Волшебный  перекрёсток

(Интегрированное занятие)

Мусфира АМИРОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №15 «Ромашка» г. Зеленодольска

Полина ТРОФИМЕНКО,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №15 «Ромашка» г. Зеленодольска

 

Цели:

– закрепить в активном и пассивном словаре воспитанников названия основных видов наземного транспорта, цвета, форм, действий, относящихся к движению и поведению на проезжей части;

– совершенствовать знания детей о сигналах светофора с помощью четырёхстороннего макета;

– закрепить знания детей  о правилах движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке;

– развивать зрительную память и внимание;

– воспитывать чувство ответственности, желание соблюдать правила дорожного движения.

Материал: напольный макет перекрестка, двухсторонний светофор с сигналами для транспорта и пешеходов, дорожные знаки, машины-костюмы, атрибуты для пешеходов,проектор, компьютерные слайды с наглядностью к упражнениям.

Ход занятия

Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Посмотрите, наш компьютер хочет нам что-то показать… Что он нам показывает? (Картинка с изображением перекрёстка.)

– А хотите отправиться на перекресток? (Да.)

– А отправимся мы туда пешком. Как называются люди, которые идут по улице пешком? (Пешеходы.) Совершенно верно, но на улице холодно, ведь у нас сейчас какое время года? (Осень.) Да, а осенью становится холодно, может идти дождь и даже снег. Поэтому мы сначала оденемся.

Логопед.

Наденем тёплые штаны – они сегодня нам нужны!

На правую ногу надеваем, и наверх  их поднимаем,

На левую ногу надеваем, тоже вверх их поднимаем,

А теперь оденем свитер – голову мы вставим,

А потом наш тёплый свитер на себя натянем!

Чтобы было нам тепло, куртку одеваем,

А потом снизу – щёлк! Застегнём на ней замок.

Мы ботинки – правый, левый – правильно надели.

Правильно надели, идти уже хотели…

Но замёрзнет голова! Тут нам шапочка нужна!

Осталось шапку натянуть. Мы готовы! Можно в путь!

Воспитатель. Путь до перекрестка нам укажут умные стрелки. Пройдем по ним!

В путь – дорогу снарядились,

В пешеходов превратились,

И шагаем дружно в ряд –

Посмотрите на ребят.

Вот мы прямо прошли,

К диагонали перешли,

А потом – направо путь.

Здесь нам можно отдохнуть! (Прямо, направо, направо, по диагонали – под веселую музыку из видео-журнала «Ералаш».)

(Дети приходят к красной скамейке.)

Воспитатель. Вот мы и пришли, посмотрите, вас встречает светофор. У него 3 сигнала, которые вы знаете. Давайте повторим, что они обозначают.

Вот сигнал зажёгся красный, значит двигаться опасно!

Желтый же – внимание, приготовиться заранее!

А зелёный – разрешает, нас к движенью приглашает! (Дети проговаривают текст с движениями.)

Логопед. Дети, давайте закрепим ещё раз цвета сигналов светофора. Самый строгий сигнал – красный. А что ещё бывает красным? На слайде появляются предметы: вишня, огонь, помидор. Поиграем в игру «Чего не стало?» Нужно будет запомнить все предметы, затем мы закроем глаза, а когда откроем, то какой-то предмет исчезнет. Скажите, все эти предметы какого цвета? (Красного.) Давайте назовем их. Закройте глаза. Откройте. Что исчезло? (Помидор.)

А что бывает жёлтым, как цвет второго сигнала светофора? (Дети называют, затем на слайде – жёлтые предметы.) Назовем предметы.

Закройте глаза. Откройте. А теперь чего не стало? (Желтый. 4 предмета.) Следующие предметы какого цвета? (Зеленого.) Назовем их. (Зеленый – 5 предметов, исчезают два из них.) Сейчас что пропало? Кто самый внимательный?

– Молодцы, вы очень старались и были внимательны! Внимание нам еще пригодится! Ведь мы с вами – внимательные пешеходы! А кроме пешеходов кто должен быть внимательным на дороге? (Водители транспорта.) А почему они называются водителями? (Потому что водят транспорт.)

– Но торопиться на дороге нельзя ни пешеходам, ни водителям!

– Давайте покажем маленькую сценку про то, как случилась авария.

(На «перекрестке» машины – 3 ребенка: легковой автомобиль, автобус и грузовик. Автобус и грузовик движутся навстречу друг другу. Вдруг дорогу перебегает мальчик, напевая «ля-ля-ля». Автобус и грузовик «врезаются» и останавливаются. Грузовик: Быстро! Автобус: Неосторожно! Легковая машина: Неправильно! Подъезжает полицейская машина: — Авария случилась из-за пешехода. Нельзя перебегать дорогу! Мы разобрались. Машины, продолжайте движение. Как нужно переходить дорогу? Мальчик пожимает плечами. 1-й пешеход: Неспеша. 2-й пешеход: Осторожно! 3-й пешеход: По пешеходному переходу. А если работает светофор – идем только на зеленый сигнал!)

Воспитатель. Видите, мальчик поспешил, да еще и правила не соблюдал!

Сейчас мы поиграем на нашем перекрестке, закрепим правила движения на нем. Но сначала вспомним, что перекрёстки бывают регулируемые и нерегулируемые. И перед ними стоят дорожные знаки. Ребята, из этих дорожных знаков надо выбрать тот, который обозначает нерегулируемый перекрёсток. (Дети выбирают «Пересечение дорог».)

– Правильно. А который из них мы поставим на нашем перекрестке? Правильно, «светофорное регулирование», так как на нашем перекрёстке стоит

светофор. Сейчас мы с вами будем двигаться по регулируемому перекрёстку, соблюдая правила дорожного движения и подчиняясь сигналам светофора. Для этого мы разделимся на водителей и пешеходов. А сделаем это по жребию. У меня есть карточки, на которых фигурки пешехода и водителя.

Рассматривание

– Кто это? (Пешеход.)

Почему вы так думаете? (Потому что человечек идёт.)

– А это? (Водитель, потому что он сидит и у него есть руль.)

(Дети вытягивают жребий.)

Игра «Перекресток»

(4 водителя, 4 пешехода, дети в ходе игры меняются. В ходе  игры дети отвечают на вопросы воспитателя.)

–Ты водитель какого автомобиля? (КамАза, легкового, автобуса, Газели.) Почему автобус едет с краю? (Потому что он должен останавливаться на остановках, а они на тротуаре, на краю дороги.)

Логопед. Веселый язычок тоже захотел покататься. Вы ему помогите, чтобы и с ним не случилось аварии. (Дети садятся на скамейку.)

ОАГ. «Моторчик», «Широкая дорога», «Машина поворачивает», «Яма», «Машина объезжает яму», «Узкая дорога», «Машина поворачивает», «Гора».

Логопед. Давайте теперь отдохнем и посмотрим фотографии. Скажем, кто что делает, находясь у перекрестка?

1 человек  стоит, несколько – стоят,

1 человек переходит, несколько – переходят,

Едет-едут,

Стоит-стоят

Торопится – торопятся (к транспорту),

Смотрит-смотрят.

– Молодцы, правильно назвали все действия!

Воспитатель. Ребята, водителю очень трудно увидеть препятствие и резко остановить машину в дождливую или снежную погоду и в тёмное время суток. Он должен быть очень внимательным в такое время, потому что видимость снижена, дорога скользкая и тормозной путь машины длиннее! И мы с вами – пешеходы, также должны быть особенно осторожны и строго соблюдать правила дорожного движения! А сейчас проверим, какие вы внимательные пешеходы, как внимательны ваши глазки?

Логопед. Давайте посмотрим на экран, как красиво падают капли дождя, образуя на воде красивые колечки (слайд – анимация), а теперь – как красиво падают, сверкая, снежинки, а это- ночь, как ярко сверкает прерывистая линия, разделяющая проезжую часть дороги.

– Давайте проследим взглядом за автомобилем. В какую сторону он уехал? Теперь за этим автомобилем. А этот автомобиль в какую сторону уехал?

– Посмотрите, красная машина едет змейкой.

– А этот синий автомобиль едет по кругу. Не отрывайте взгляд. Молодцы, ваши глазки были очень внимательны.

Логопед. Устали? Давайте перейдём на газон и отдохнём.

Воспитатель. Ребята, вы вырастите, многие из вас тоже станут водить автомобиль. Светофор предлагает вам поиграть в интересную игру с дорожными знаками, которые также встречаются на перекрестке.

– Рассмотрим этот знак. (Пешеходный переход)

– Ой, знак спрятался, а кто помнит, как он выглядел?

– Детям даются отдельные элементы для составления знака. (Синий квадрат, белый квадрат, черный человечек, зебра.)

–Теперь внимательно рассмотрим второй знак. (Главная дорога)

– Кто запомнил? (Дети собирают знак из белого и желтого квадрата)

– Рассмотрим третий знак. (Уступи дорогу. Белый и красный треугольник)

– И ещё один знак. (Поворот направо запрещен. Белый и красный круг, чёрная стрелка направо)

Затем проверка – все знаки на экране. Сравнение.

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо запомнили знаки.

Итог

– Вам понравилось играть со Светофором на волшебном перекрестке?

– Тогда приходите еще, а перекресток и правда волшебный – столько интересного нам показал! А чтобы вы запомнили наше путешествие на волшебный перекрёсток, вот вам маленькие подарочки от Светофора.