Изменения в природе в зимний период

(Образовательная деятельность в старшей группе)

Лилия МИНГАЗОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 146 г. Казани

Задачи:

– закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Обогащать представления детей о зимней природе, устанавливать причинно-следственные связи;

– развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, речевую активность;

– воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности. Вызвать эмоциональную отзывчивость при помощи художественных средств.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребятишки-девчонки и мальчишки! Как ваше настроение? Давайте сядем правильно, красиво, ведь у нас с вами сегодня не простое занятие, а волшебное! Мы совершим путешествие в зимний лес и посмотрим, какие изменения произошли в нем. Помогут нам в этом волшебные ободки и волшебная палочка-превращалочка. Я совсем забыла вам сказать, что ободки и палочка-превращалочка станут волшебными только в том случае, если мы с вами повторим правила поведения в лесу.

Дети. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, бросать мусор, слушать громкую музыку, нельзя разжигать костры.

Воспитатель. Что можно делать в лесу зимой? (Дети отвечают.)

– Давайте посмотрим, стала ли наша палочка-превращалочка волшебной. Выходите ко мне.

Чики-чики-чикалочка

Играем в игру «Волшебная палочка»,

Как только я ее возьму,

Всех вас в кого-то превращу.

Приготовьтесь к первому превращению. Девочек волшебная палочка превратит в снежинок, а мальчиков – в холодный ветер. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы должны будете изобразить его героев.

Жила была на свете веселая снежинка.

Кружил всю зиму ветер снежинку-балеринку.

Снежинка-балеринка кружилась и порхала,

А злой, холодный ветер тропинки заметал ей.

– Вы дружно поиграли в игру «Снежинки и ветер», а теперь давайте вспомним, какие явления неживой природы мы с вами отмечали в календаре наблюдений осенью. Поможет в этом наша палочка. Давайте договоримся, что рассказывать вы будете только о том явлении природы, на которое укажет палочка. (Воспитатель указывает на то или иное явление природы, дети отвечают. За каждое выполненное задание воспитатель поощряет ребят жетонами.)

Дети. Солнце осенью светит, но все меньше греет, оно как бы устало от летней работы, стало спать дольше, поэтому дни стали короче, а ночи длиннее.

Воспитатель. Подумайте и скажите, а зимой солнце ведет себя по другому? (Дети отвечают.)

– Что осенью происходит с ветром?

Дети. Ветер осенью становится резким, порывистым, холодным.

Воспитатель. Как вы думаете, а зимой какой ветер? (Дети отвечают.)

– Какое небо мы наблюдаем зимой?

Дети. Небо покрылось низкими, серыми, тяжелыми тучами. Ранней осенью шел дождь, а поздней осенью выпал снег.

Воспитатель. С помощью календаря наблюдений мы с вами вспомнили, что же происходило с солнцем, небом, ветром и осадками осенью. Мы уже начали заполнять зимний календарь наблюдений, который буде вести до конца зимы.

Дети.

Ветер, стой! Остановись!

Палочке ты подчинись!

Пусть все ребята станут гусиной стаей!

Гуси, гуси! Га-га-га!

Вы откуда и куда?

Собираемся мы в стаи,

К югу, к югу улетаем!

Воспитатель. Собирайтесь в дорогу, но перед отлетом принесите мне пожалуйста, карточки с изображением тех птиц, которые улетят в теплые страны. (Дети приносят карточки.)

– Теперь принесите мне карточки с изображением тех птиц, которые живут с нами круглый год.

Сейчас я попрошу разделиться на две команды: команду девочек и команду мальчиков. Задание девочкам: посчитать сколько на столе карточек с изображением птиц, улетающих на юг, мальчикам-посчитать птиц, живущих с нами круглый год. Амалия повесит карточку с ответами девочек на левой стороне доски, а Камал с ответами мальчиков на правой. Давайте сравним карточки, каких птиц больше, а каких меньше? Какой необходимо поставить знак? Карим, поставь, пожалуйста, знак между двумя цифрами. Правильно? (Дети отвечают.)

– Давайте отметим в календаре каких птиц мы с вами видели около садика. (Дети зарисовывают птиц в календаре.)

– Как вы думаете, почему птицы зимой перебираются поближе к жилищам людей? Чем люди могут помочь птицам? (Дети отвечают.)

Вот я палочку возьму,

Всех в насекомых превращу!

– Придумайте какими насекомыми вы сейчас будете, и пока я буду читать стихотворение, изобразите их. После того, как я произнесу последнее слово, вы должны замереть и придумать, как и куда спрячетесь на зиму.

Наступают холода,

Насекомым всем беда.

Все залезли под кусточек,

Под осиновый пенечек.

(Дети рассказывают, где зимуют насекомые.)

– Были вы маленькие комаришки,

А стали вдруг большие мальчишки-медведи!

(Я прочитаю стихотворение о медведе, а мальчики изобразят его.)

Мишка по лесу бродил,

На зиму жирок копил.

Нынче в спячку завалился

Сон лохматому приснился.

Косолапый сделал вдох,

И увидел вдруг медок.

Ищет: ищет не найдет,

Ничего он не поймет!

– К осени у медведя заканчивается линька, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимний мех хорошо защищает его от самых лютых морозов. За осень медведь нагуливает много жира, ведь ему надо без пищи пролежать всю зиму. С наступлением холодов медведь выбирает укромное место где-нибудь в глуши, удобное для устройства берлоги. Разыщет подходящее место, нагребет туда мху, опавшей листвы, мелких веточек ели и забросает ветками сверху. Вход в берлогу почти всегда обращен в южную сторону. Когда падают первые снежинки медведь уже в берлоге, ему тепло и уютно. Зимой у медведицы рождаются медвежата.

– Давайте посмотрим в календаре   природы, какие еще животные спят всю зиму. Впадают в зимнюю спячку змеи, лягушки, жабы, летучие мыши.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни готовит себе еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает себе в нору душистые сухие веточки и мягкий лесной мох. Скоро заберется еж в свое логово и проведет в зимней спячке более шести месяцев. В это время еж ничего не ест и не двигается. Спит он, свернувшись клубком. Зимой накроет нору ежа снег, и как под пушистым одеялом тепло ежу.

Вновь я палочку возьму,

Девочек в лисичек превращу!

Ходит по лесу лиса.

Щурит хитрые глаза.

Всюду рыжая лисица

Ищет, чем бы поживиться?

– Что означает слово «поживиться»?  Чем питается зимой лиса? Меняет ли она свою окраску? Какие еще животные меняют цвет своей шкурки? (Дети отвечают.)

– Что за зверь в лесу густом притаился под кустом?

Длинноухий, косоглазый. Не заметишь его сразу.

И кого он так боится? Может, волка иль лисицу?

Это кто такой трусишка? Ну, конечно же, … (зайчишка).

– Зачем зайчику зимой белая шубка?

–  Ребята, зайчик очень интересно меняет шубку: сначала белеет хвост, потом – задние ноги. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными.

– Кого боится заяц?

– Если выследила его лиса, как ему спастись? (Зайцу помогают быстро бегать сильные задние лапы, при беге он выбрасывает вперед сначала длинные, задние лапы, а потом передние, короткие.)

– Где же заячий дом? (Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее.

Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь.)

– Ребята, а вы знали, что зайцы умеют по — особенному общаться, то есть издавать звуки. Заяц может кричать как новорожденный ребенок если он попал в беду (ранен или его поймали). Также зайцы могут издавать звуки, похожие на барабанную дробь, и даже рычать, если на их территорию вторгаются непрошенные гости, правда если они меньших размеров.

Воспитатель предлагает послушать звуки, которые издают зайцы (включается аудиозапись).

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

– У лисы хвост длинный, а у зайца… (короткий).

– Заяц зимой белый, а летом… (серый).

– У зайца хвост короткий, а уши… (длинные).

– У лисы шерсть мягкая, а у волка… (жёсткая).

– У зайца задние лапы длинные, а передние… (короткие).

– Ёж маленький, а медведь… (большой).

– Заяц пушистый, а ёж… (колючий).

Воспитатель.

Ну что ж, были вы зверятами,

Станьте простыми ребятами.

– Понравилось вам волшебное путешествие?

– Что понравилось больше всего?

– Что нового узнали?

– Отлично, ребята. Надеюсь нас ждет еще много интересных путешествий. До свидания!