпал беленький … (снежок).
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Сверкают красотульки,
Стеклянные … (сосульки).
Все бегут наперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
С неба всё скользят пушинки,
Серебристые … (снежинки).
Воспитатель. А теперь давайте мы с вами превратимся в снежинок и полетим на ковёр.
Физкультминутка «Белые снежинки»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, а наш Львенок загрустил. Что же случилось?
Львенок. Мне скоро уезжать назад в Африку, а на память у меня ничего о вас и о зиме не останется.
Воспитатель. Ребята, давайте сделаем рисунки Львенку на память! (Да) Только как? Давайте мы с вами нарисуем для него зимние рисунки. (Давайте) Нарисуем мы с вами снежные деревья, подойдите все ко мне, я покажу вам, как мы будем рисовать.
– Рисовать мы будем дерево с помощью ладошки. Намазываем руку белой гуашью и ставим отпечаток ладошки на лист. Вытрем ладошки влажными салфетками. Пока наш отпечаток высыхает, мы сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель. А теперь, когда наша ладошка высохла на листе, рисуем кисточкой дерево по ладошке. Красиво получилось? Теперь рисуем снежные сугробы белой гуашью, затем падающий снег способом примакивания. Присаживайтесь на свои места и будем рисовать с вами красивые, зимние деревья. (Во время рисования воспитатель наблюдает за процессом, в случае необходимости помогает, напоминает о правильной осанке.)
Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы, так всё красиво! Оставьте свои рисунки, они высохнут, и мы отправим их львенку в Африку по почте, а сейчас подойдите и попрощайтесь с львеночком, ему пора уезжать.
Рефлексия
Воспитатель. Львенок, подожди немного. Прежде чем попрощаться, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили? (О зиме, снеге) Что вам запомнилось? А какая зима бывает? (Морозная, белая, снежная) Ребята, а давайте посмотрим, что же стало с нашим тазиком, в которой был снег.
Дети. Растаял, превратился в воду.
Воспитатель. Почему?
Дети. В группе тепло.
Львенок. Ребята, огромное вам спасибо, благодаря вам, я узнал много всего о зиме. Жду ваши рисунки, и можно я ещё к вам приеду?
Дети. Да.
Львенок. До свидания! (Львенок уходит.)