Изучение рассказа «Ванька» А.П.Чехова

(Урок литературного чтения в 3 классе)

Индира ГИЛЬМУТДИНОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №2 г. Лениногорска

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: создать условия для совершенствования навыков работы с произведением А.П.Чехова «Ванька».

Задачи:

– учить вглядываться в картину происходящих событий, формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;

– развивать умение работать с текстом;

– развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

– воспитывать у детей чувство сострадания;

– расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины.

Планируемые результаты

предметные:

– учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;

– учить наблюдать за словом автора, авторской позицией;

– вырабатывать умения работать с текстом;

– формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;

личностные:

– воспитывать нравственные качества, культуру общения;

– развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

– умение сравнивать;

– учиться высказывать своё мнение;

коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

– использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа;

познавательные:

– развивать наблюдательность, устную речь, внимание;

– воспитывать у детей чувство сострадания, расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– умение пользоваться знаниями, полученными ранее;

– делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Познавательные ресурсы: учебник, доска, наглядные материалы, проектор.

Ход урока

  1. I. Организационный этап
  2. II. Актуализация. Постановка учебной задачи

(Стук в дверь.)

Учитель. Ребята, кто-то стучит в дверь. Нам передали письмо. (Передают письмо.) – Как вы думаете, кто к нам приходил? (Почтальон)

– В каком произведении, которое мы с вами проходили на предыдущем уроке главный герой писал и отправлял письмо? («Ванька»)

– Кто автор этого произведения? (А.П.Чехов)

– Подумайте, кто главный герой произведения (Ванька)

– Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Читать, анализировать, сотрудничать, составлять портрет героев и т.д.)

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать над произведением А.П.Чехова «Ванька».

  1. II. Введение в тему урока

Учитель. На прошлом уроке вы познакомились с  этим произведением. Какие чувства вызвало оно у вас? (Грусти, печали, безысходности.)

III. Работа по тексту

(Выборочное чтение, работа над заданиями к тексту.)

Учитель. Откройте учебники на стр. 165.

– Найдите и прочитайте отрывок о том, как Ванька собирается писать письмо. (Слайд. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.)

– Поразмышляйте, какие чувства мог испытывать при этом Ваня? (Страх, смятение, одиночество.)

– Я предлагаю вам, создать портрет Вани. Мы будем работать в группах.

Когда происходили события в произведении? (В рождество.)

– Перед вами на парте елочные игрушки, где написаны слова, характеризующие людей. Вы выбираете  только те, которые подходят к образу Вани и украшаете елку. Ведь и Ваня любил украшать елку в деревне. (Читают, вешают.)

– Кто желает прочитать какой портрет главного героя у нас получился? (Ответы учащихся.)

– Ребята, вспомните, кому писал письмо Ванька? (Дедушке.)

  1. IV. Закрепление

Учитель. Посмотрите на слайд. Вам даны портреты мужчин. Как вы считаете, на каком из этих портретов изображен Константин Макарыч? Почему вы так решили, докажите.

– Я предлагаю вам поиграть. Встаньте все в круг. Правила игры следующие…

  1. Назови жанр произведения. (Рассказ)
  2. Почему Ваню отправили в город к сапожнику? (Чтобы он научился ремеслу.)
  3. Объясни, почему Ване было тяжело у сапожника? (Вместо того, чтобы учить ремеслу, его обижали, заставляли работать днем и ночью.)
  4. Предложи. Как бы ты поступил, если бы был на месте Вани?
  5. Придумай счастливый конец произведения.
  6. Поделись. Прочитав это произведение я узнал, какое тяжелое детство было у детей.

Физминутка

Учитель. А теперь отдохнем. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, тихо до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.

  1. V. Обобщение нового материала

Учитель. Ребята, кто был самый внимательный, вспомните, какая фраза из этого произведения часто употребляется и сейчас? (На деревню дедушке.) А что же значит эта фраза сейчас? (Неизвестно куда.) (Слайд)

– Ребята, выскажите свое мнение, а что самое важное в рассказе, который вы прочитали? (Письмо Ваньки.) Почему? (Он надеялся, что дедушка его заберет.) (Слайд)

– Как вы думаете, получит дедушка это письмо? Подумайте, почему Ванька неправильно подписал конверт? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.)

  1. VI. Закрепление

Учитель. А теперь поработаем в паре. Вам необходимо ответить на вопросы теста по содержанию текста. Далее поменяться листочками и проверить работу соседа по парте опираясь на слайд.

  1. Сколько лет было Ваньке?

а) 10; б) 9; в) 8.

  1. К кому в учение был отдан Ванька?

а) к сапожнику Алёхину; б) Осипу Абрамовичу; в) сапожнику Аляхину.

  1. Какое имя и отчество было у дедушки чеховского Ваньки Жукова?

а) Макар Константинович; б) Константин Макарович; в) Пётр Макарович.

  1. Кем служил дед Ваньки у господ?

а) кучером; б) пастухом; в) сторожем.

  1. Кто обучил Ваньку грамоте?

а) мать; б) сапожник Аляхин; в) барышня Ольга Игнатьевна.

Учитель. Поднимите руку, если вы завершили работу. Поменяйтесь листочками.

Критерии оценивания

У кого нет ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3».

Учитель. Ребята, вспомните, чем заканчивается рассказ? (Многоточием.)

– Как вы думаете, почему? (Это будущее, и мы не знаем, что может произойти в будущем.)

VII. Творческая работа по произведению

Учитель. А сейчас, ребята, я предлагаю вам отправиться в прошлое. Давайте напишем письмо Ване. Перед вами лежат незаконченные письма, которые вам предстоит дописать с соседом по парте. И писать мы с вами будем пером.

Правила письма. Нужно обмакнуть перо в чернило, встряхнуть и сильно не надавливая начинаете писать.

Кто из вас хочет выступить в роли Ваньки?

Здравствуй,Ваня!

Меня зовут… Прочитав твою историю, мне стало тебя жалко. Я тебе желаю…

Удачи!

Учитель. Какая пара хочет прочитать письмо?

Ваши письма пришло время сложить в конверт, как подписывать конверт вы уже умеете с уроков русского языка. Как вы думаете, сможем ли мы отправить его Ваньке? Почему нет?

– Хотелось бы вам, чтобы ваше письмо дошло до  адресата?

– Давайте мы отправим их герою произведения и подпишем следующим образом. (Слайд) (Бросают письма в почтовый ящик.)

VIII. Подведение итогов урока

Учитель. А теперь давайте вернёмся в наше время.

– Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся,  живут в семьях, много возможностей для всестороннего развития.)

– Ребята, у вас какое детство? (Счастливое.) (Слайд)

– А что это значит для вас счастливое детство? Скажите одним словом.

  1. IX. Домашнее задание
  2. Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите ответное письмо дедушки для Ваньки.
  3. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.