Тимербай приглашает в гости
(Интегрированное занятие по обучению татарского языка для старшей группы)
Рузиля ФАХРИЕВА,
воспитатель I квалификационой категории детского сада № 69 г. Казани
Цели:
– закрепление пройденного лексического материала по теме «Одежда»;
– познакомить детей старшего дошкольного возраста с разновидностями татарского орнамента, его особенностями, закрепить знания детей о национальном костюме татарского народа.
Задачи:
образовательные:
– познакомить детей с татарской национальной одеждой;
– познакомить детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента;
развивающие:
– развивать творческие способности, чувство цвета и композиции, умение составлять узор при помощи трафарета;
– развивать словарный запас детей: тюбетейка, калфак, камзол;
– совершенствовать технические умения и навыки работы красками;
воспитательные:
– воспитывать патриотические чувства к родному краю, уважение к национальным традициям другого народа;
– воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы: наглядные, словесные, игровые, сюрпризный момент.
Приемы: художественное слово, вопросы к детям, дидактические игры. проектор, ноутбук, демонстрационный и раздаточный материал, презентация, игрушки Мияу и Акбай.
Ход занятия
- Организационный момент
Воспитатель. Исәнмесез, кадерле балалар.!
Дети. Исәнмесез, Рузилә Әхмәтгәрәевна!
Воспитатель. Хәерле иртә, балалар! Ребята, давайте улыбнемся друг-другу и пожелаем доброе утро на татарском языке.
Дети.
Хәерле иртә миңа!
Хәерле иртә сиңа!
Хәерле иртә безгә!
Воспитатель. Сегодня у меня очень хорошее настроение, а настроение у меня поднялось, когда я нарисовала вот такие узоры. Возьмите кусочек моего настроения. (Каждому ребенку приклеивается разноцветный элемент татарского орнамента вырезанного из самоклеющей бумаги.) Сегодня у нас необычное занятие. Мы идем на «мастер-класс»
- Основная часть
(Стук в дверь, заходят Акбай и Мияу.)
– Исәнмесез, балалар!
– Исәнме, Акбай!
– Исәнме, Мияу!
Воспитатель. Балалар, Акбай и Мияу получили письмо от мальчика Тимербая. Давайте вместе прочитаем, что там написано.
“Исәнмесез, Акбай Һәм Мияу!Я вас приглашаю в гости на “Мастер-класс”. Дорога дальная с заданиями. Чтобы скучно не было можете пригласить своих друзей”.
Воспитатель. Балалар, поможем нашим друзьям?
Дети. Әйе!
Воспитатель. Балалар, прежде чем куда-то ехать, нам нужно нарядиться. Для этого нам понадобятся красивые наряды. Красивые наряды у нас продаются в магазине «Одежда». Как будет одежда по-татарски, кто мне скажет?
Дети. Киемнәр.
- Сюжетно-ролевая игра “Магазин одежды”
Воспитатель. Вот мы пришли.
1-й ребенок. Исәнмесез!
2-й ребенок. Исәнмесез!
1-й ребенок. Хәлләр ничек?
2-й ребенок. Әйбәт, рәхмәт!
1-й ребенок. Нәрсә кирәк?
2-й ребенок. Күлмәк.
1-й ребенок. Нинди күлмәк?
2-й ребенок. Кызыл күлмәк.
1-й ребенок. Ничә күлмәк?
2-й ребенок. Бер күлмәк.
1-й ребенок. 4 сум.
2-й ребенок. 1, 2, 3, 4 5. (Чалбар, күлмәк, футболка)
– Булдырдыгыз, балалар! Теперь мы можем отправиться в путешествие с нашими друзьями. (Ребята садятся на стульчики расположенных по краям зала ввиде автобуса.)
Воспитатель. Балалар,давайте, чтобы нам было веселее мы споем песенку.
Мин барам, барам, барам.
Кунакка барам, барам…
Воспитатель. Вот и первая наша остановка.
1-я остановка – «Цветочная поляна»
(Сидит бабочка, плачет.)
Воспитатель. Балалар, давайте подойдем поближе и спросим почему бабочка плачет.
Дети. Бабочка, ты почему плачешь?
Бабочка. Как мне не плакать, я так хорошо здесь летала, собирала нектар из разноцветных цветков. Подул сильный ветер и перепутал все лепестки.
Воспитатель. Балалар, давайте мы поможем бабочки собрать цветочкам лепестки. Сначала мы с вами повторим цвета на татарском. Для этого каждый, обратите внимание на свои наклейки, которые я вам приклеивала. (Каждый ребенок озвучивает свой цвет наклейки на татарском. Таким образом дети разделяются на 4 команды и собирают цветы по цветам.)
– Желтый-сары.
– Красный-кызыл.
– Синий-зәңгәр.
– Зеленый-яшел.
Бабочка. Рәхмәт, балалар! Вы мне очень помогли.
Воспитатель. Балалар, продолжаем наш путь.
2-я остановка – «Музыкальная»
Воспитатель. Ребята, следующая остановка – музыкальная, будем петь и танцевать. Давайте поиграем в игру «Тюбетейка». (Звучит татарская народная музыка. Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком останется, то выполняет задание.)
3-я остановка – «Национальный музей»
Воспитатель. Балалар, внимание на экран!
Презентация на тему «Национальная одежда татарского народа»
Воспитатель. Вот и Тимербай нас встречает, давайте с ним здороваемся.
– Исәнме, Тимербай!
– Исәнмесез, балалар!
Воспитатель. Балалар, давайте с Тимербаем поиграем игру.
Физминутка
Игра «Тимербай»
(Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга.)
Пять детей у Тимербая
Дружно весело играют.
В речке быстро искупались
Нашалились, наплескались
Хорошенечко отмылись.
Ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер побежали
Друг на друга поглядели
И сделали вот так.
(С последними словами водящий показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.)
Воспитатель. Вот и поиграли, а теперь нам надо за работу. Тимербай нам приготовил очень интересный мастер-класс .
Подготовительный этап – изготовление шаблонов
- Распечатываем и вырезаем шаблон.
- Укладываем абсолютно все части вырезанных шаблонов на лист.
Разложить шаблоны на листе основы.
- Разбавляем нужные нам цвета гуаши водой.
- Набираем нужную краску на щетку, не забываем стряхнуть лишнюю воду, иначе будут кляксы.
- Располагаем линейку над тем полем, где должно быть окрашено, держим линейку строго параллельно листу.
Стряхнуть щетку и расположить линейки над полем
- Водим щеткой по линейке в направлении от себя.
Краска распределяется по линейке равномерно, образует красивые разноцветные брызги.
Внимание. Самое главное – не забывать стряхивать щетку и промывать её и линейку при смене цвета гуаши.
- Постепенно снимаем шаблоны и меняем цвета.
- Заключительный этап. Снимаем все шаблоны и получаем готовую работу.
Воспитатель. Булдырдыгыз, балалар. Очень красивые тюбетейки у нас получились.