Окружность и круг
(Урок математики в 3 классе)
Айгуль САГДИЕВА,
учитель начальных классов средней школы №57 г. Казани
Учебно-методическое обеспечение: Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч./ М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. – Просвещение.
Цели:
образовательные: формировать у обучающихся понятие об окружности и круге, как геометрических фигурах, познакомить с историей возникновения этих фигур, историей создания циркуля; содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки;
развивающие: развивать логическое мышление, наглядно-образное представление о математических понятиях;
воспитательные: продолжать формировать эстетическое отношение к предмету, графическую культуру.
Основные термины и понятия темы: круг, окружность, центр окружности, радиус.
Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.
Оборудование: циркуль, линейка, цветные карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, презентация к уроку, опорный конспект, ПК, монитор.
Ход урока
- I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Ребята, в начале урока математики я хотела бы прочитать слова удивительного человека, учёного, поэта Михаила Васильевича Ломоносова,
Он говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Сегодня на уроке мы тоже постараемся упорядочить наши знания.
- II. Актуализация знаний (устный счет). На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.
- Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.
5 – р
4 – у
0 – г
7 – к
- Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.
В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.
III. Постановка темы и целей урока
Учитель. Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.) Какое понятие для вас новое? Какие цели поставим перед собой?
Учащиеся. Узнаем, что такое…
– Научимся чертить…
Учитель. Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.
– Не забываем, каждую выполненную работу оценивать. Для этого у вас есть листы самооценки.
- IV. Работа над новым материалом
- Работа по учебнику, стр. 94.
Учитель. С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг? (Ответы детей.)
– Правильно, ребята.
– Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показывает.) Посмотрите, вот резинка, которую можно вынуть из консервной крышки. (Показывает.)
– Как она хорошо подходит. Может это родственница? Давайте подберём родственные слова. (Вокруг, кругом, круговой, кружок, кружить, окружность, окружить)
– Что объединяет все эти слова? (Корень круг)
– Какое из данных слов мы можем взять для определения данной фигуры? (Окружность) (Выставляет табличку.)
– Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую мы вынули из крышки – это «окружность».
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность.
Она идёт по краю круга
И называется… (окружность).
– Что такое круг?
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.
– Попробуйте объяснить, чем отличается окружность от круга?
Окружность – это граница круга, а круг- это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью.
– Прочитайте правило об окружности в учебнике (с. 94) и скажите, что вы о ней узнали.
– Где можно встретить окружность? (Где есть круг, там и окружность.) (Слайд 2)
– Кто попробует на доске начертить окружность? (2 – 3 человека пробуют у доски начертить от руки окружность. У детей она получается не очень ровная. )
– Может у меня получится?
– Как мы можем добиться идеально круглой формы? (Нужен инструмент.)
– А какой именно инструмент нам понадобится, вы узнаете, отгатав загадку:
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу. (Циркуль)
- Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.
Учитель. Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Рассмотрите внимательно циркуль и скажите из чего он состоит. (Слайд 3) Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей.
В Древней Руси любили узор из мелких кружков. Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли при раскопках в Новгороде.
– Расскажите правила пользования циркулем. (Слайд 4)
- Не держи циркуль концами вверх.
- Не оставляй циркуль раскрытым.
- Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед.
- Работай аккуратно! Будь внимателен!
– Какую ножку нужно поставить в середину – иглу или грифель? (Я думаю, что в центре окружности должна быть игла.)
– Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.
– Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)
– Какой ножкой циркуль чертит? (Циркуль чертит грифелем.)
– Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?
Если сдвинуть ближе ножки циркуля, то получим маленькую окружность, а нам нужно начертить большую окружность.
- V. Первичное закрепление
Учитель. Ребята, выполните задание №1 на стр. 94 учебника.
– А что оставляет игла, когда мы чертим окружности? (Дырочку, точку.)
– Что это будет относительно окружности? (Центр) Свойства круга и окружности вы будете узнавать до 11 класса.
- VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Составление аппликации на цветной бумаге.
Материал: образец аппликации, раздаточный материал для аппликации.
1-й группе нужно сделать аппликацию “Страусенок”.
2-й группе – аппликацию “Цыпленок”.
(Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.)
Физкультминутка (Слайд 5)
Если на экране круг – приседаете, если окружность – прыгаете.
Учитель. Начертите любую окружность. Вырежьте круг, отметив центр (проколите его грифелем). Согните круги так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Сколько половин в круге?
Учащиеся. Круг разделили на две части. Получилось две половины.
Учитель. Закрасьте половину круга. Какие получились части?
Учащиеся. Я думаю, одинаковые части.
– А я тоже так думаю.
– Мне кажется, что на равные части разделили круг.
Учитель. Почему вы думаете, что они равные?
Учащиеся. Они подходят, если приложить одну часть к другой.
– Я поняла, почему равные части, они ведь совмещаются.
Учитель. Молодцы. А какая линия сгиба?
Учащиеся. Она ровная, гладкая.
– Она прямая.
Учитель. Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?
Учащиеся. Есть.
Учитель. А как она называется?
Учащиеся. Мне кажется, что это отрезок.
– Я тоже думаю, что это отрезок.
Учитель. Правильно, ребята. Молодцы. Более подробно мы узнаем об этом отрезке на следующем уроке.
– А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус.
– Сколько радиусов на вашем круге?
Учащиеся. У меня получилось 4 радиуса.
– У меня тоже их 4.
Учитель. Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.
Учащиеся. Радиусы одинаковые.
Учитель. Прочитайте о радиусе в учебнике (стр. 94).
VII. Включение в систему знаний и повторения
Задание 2, стр. 95. Прочитайте задание.
Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке. (Ребята работают самостоятельно.)
VIII. Игра «Правда или ложь»
https://wordwall.net/ru/resource/37696327/окружность
Учитель. Вам нужно определить какие предметы относятся к окружности. (Кольцо, тарелка, браслет, настенные часы, солнце, обруч)
- IX. Итог урока. Рефлексия
Тест (у каждого ученика тест). Фронтальная проверка теста.
- Я считаю, что круг, окружность – это одно и тоже.
– Да.
– Нет.
– Не знаю.
- Мне кажется, что шар можно считать объемным изображением круга.
– Да.
– Нет.
– Не знаю.
- Я считаю, что окружность – это замкнутая линия.
– Да.
– Нет.
– Не знаю.
- Я считаю, что расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется…
– диаметр;
– радиус.
Учитель. На протяжении урока вы были активны и внимательны. Справились ли мы с вами с поставленными задачами?
Учащиеся. Да, справились.
Учитель. Что на уроке вам больше всего понравилось?
– Что вы запомнили об окружности?
– Чем круг отличается от окружности?
– Молодцы, ребята. А что такое радиус?
– А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклеете так:
– круг, если вам понравилось работать на уроке;
– синий круг – не понравилось работать на уроке;
– зеленый круг – не очень понравилось.
Учитель. Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали. (Учитель объявляет оценки.)
- X. Домашнее задание
Прочитать материал учебника, стр. 94; стр. 95 №6, на альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля.