Решение экономических задач как один из способов формирования финансовой грамотности у школьников 7 – 8 классов
Мария КВИТКО,
учитель истории и обществознания многопрофильного лицея №187 г. Казани
В XXI веке школьное образование характеризуется практико-ориентированным подходом: школа должна подготовить выпускника, умеющего сознательно и ответственно организовывать свою деятельность, обладающего критическим мышлением и функциональной грамотностью, которая, согласно требованиям ФГОС, включает в себя развитие у обучающихся «способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» [5]. Важнейший элемент функциональной грамотности – финансовая грамотность, обучение ее основам способствует формированию у обучающихся грамотного поведения в сфере распоряжения личными финансами, закреплению базовых понятий в данной сфере, что является основой финансового благополучия в будущем. И здесь важную роль играет решение учащимися специально подготовленных экономических задач.
Ученые предлагают разные определения финансовой грамотности, мы возьмем за основу трактовку Н.В.Глуховой и Т.С.Цуркан: «это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли» [1, с. 43]. Базовые знания и умения в области финансовой грамотности помогают уверенно распоряжаться личными доходами, управлять и использовать разнообразные финансовые продукты и услуги.
Раскрытие вопроса о применении экономических задач для формирования финансовой грамотности у школьников 7 – 8 классов требует предварительного рассмотрения практико-ориентированного подхода к обучению, составным элементом которого и являются указанные задачи. В российской сфере школьного образования в XXI веке в основе стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, согласно которому усвоение содержания обучения и развития ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности [3, с. 109]. Деятельностный компонент подхода основан на принципе деятельности: ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
Системный компонент основан на рассмотрении урока как системы, на реализации связей и отношений между его основными компонентами: цель (задача), учебное содержание, методы обучения и формы организации учебной работы на уроке, учитель и обучающиеся, условия. Интеграции деятельностного и системного компонентов и обеспечивает качество образования, выражающееся в высоком уровне сформированности у обучающихся универсальных учебных действий.
В рамках реализации системно-деятельностного подхода особое значение приобретает такое направление образовательной практики, как практико-ориентированное обучение – это вид обучения, целью которого является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) в ходе решения реальных, связанных с жизнью задач. Практико-ориентированное обучение соединяет науку и ученика, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними. Основная цель такого обучения — развитие познавательных потребностей, формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на практике.
Под практико-ориентированными экономическими задачами будем понимать задачи, материал для составления, которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков, учащихся в отношении финансовой грамотности. Такие задания базируются на знаниях и умениях, при этом требуют умения применять накопленные знания в практической жизнедеятельности. Целевое их назначение – «окунуть» учащихся в решение жизненно значимой задачи. Решение оказывается основанным не только на материале одного или ряда предметов, но и на опыте жизни. Таким образом, задачу можно рассматривать как определенную проблемную ситуацию, включающую цель, условия и действия для ее достижения.
Практико-ориентированные экономические задания имеют не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?». Как показывает педагогический опыт, занятия по финансовой грамотности с решением экономических задач вызывают у семи- и восьмиклассников живой интерес, так как напрямую связаны с настоящей и будущей жизнью, т.е. обладают зримой практической ценностью, и, кроме того, проходят в формах, способных максимально заинтересовать подростков.
Применение практико-ориентированных экономических задач в обучении 7 – 8-классников изменяет акценты в учебной деятельности школьников, нацеливает их на деятельностное интеллектуальное развитие за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности и базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся [3, с. 110]. У подростков при этом формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые практические умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Само задание, как правило, представляет собой достаточно подробный текст с жизненной ситуаций, требующей решения; возможно, с числовыми данными и дополнительной информацией (таблицы, диаграммы, схемы, карты, рисунки, фото и т.д.), в тексте некоторых заданий присутствуют не все нужные для решения данные, а также могут быть избыточные данные. Часто есть несколько путей решения такого задания, применяются способы разных предметных направлений. Такое задание дает шанс получать различные ответы, а кроме того, получать ответ в разных формах: количественной, описательной, графической, в форме некоего продукта.
Принципами организации обучения школьников 7-8 классов финансовой грамотности посредством решения экономических задач являются:
– системно-деятельностный подход (как основа);
– связь обучения с практикой;
– сознательность и активность учащихся в обучении.
Предлагаемые для решения экономические задачи, нацеленные на развитие у 7 – 8-классников финансовой грамотности, максимально должны удовлетворять следующие требования:
- Приближенность к жизни и действительности, чтобы представлялась возможным установить непосредственную связь с накопленными знаниями, а также с возможными будущими жизненными/учебными ситуациями.
- Наличие проблемы и противоречия.
- Возможность различных вариантов решения.
Поскольку в школьных учебниках экономических задач с прикладным практическим содержанием довольно мало, учитель может воспользоваться различными сборниками – например, составленными педагогами и представленными на порталах типа «Урок.ру», nsportal.ru, «ИнфоУрок.ру», «школасегодня.рф», а также методическими разработками с сайта Сбербанка «Вклад в будущее».
При решении такого типа задания изначально составляют его содержательную модель, а потом проводят исследование средствами учебного предмета (или предметов). Такие задания способствуют постепенному освоению интеллектуальных операций в работе с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Приведем примеры задач, которые могут быть предложены учащимся на уроках или внеклассных занятиях по обществознанию или математике.
Для 7 класса
Задача «Финансовый выбор» [4].
Игорь собирается открыть банковский вклад, у него есть свободные 800 рублей. Он размышляет над тем, какой из двух банков выбрать. В первом банке ему предлагают 13% годовых, но он находится далеко от дома Игоря, поэтому на проезд до этого банка ему придется потратить 30 рублей. Во втором банке ему предлагают только 9% годовых, зато банк находится через дорогу от дома.
а) Что будет более выгодным для Игоря: доехать и вложить 770 рублей в первый банк, потратив 30 рублей на проезд, или вложить все 800 рублей во второй банк?
б) Наряду с банками, Игорю также предложили вложить свои сбережения в компанию «Высокий доход», которая обещает значительно большую доходность – каждый месяц вложения Игоря будут удваиваться. Игорь очень заинтересовался предложением, ведь компания обещает, что никаких рисков по вложению его денег не будет. Стоит ли Игорю соглашаться на предложение компании «Высокий доход»?
в) в каких случаях открытие вклада на 800 рублей нерационально?
Решение.
а) Сравним оба варианта:
1) 770 + (770 * 13)/100 = 870,1 рубля
2) 800 + (800 * 9)/100 = 872 рубля.
Ответ: более выгодным является вложение во второй банк.
б) Для ответа на данный вопрос необходимо знать о том, что каждая добросовестная финансовая компания, которая имеет право принимать вклады граждан обязана иметь лицензию Банка России. В противном случае никто не может гарантировать защиту прав Игоря как потребителя финансовых услуг, и шанс отдать свои деньги мошенникам невероятно высок. В случае Игоря организация «Высокий доход» обладает всеми признаками финансовой пирамиды – мошеннической организации, обещающей высокий доход и отсутствие рисков, а на деле – обманывающей своих клиентов и присваивающей себе их деньги. Соглашаться на подобное предложение не стоит.
в) Возможные случаи: 1) если Игорь планирует откладывать деньги на краткосрочную покупку, например, наушники за 1000 рублей, то открытие банковского вклада нерационально. Эти деньги понадобятся ему в самом скором времени; 2) если Игорь не собирается пополнять вклад в дальнейшем – проценты по вкладу будут слишком маленькими, а деньги могут понадобиться на непредвиденные траты.
Задача «Где выгоднее купить продукты?»
Алиса решила устроить вечеринку для девочек, и для этого ей нужно купить 400 г конфет «Трюфели», 5 плиток шоколада и 1,5 кг печенья. Рядом с домом Алисы расположены три магазина: «Копеечка», «Верный» и «Добрые покупки». При этом в «Копеечке» проходит акция минус 10% на все продукты, а в «Добрых покупках» – скидка 20% на конфеты «Трюфели» и на печенье.
Вопрос. В каком магазине Алисе выгоднее закупить продукты к вечеринке, т. е. где будет меньше стоимость запланированной покупки?
В таблице ниже – цены на эти товары в 3 торговых точках у дома Алисы:
Магазин | «Трюфели» (руб./ кг) | Шоколад
(за 1 плитку) |
Печенье
(руб./ кг) |
1. «Копеечка» | 600 | 45 | 144 |
2. «Верный» | 585 | 65 | 116 |
3. «Добрые покупки» | 660 | 53 | 225 |
Решение:
Чтобы найти минимальную стоимость запланированной покупки, найдем сначала стоимость покупки в каждом из трех магазинов.
1) В «Копеечке» стоимость покупки составит:
600*0,4 + 5*45 + 1,5*144=681 руб.
Мы знаем, что в «Копеечке» идет акция минус 10% на все продукты, т.е. с учетом данной скидки стоимость покупки будет 612 руб. 90 коп.
2) В магазине «Верный» стоимость покупки будет равна: 585*0,4 + 5*65 + 1,5*116 = 733 руб.
3) В «Добрых покупках» стоимость закупки с учетом 20% скидок на конфеты «Трюфели» и печенье составит:
660*(1− 0,2)*0,4 + 53*5 + 225*(1−0,2)*1,5 = 746 руб. 20 коп.
Ответ. Продукты к вечеринке Алисе выгоднее закупить в магазине «Копеечка», так как именно там стоимость всех трех товаров будет наименьшей.
Для 8-го класса
Задача «Гироскутер» в кредит [4].
Никита давно хотел купить себе гироскутер, однако сбережений у него не было. Он обратился в банк «Надежный» и взял в кредит необходимую сумму. Когда пришла пора возвращать кредит, Никита обнаружил, что денег у него снова нет. Тогда он обратился в банк «Западный» и взял в кредит сумму, в два раза превышающую сумму кредита в банке «Надежный». Таким образом он хотел вернуть кредит с процентами, а на остаток купить себе новые кроссовки.
а) Какую сумму взял Никита в кредит в банке «Западный», если известно, что общая сумма обоих кредитов составила 30000 рублей?
б) Дискуссионный вопрос. Как вы считаете, правильно ли поступил Никита? Можно ли назвать его финансово грамотным человеком? Ответ аргументируйте.
в) Какие два основных вида банковского кредита вы знаете? Какой из них использовал Никита?
Возможный ответ
а) Пусть x – сумма кредита в банке «Надежный», тогда сумма кредита в банке «Западный» – 2x.
x + 2x = 30000
3x = 30000
x = 30000 / 3
x = 10000
2x = 10000 * 2 = 20000 рублей
б) Ответ на дискуссионный вопрос. Никита поступил неправильно. Возможные аргументы:
– При принятии решения об использовании кредита, необходимо посчитать итоговую сумму, которую мы будем должны банку, и ответить себе на вопрос, точно ли мы сможем вернуть эту сумму в нужный срок. Если ответ отрицательный, кредит брать не следует.
– Брать кредит в другом банке для погашения предыдущего можно только в том случае, если это позволяет снизить итоговую сумму переплаты. В данном случае Никита берет кредит в два раза больше, при этом планирует сделать дополнительные покупки, которые не может себе позволить – это не финансово грамотное поведение.
в) Основные виды банковского кредита: целевой и нецелевой. Никита использовал нецелевой кредит, так как целевой кредит не выдается под такие мелкие покупки.
Задача «Накопить на приставку»
Коля и Толя поспорили, кто быстрее накопит на новую приставку. Коля откладывает на 100 рублей больше Толи в месяц, поэтому достигает цели быстрее Толи на 1 месяц.
а) Найдите, сколько откладывал в месяц каждый, если стоимость приставки – 4200 рублей?
б) В какой финансовый инструмент следовало бы вложить Коле и Толе сбережения, чтобы ускорить достижение цели и, при этом, гарантированно получить свои деньги с начисленной доходностью?
Возможный ответ
а) x – откладывал Толя
x + 100 – откладывал Коля
4200 / x — 4200 / (x + 100) = 1
x * (4200 / x — 4200 / (x + 100) = x
420000 / (x + 100) = x
420000 / (x + 100) * (x + 100) = x * (x +100)
420000 = x^2 + 100x
-x^2 — 100x + 420000 = 0
x1 = (√D — b) / 2a
x2 = (-√D — b) / 2a
a = -1
b = -100
c = 420000
D = b^2 — 4ac
x1 = -700 – не соответствует
x2 = 600 – откладывал Толя
600 + 100 = 700 – откладывал Коля
В заключение, резюмируя все вышесказанное, на наш взгляд, следует сделать несколько важных выводов. В первую очередь, по нашему мнению, необходимо акцентировать особое внимание на том обстоятельстве, что решение экономических задач выступает эффективным способом формирования финансовой грамотности у школьников 7 – 8 классов, поскольку лучше всего усваиваются те знания, которые находят применение на практике. Решение экономических задач практико-ориентированного типа позволяет перевести обучение из плоскости знаний в плоскость деятельности. Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. При этом, помимо достижения непосредственной цели – формирования финансовой грамотности, развиваются такие познавательные универсальные учебные действия (УУД), как логическое мышление, умение работать с информацией, а также регулятивные УУД: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность.
При использовании такого метода обучения, как решение экономических задач, формирование финансовой грамотности учеников осуществляется на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Использованная литература
- Глухова Н.В., Цуркан Т.С. Практико-ориентированные задачи как средство формирования экономической грамотности школьников: проблемы и возможности // Поволжский педагогический поиск. – 2022. – № 1 (39). –С. 42-49.
- Межпредметные задачи по математике [Электронный ресурс] // URL: https://vbudushee.ru/library/mezhpredmetnye-zadachi-po-matematike/ (дата обращения: 07.01.2023).
- Роженко Т.И. Решение практико-ориентированных задач на уроках математики и информатики // Сибирский учитель. – 2015. – № 6 (103). – С. 109-113.
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». – В трех томах. Т. 2 Для 5–9-х классов / составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 54 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. №1897.
- Шемякин А.Б. Подходы к определению финансовой грамотности // Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. НТГСПИ (ф) РГППУ. – 2015. – С. 68-74.