Инновационные технологии в развитии лексической стороны речи дошкольников

Елена СИНИЧКИНА,

воспитатель детского сада №69 г. Казани

В настоящее время в рамках цифровизации образования основное внимание российского общества направлено на внедрение инновационных технологий в образовательный процесс. Актуальной задачей становится развитие лексической стороны речи детей, так как повсеместное использование гаджетов, снижение уровня коммуникативной активности, увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями ухудшает состояние лексического строя: дети не знают простые речевые обороты, затрудняются при объяснении того или иного слова, имеют скудный, ограниченный бытовой лексикой словарный запас.

Использование инновационных технологий позволяет не только качественно улучшить лексическую сторону речи детей, но и развивает индивидуальные особенности дошкольников, их языковую способность, при этом не ограничиваясь программным материалом [2].

Инновационные технологии в работе воспитателя представляют собой такие технологии, которые основаны на внедрении новых, современных методов и приемов педагогической работы, позволяющие повышать ее качество. Инновационные технологии в работе воспитателя – это дополнение к общепринятым, традиционным методам, которые были проверены временем. Такие технологии представляют новые способы создания благоприятного эмоционального фона, взаимодействия детей и педагогов, которые способствуют включению  в работу сохранных психических функций и активизацию нарушенных.

В развитии лексической стороны речи, такие авторы, как Н.А.Павлова, Е.Н.Легачева, Ю.В.Пахтелева выделяют различные инновационные технологии. К ним относятся здоровьесберегающие технологии (гелиотерапия, аромотерапия, су-джоктерапия), психокоррекционные технологии (цветотерапия, сказкотерапия, арттерапия), развивающие технологии (мнемотехника, сенсомоторная и эмоциональная гимнастика); информационно-коммуникативные технологии [1].

Развитие  словарного запаса у детей в дошкольных учреждениях предполагает планомерное обогащение и расширение лексики детей путем изучения трудных и незнакомых слов. Развитие лексической стороны речи осуществляется одновременно с ознакомлением дошкольников с окружающим миром, что происходит как в различных видах деятельности, в играх, в процессе ознакомления с художественной литературой, в повседневной жизни и при обучении.

Именно информационно-коммуникативные технологии способствуют расширению возможностей традиционных методов. Основным средством этих технологий является компьютер и относящиеся к нему элементы (проектор, экран, монитор и пр.). Его применение мотивирует детей задавать вопросы, проявлять своё творчество, что благосклонно сказывается на развитии лексической стороны речи. Дошкольников привлекает новизна, занимательность, элемент игры, создание обстановки реального общения, в связи с этим дошкольники проявляют интерес, с желанием выполняют задания, стремятся выразить эмоции от увиденного.

К информационно-коммуникативным технологиям в развитии словаря относятся мультимедийные презентации, сетевые электронные ресурсы, развивающие компьютерные программы, интерактивные доски. В качестве развивающих компьютерных программ для развития словаря используются программы и игровые приложения «Секреты живописи», «Маленький искатель» и др. [3]. В процессе знакомства с окружающим в данных программах дети знакомятся с новыми словами, обобщающими группами, речевыми оборотами. Сетевые электронные ресурсы позволяют осуществлять взаимодействие с родителями для возможности продемонстрировать какие-либо результаты детей, познакомить с изученным материалом на занятиях. К таким сетевым ресурсам относятся месенджеры, социальные сети, электронная почта, сайт ДОО. Интерактивные доски представляют собой систему, в которую входит и компьютер, и сенсорный дисплей, и проектор. С помощью различных игр («Кто лишний», «Назови одним словом» и др.) дети расширяют свой словарный запас. Элементы, представленные в таких играх, реагируют на действия ребенка или воспитателя звуковым и анимационным эффектом. В программном обеспечении таких досок имеется функция для самостоятельной разработки игр для дошкольников на развитие словарного запаса (и не только).

Таким образом, в дошкольном образовании в процессе развития лексической стороны речи используются инновационные технологии, одними из которых являются информационно-коммуникативные технологии, способствующие повышению качества педагогического процесса, применяемые в комплексе с традиционными методами и средствами. Информационно-коммуникативные технологии повышают познавательную мотивацию, обогащают и расширяют словарный запас детей путем знакомства с новыми и трудными словами, умением их применять при составлении вопросов, формулировании предложений, составлении рассказов.

Список литературы

  1. Легачева, Е.Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий / Е.Н.Легачева, О.Д.Кочелакова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 666-669. – URL: https://moluch.ru/archive/111/27341/ (дата обращения: 23.11.2023).
  2. Павлова, Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками / Н.А.Павлова. – Текст: непосредственный // Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Томск: ТОИПКРО, 2015. – т. 2. – С. 80 –84.
  3. Пахтелева, Ю.В. Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации / Ю.В.Пахтелева. – Текст: непосредственный // Материалы Международной научно-практической конференции «Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования». – Орехово-Зуево: ГГТУ. – 2017. – С. 267 – 270.