Осенние листочки

(Интегрированное занятие в старшей группе)

Алия ВАЛИЕВА,

воспитатель детского сада 146 г. Казани

 

Задачи:

– прививать детям интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе;

– уточнить представления об осени, признаках осени (листопад, холод, листья опали с деревьев);

– учить отмечать погодные условия; учить различать осеннюю одежду, способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимания, речь общую моторику;

– воспитывать эстетические чувства по отношению к красоте осенней природы;

– закрепить знания детей о цветовой гамме;

– развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Развивать умение видеть красоту природы, любоваться ею.

Образовательные задачи:

– познакомить с явлением природы: холодно, листопад, дождливая погода;

– закреплять навык рисования методом примакивания.

Предварительная работа. Наблюдение за осенней природой, рассматривание, сбор разноцветных осенних листьев, иллюстраций посвященных осени, чтение стихов. Проведение дидактической игры с осенними листочками «Сложи узор».

Материалы и оборудование: бумбокс с аудиозаписью «Осень», мольберт, листы бумаги с силуэтом дерева, гуашь, ватные палочки, салфетки, картина «Осенний пейзаж».

Методы и приемы:

словесные: художественное слово, вопросы, объяснения воспитателя, указания, напоминание, диалог, оценка качества работы;

наглядные: рассматривание картины, показ способа рисования;

практические: закрепление метода примакивания;

игровые: сюрпризный момент, упражнение «Листочки».

Словарная работа: листопад, шуршат, дождь.

Ход НОД

Приветствие.

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки ! щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!

Дети. Здравствуйте! Исәнмесез! (Дети садятся полукругом на стульчике в игровой зоне. Под музыку в группу входит воспитатель в костюме Осени, кружится, танцует.)

Осень. Здравствуйте, ребята, я сегодня нарядилась в костюм Осени, посмотрите, какая я красивая, нарядная, какое у меня красивое платье! Я вам нравлюсь? (Сажусь на стул рядом с мольбертом.)

Осень. Я принесла вам не только красивые карточки про осень, но и увлекательные игры, лепбуки про осень. Будем одевать детей по погоде, и по сезонным изменениям.

Воспитатель. Спасибо тебе, Матушка-Осень.

– Какое время года здесь изображено?

Дети. Это осень.

Воспитатель. А давайте поскорее посмотрим, какие картинки и игры принесла «Осень»!

Дети! Посмотрите, какие деревья стоят красивые, листочки на них стали жёлтые и красные. А раскрасила их в такие цвета Осень-художница.  Покажите, на каком дереве жёлтые листочки? А на каком дереве красные листочки?  Осенью листья опадают с деревьев, они тихо кружатся и ложатся на землю. А когда падает много листочков, это явление называется листопад.

Воспитатель. Как называется это явление?

Дети, повторите! Листочки ложатся на землю лёгким разноцветным ковром и когда мы идём по сухим осенним листьям, они шуршат под ногами: — ш-ш-ш.

Что листья делают?

– Дети, как, шуршат листья? (Ш-Ш-Ш)

– Инсаф, как шуршат листья? (Ш-Ш-Ш)

– Давайте все вместе повторим: шуршат ш-ш-ш. Молодцы!

Осень. Вот пока мы шуршали проснулись мои друзья – листочки. Они хотят с вами повеселиться. (Дети играют с листьями.)

– Мы – листики осенние на веточках сидели,

Дунул ветер – полетели, полетели, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Осень. Полетели листочки за мной! (Встают полукругом.)

Воспитатель. Ребята, сейчас в лесу все листья облетели, стало холодно, скучно, птички не поют. А я люблю, чтобы вокруг было красиво и я знаю, что вы сможете мне помочь. Давайте превратимся в художников и подарим деревьям красивые листочки. Нарядим их в красивые платья.

Посмотрите, как я буду наряжать своё дерево. Я сначала наряжу дерево в жёлтые листочки, а сейчас добавлю красных листочков. Вот подул ветер, и листочки полетели и упали на землю. Посмотрите сколько у меня разных листочков, какой листопад получился! А перед тем как садится, мы свами поиграем в пальчиковую игру.

Пальчиковая гимнастика. Осень в гости к нам пришла.

Осень, осень к нам пришла, (шагаем пальчиками по столу)

Дождь и ветер принесла (стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят (трем ладонью о ладонь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны (кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Чик-чирик, чик-чирик,

Подождем их до весны.

Воспитатель. Молодцы, ребята! А сейчас вы будете наряжать свои деревья! Можете садится на свои места. (Включаю музыку и раздаю подписанные листы.)

Варвара, посмотри, у тебя вот здесь листочков мало, дорисуй ещё. У Насти, листочки сейчас полетят и упадут на землю. Вот какие красивые деревья у нас получились.

Молодцы, ребята! (Убираю рисунки.) С таким листопадом я не буду скучать и всем зверятам в лесу про вас расскажу.

Ребята, в кого я сегодня наряжалась? (В матушку-Осень.)

– Что мы с вами делали? (Играли, рисовали.)

Осень. Но я пришла к вам не с пустыми руками, я принесла вам гостинцы. Яблочки из леса. Кушайте на здоровье! До свидания!