Знакомство с элементами дороги
Юлия ОСИПОВА,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада № 94 г. Казани
Цель: формирование представления детей о дороге и ее элементах: проезжей части и тротуаре.
Задачи:
образовательные: учить различать элементы дороги- проезжую часть и тротуар, знать их назначение;
развивающие: развивать память, внимание, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие, формировать навыки коммуникативного общения;
воспитательные: воспитывать желание знать и соблюдать правила безопасного поведения на дороге.
Методы и приемы , используемые в ходе занятия: сюрпризный момент, игровой, практические действия, моделирование ситуации и объяснение, просмотр и обсуждение мультфильма.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная.
Материальное оснащение: макет дороги (напольное покрытие из учебного оборудования «Зарница»), музыкальное оборудование для воспроизведения аудиофайлов, экран и оборудование для воспроизведения видеофайлов, мультфильм( Дозорные дорог Серия №7 «Места для игр и отдыха»), макеты автомобилей (или руль), коляски.
Ход занятия
- I. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, посмотрите куда мы с вами пришли?
Дети. Мы в автогородке.
Воспитатель. Что вы видите перед собой?
Дети. Дорогу, дорожные знаки, светофор, автомобили.
Воспитатель. Правильно. Все это мы видим, выходя на улицы нашего родного города – города Казань. В Казани очень много дорог и автомобилей.
- II. Основная часть
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на нашу дорогу. Дорога состоит из элементов: проезжая часть и тротуар. Давайте разберемся, где есть что?
Проезжая часть дороги предназначена для движения автомобилей. Она бывает узкая, с одной полосой движения автомобиля или широкая, по которой могут ехать два, три автомобиля в одном направлении. Но всегда надо помнить, что выезжать автомобилю на встречную полосу нельзя. А давайте попросим наших мальчиков продемонстрировать, как автомобили движутся по проезжей части.
Практическое действие
(Ребята демонстрируют с помощью макетов автомобилей, как движутся автомобили по проезжей части. Воспитатель следит за правильностью действий воспитанников, указывает на ошибки.)
Воспитатель. А теперь обращаю ваше вниманиет на тротуар. Тротуар – это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Тротуар примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке и чаще всего отделен от проезжей части поребриком.
Дидактическая игра “Найди и покажи”.
(Воспитатель дает детям задание: “Покажи тротуар. Покажи проезжую часть дороги”. Детям предлагается найти и показать тротуар и проезжую часть дороги.)
Воспитатель. А сейчас, внимание на экран. (Просмотр фрагмента мультфильма “Дозорные дорог” Серия №7 «Места для игр и отдыха».)
Воспитатель. Вопрос: все ли делали правильно? Вы ничего необычного или странного не заметили? (Разбор сюжета мультфильма.)
Дети. Играли в мяч прямо на проезжей части. Этого делать нельзя, потому что это опасно для жизни. (Под музыку вбегает Незнайка с мячом и начинает бегать по дороге.)
Незнайка. Привееет всем! Ребята, давайте играть со мною в мяч. Бегите ко мне.
Дети. Нет. Мы не пойдем. (Незнайка уговаривает детей принять участи в игре.)
Воспитатель. Незнайка, погоди! Похоже, ты не знаешь правил поведения на дороге? А наши ребята знают, что на проезжей части ни то, что играть, ходить нельзя, поэтому и не поддерживают тебя в игре.
Незнайка (удивленно, вставая посередине проезжей части). А почему мне нельзя здесь играть? (Топает ногой.) А я хочу тут играть!
Воспитатель. Ребята, объясните Незнайке, почему нельзя играть на проезжей части дороги. (Дети объясняют Незнайке правила поведения у дороги.)
Воспитатель (резюмирует ответы детей, поправляет при необходимости их).
– По проезжей части движутся только автомобили;
– люди ходят только по тротуару и переходят проезжую часть по пешеходному переходу;
– если эти правила не соблюдать, случится авария, пострадают люди;
– опасно играть у дороги.
Незнайка. Ну, и где же мне тогда играть?
Воспитатель. Ребята, подскажите, где можно играть Незнайке?
Дети. Во дворе, на детской площадке, в парке, в детском саду и т.д.
Незнайка. Спасибо вам, ребята, за науку! А то случилась бы со мною какая беда. Теперь я знаю, что у дороги играть нельзя! Я пойду в парк. До свидания, ребята. (Незнайка уходит.)
III. Заключительный этап. Рефлексия
Воспитатель. Какое интересное занятие у нас сегодня получилось. Мы встретили Незнайку. А еще мы сделали большое, доброе дело. Какое доброе дело, ребята? (Ответы детей.) Мы научили Незнайку правилам безопасного поведения у дороги. Мы рассказали ему, почему нельзя играть на проезжей части.
А еще о чем мы с вами говорили? Что мы сегодня с вами делали? Оответы детей.)
Список используемых источников
- Инновационные подходы к обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах/ Сост.: Р.Г.Бадрутдинов, О.Н.Ахметзянова и др. – Казань: Фолиант, 2018. – 80 с. с илл.
- Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально-коммуникативн. развитие»)/ Р.Ш.Ахмадиева, Н.С.Аникина и др. – Казань: Фолиант, 2016. – 80 с.