Путешествие в страну Экспериментов

(Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе)

Лариса ИВАНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №146 г. Казани

 

Программные задачи:

– познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения;

– уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана, радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты;

– развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;

– развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление;

– воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Материалы и оборудование: графин с водой, красная краска, сода, моющее средство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов, халаты белые для детей и воспитателя, проектор, интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение, потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение. И я хочу подарить вам, ребята, тоже хорошее настроение.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну экспериментов к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного. Вы хотите стать настоящими учеными? (Да.)

Воспитатель.

Глазки все закрыли вместе

Покружимся мы на месте

Покружились (2 раза)

А теперь остановились

И в ученых превратились

Глазки открываются,

Чудеса продолжаются.

Воспитатель. Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все правильно, в лаборатории.

– Дети, а вы любите проводить опыты? (Да.)

– Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.

– А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

  1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
  2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
  3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.

(Стук в дверь. Письмо от профессора Чудакова.)

Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо от моего друга профессора. (Читает письмо.) «Добрый день Лариса Ивановна , здравствуйте ребята. Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию страны. Я очень торопился, поэтому не могу провести эксперимент с вами. Я надеюсь, что вы справитесь и без меня, с помощью моих подсказок. А для того, чтобы приступить к экспериментам, вы должны будете выполнить мои задания. Конверт с заданиями для вас я оставил в своей лаборатории».

– Спасибо, уважаемый профессор. Ребята, я думаю, что мы с вами великолепно справимся.

– Ребята, в конверте для вас задание. Здесь загадка, давайте отгадаем.

Дождь прошел. Раздвинув тучи,

К нам пробился солнца лучик.

И буквально на глазах

Мост возник на небесах.

Разноцветная дуга –

Это в небе… (радуга).

– Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (Ответы детей.)

Воспитатель. Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Кто из вас знает почему?

Каждый – красный.

Охотник – оранжевый.

Желает – жёлтый.

Знать – зелёный.

Где – голубой.

Сидит – синий.

Фазан – фиолетовый.

Воспитатель. Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.

– Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло. Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.

Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт.)

– Ребята, а теперь вы хотите попробовать сделать сами радугу.

– Вам понравился наш опыт?

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Поработали на пять.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Мы попрыгаем немножко,

Потрясем ладошки тоже.

Повращаем головой,

Усталость всю сняло рукой.

(В зал влетает воздушный шар с прикрепленной загадкой.)

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, а к нам прилетел воздушный шарик. Какой красивый шарик, и он нам что-то принёс? (Загадывают загадку.)

Не снег,

А белое всегда.

Хоть и течет,

А не вода. (Молоко)

– Я всё поняла, воздушный шарик нам предлагает сделать эксперимент с молоком.

– Ребята, а вы любите рисовать?

– А на чем можно рисовать?

– А я вам предлагаю рисовать на молоке. Вы хотите научиться?

Эксперимент с молоком

Воспитатель. Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски (зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой. Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!

– Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.

– Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Вывод. Акриловые или пищевые краски хорошо растворяются в воде, но плохо растворяются в молоке.  Молоко содержит много жира, жир хорошо растворяется жидким мылом. Если смочить этим мылом ватную палочку и поместить в молоко, мы увидим процесс растворения жира. А вместе с ним краска тоже будет стремительно разбегаться в разные стороны.

Воспитатель. Ребята, я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана. (Читает задание.) Ребята, здесь еще загадка. Давайте отгадаем.

Я плююсь огнём и лавой,

Я – опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня? (Вулкан)

Воспитатель. Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей.)

Воспитатель. Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей.)

Воспитатель. Обратите своё внимание на доску.

– Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

– На какое геометрическое тело похож вулкан? (Конус)

– Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.

– Ребята, посмотрите, что вы видите на вершине горы? (На вершине горы большая чаша.) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер.)

– Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло.) А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма.)

– Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

– Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите. (Действующий вулкан.)

– Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали «играть» –

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать –

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул.

И на десятки лет уснул.

Воспитатель. А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

– Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять. Вот нам еще одна подсказка от профессора.

– А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды.

– Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (Жидкая.) Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Какую, например? (Воду.)

– Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

– А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (Надо смешать вещества.)

– Придется нам обратиться за подсказкой к профессору.

  1. Возьмите два сосуда и наполните их наполовину водой.
  2. В первый сосуд положить три чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.

З. Во второй сосуд добавьте одну чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.

  1. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.

Воспитатель. Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.

– Скажите, что сейчас произошло?

– А почему так получилось?

– Вам понравился наш опыт?

– Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали и выполняли все задания профессора Чудакова, и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!

– А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажем волшебные слова.

– Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!

Итог. Рефлексия

– Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?

– Какие опыты сегодня мы с вами провели?

– Скажите, что интересного вы сегодня узнали?

– Кому можно рассказать и показать наш опыт?

– С какими природными явлениями мы свами сегодня познакомились?