Трудовая деятельность, как одно из основных средств воспитания дошкольника

Оксана ШАМАЕВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского cада № 146 г. Казань

К.Д.Ушинский писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»

Необходимые трудовые навыки, формирование интереса к труду закладываются в детстве. Задача воспитателя, и, конечно, родителей, состоит в том, чтобы не пропустить этот момент.

Цель трудового воспитания – сформировать правильное отношение к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо научить ставить цели, находить пути ее достижения и, конечно, выполнять их. Это происходит в том числе при наблюдении за взрослыми. Однако для полноценного усвоения ребенок должен осознавать действия старших. Понимание является предпосылкой для подражания, которое выступает важным условием для воспроизведения.

В первую очередь необходимо вовлекать детей, которые ещё не умеют трудиться. Их надо обучить тому, чего они ещё не умеют делать. В этом поможет совместная деятельность: объединение детей с теми ребятами, которые уже обладают определенными трудовыми навыками, может ускорить процесс понимания труда.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.
Воспитатель должен помнить, что труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в успешном всестороннем развитии. Успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка.

По мере накопления дошкольником в трудовой деятельности опыта и  практических умений можно говорить о мотивах, от которых зависит успех деятельности и не только индивидуальный, но и целой группы коллектива детей.

Деятельность ребёнка по просьбе взрослого: что-то принести, подать, привести в порядок, это чаще всего мотив связан с поручениями. Да, все они кратковременны, но именно такой характер действий позволяет ребёнку активно проявить себя, почувствовать удовлетворение при положительной оценке его труда взрослыми.

Поощрение воспитателя (родителя) оказывает решающий фактор в мотивации. Дети лучше проявляют желание трудиться, если их ждет  похвала взрослых. Для ребенка важно видеть связь между тем, что делать, и тем,  для чего делать, т.е. связь между мотивом и продуктом деятельности. В труде у дошкольника может начаться формирование произвольного поведения, которое пробуждает активность. Тогда он стремится освоить навыки труда, приобрести умения, выполнять задания не только правильно, но и красиво (социальный мотив).

На разных возрастных этапах в дошкольном учреждении содержание труда меняется и реализуется в разных формах: это могут быть поручения, обязанности, дежурство, ручной труд и хозяйственно-бытовой труд, труд в природе (индивидуальный, коллективный, совместный), самообслуживание. При этом важны условия, при которых труд становится средством педагогического воздействия: систематическое включение каждого ребенка в труд, учет нагрузки на дошкольника,  подборка оборудования,  пример воспитателя. Отсюда следует, что труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

Планирование труда

В трудовой деятельности дошкольника большое место занимает   его собственная творческая активность, обдумывание предстоящей деятельности,  подбор необходимых материалов – инструментов, преодоление трудностей при достижении намеченного результата.

Дети старшего возраста могут выполнить элементарное планирование, которое складывается постепенно из всех простых действий, необходимых выполнить в логической последовательности.

Дети младшего возраста, если их не направляет взрослый, выполняют много ненужных действий и не в том порядке, что не обеспечивает  достижение желаемого результата. Если отсутствуют навыки планирования, ребёнок становится на путь проб и ошибок, что приводит к большой трате энергии и вызывает чувство неудовлетворённости полученным результатом. Воспитателю важно помнить, что в труде воспитанники должны действовать не случайно, а продумывали последовательность своих действий.

Результат труда

Трудовая деятельность всегда направлена на усилия достижение результата – в этом особенность труда. Этим он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии её развития и не доведена до конца. В игровой деятельности дети получают удовольствие от самого процесса развития замысла. От этого игра не теряет в глазах ребёнка своей привлекательности, при этом  результат  здесь не всегда обязателен.

Труд  требует определенной затраты – физических и умственных сил. От количества затраченных усилий  и от уровня владения умениями и навыками зависит результат труда. Достижение результата – гарант того, что у ребят возникает к труду интерес.

Важно помнить, что добиваться от детей результата труда высокого качества следует постепенно, в зависимости от формирующих у них навыков.

Большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за деятельностью старших,  ребята размышляют о возможности достичь такого же уровня результата собственными усилиями. Детей старшего возраста начинает интересовать результат деятельности,   у них повышается интерес к труду и возрастает требовательность качества к выполняемой работе.

Работая в дошкольном учреждении, воспитатель должен помнить, что труд детей носит воспитательный характер. Детский труд близок к игре, трудовые навыки и умения, которые формируются в специальном учреждении, не являются профессиональными, и трудовая деятельность может предполагать участие и помощь взрослого.

Литература

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3 – 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез, 2007. – 80 с.