Волшебный перекрёсток
(Интегрированное занятие)
Мусфира АМИРОВА,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №15 «Ромашка» г. Зеленодольска
Полина ТРОФИМЕНКО,
учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №15 «Ромашка» г. Зеленодольска
Цели:
– закрепить в активном и пассивном словаре воспитанников названия основных видов наземного транспорта, цвета, форм, действий, относящихся к движению и поведению на проезжей части;
– совершенствовать знания детей о сигналах светофора с помощью четырёхстороннего макета;
– закрепить знания детей о правилах движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке;
– развивать зрительную память и внимание;
– воспитывать чувство ответственности, желание соблюдать правила дорожного движения.
Материал: напольный макет перекрестка, двухсторонний светофор с сигналами для транспорта и пешеходов, дорожные знаки, машины-костюмы, атрибуты для пешеходов,проектор, компьютерные слайды с наглядностью к упражнениям.
Ход занятия
Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Посмотрите, наш компьютер хочет нам что-то показать… Что он нам показывает? (Картинка с изображением перекрёстка.)
– А хотите отправиться на перекресток? (Да.)
– А отправимся мы туда пешком. Как называются люди, которые идут по улице пешком? (Пешеходы.) Совершенно верно, но на улице холодно, ведь у нас сейчас какое время года? (Осень.) Да, а осенью становится холодно, может идти дождь и даже снег. Поэтому мы сначала оденемся.
Логопед.
Наденем тёплые штаны – они сегодня нам нужны!
На правую ногу надеваем, и наверх их поднимаем,
На левую ногу надеваем, тоже вверх их поднимаем,
А теперь оденем свитер – голову мы вставим,
А потом наш тёплый свитер на себя натянем!
Чтобы было нам тепло, куртку одеваем,
А потом снизу – щёлк! Застегнём на ней замок.
Мы ботинки – правый, левый – правильно надели.
Правильно надели, идти уже хотели…
Но замёрзнет голова! Тут нам шапочка нужна!
Осталось шапку натянуть. Мы готовы! Можно в путь!
Воспитатель. Путь до перекрестка нам укажут умные стрелки. Пройдем по ним!
В путь – дорогу снарядились,
В пешеходов превратились,
И шагаем дружно в ряд –
Посмотрите на ребят.
Вот мы прямо прошли,
К диагонали перешли,
А потом – направо путь.
Здесь нам можно отдохнуть! (Прямо, направо, направо, по диагонали – под веселую музыку из видео-журнала «Ералаш».)
(Дети приходят к красной скамейке.)
Воспитатель. Вот мы и пришли, посмотрите, вас встречает светофор. У него 3 сигнала, которые вы знаете. Давайте повторим, что они обозначают.
Вот сигнал зажёгся красный, значит двигаться опасно!
Желтый же – внимание, приготовиться заранее!
А зелёный – разрешает, нас к движенью приглашает! (Дети проговаривают текст с движениями.)
Логопед. Дети, давайте закрепим ещё раз цвета сигналов светофора. Самый строгий сигнал – красный. А что ещё бывает красным? На слайде появляются предметы: вишня, огонь, помидор. Поиграем в игру «Чего не стало?» Нужно будет запомнить все предметы, затем мы закроем глаза, а когда откроем, то какой-то предмет исчезнет. Скажите, все эти предметы какого цвета? (Красного.) Давайте назовем их. Закройте глаза. Откройте. Что исчезло? (Помидор.)
А что бывает жёлтым, как цвет второго сигнала светофора? (Дети называют, затем на слайде – жёлтые предметы.) Назовем предметы.
Закройте глаза. Откройте. А теперь чего не стало? (Желтый. 4 предмета.) Следующие предметы какого цвета? (Зеленого.) Назовем их. (Зеленый – 5 предметов, исчезают два из них.) Сейчас что пропало? Кто самый внимательный?
– Молодцы, вы очень старались и были внимательны! Внимание нам еще пригодится! Ведь мы с вами – внимательные пешеходы! А кроме пешеходов кто должен быть внимательным на дороге? (Водители транспорта.) А почему они называются водителями? (Потому что водят транспорт.)
– Но торопиться на дороге нельзя ни пешеходам, ни водителям!
– Давайте покажем маленькую сценку про то, как случилась авария.
(На «перекрестке» машины – 3 ребенка: легковой автомобиль, автобус и грузовик. Автобус и грузовик движутся навстречу друг другу. Вдруг дорогу перебегает мальчик, напевая «ля-ля-ля». Автобус и грузовик «врезаются» и останавливаются. Грузовик: Быстро! Автобус: Неосторожно! Легковая машина: Неправильно! Подъезжает полицейская машина: — Авария случилась из-за пешехода. Нельзя перебегать дорогу! Мы разобрались. Машины, продолжайте движение. Как нужно переходить дорогу? Мальчик пожимает плечами. 1-й пешеход: Неспеша. 2-й пешеход: Осторожно! 3-й пешеход: По пешеходному переходу. А если работает светофор – идем только на зеленый сигнал!)
Воспитатель. Видите, мальчик поспешил, да еще и правила не соблюдал!
Сейчас мы поиграем на нашем перекрестке, закрепим правила движения на нем. Но сначала вспомним, что перекрёстки бывают регулируемые и нерегулируемые. И перед ними стоят дорожные знаки. Ребята, из этих дорожных знаков надо выбрать тот, который обозначает нерегулируемый перекрёсток. (Дети выбирают «Пересечение дорог».)
– Правильно. А который из них мы поставим на нашем перекрестке? Правильно, «светофорное регулирование», так как на нашем перекрёстке стоит
светофор. Сейчас мы с вами будем двигаться по регулируемому перекрёстку, соблюдая правила дорожного движения и подчиняясь сигналам светофора. Для этого мы разделимся на водителей и пешеходов. А сделаем это по жребию. У меня есть карточки, на которых фигурки пешехода и водителя.
Рассматривание
– Кто это? (Пешеход.)
– Почему вы так думаете? (Потому что человечек идёт.)
– А это? (Водитель, потому что он сидит и у него есть руль.)
(Дети вытягивают жребий.)
Игра «Перекресток»
(4 водителя, 4 пешехода, дети в ходе игры меняются. В ходе игры дети отвечают на вопросы воспитателя.)
–Ты водитель какого автомобиля? (КамАза, легкового, автобуса, Газели.) Почему автобус едет с краю? (Потому что он должен останавливаться на остановках, а они на тротуаре, на краю дороги.)
Логопед. Веселый язычок тоже захотел покататься. Вы ему помогите, чтобы и с ним не случилось аварии. (Дети садятся на скамейку.)
ОАГ. «Моторчик», «Широкая дорога», «Машина поворачивает», «Яма», «Машина объезжает яму», «Узкая дорога», «Машина поворачивает», «Гора».
Логопед. Давайте теперь отдохнем и посмотрим фотографии. Скажем, кто что делает, находясь у перекрестка?
1 человек стоит, несколько – стоят,
1 человек переходит, несколько – переходят,
Едет-едут,
Стоит-стоят
Торопится – торопятся (к транспорту),
Смотрит-смотрят.
– Молодцы, правильно назвали все действия!
Воспитатель. Ребята, водителю очень трудно увидеть препятствие и резко остановить машину в дождливую или снежную погоду и в тёмное время суток. Он должен быть очень внимательным в такое время, потому что видимость снижена, дорога скользкая и тормозной путь машины длиннее! И мы с вами – пешеходы, также должны быть особенно осторожны и строго соблюдать правила дорожного движения! А сейчас проверим, какие вы внимательные пешеходы, как внимательны ваши глазки?
Логопед. Давайте посмотрим на экран, как красиво падают капли дождя, образуя на воде красивые колечки (слайд – анимация), а теперь – как красиво падают, сверкая, снежинки, а это- ночь, как ярко сверкает прерывистая линия, разделяющая проезжую часть дороги.
– Давайте проследим взглядом за автомобилем. В какую сторону он уехал? Теперь за этим автомобилем. А этот автомобиль в какую сторону уехал?
– Посмотрите, красная машина едет змейкой.
– А этот синий автомобиль едет по кругу. Не отрывайте взгляд. Молодцы, ваши глазки были очень внимательны.
Логопед. Устали? Давайте перейдём на газон и отдохнём.
Воспитатель. Ребята, вы вырастите, многие из вас тоже станут водить автомобиль. Светофор предлагает вам поиграть в интересную игру с дорожными знаками, которые также встречаются на перекрестке.
– Рассмотрим этот знак. (Пешеходный переход)
– Ой, знак спрятался, а кто помнит, как он выглядел?
– Детям даются отдельные элементы для составления знака. (Синий квадрат, белый квадрат, черный человечек, зебра.)
–Теперь внимательно рассмотрим второй знак. (Главная дорога)
– Кто запомнил? (Дети собирают знак из белого и желтого квадрата)
– Рассмотрим третий знак. (Уступи дорогу. Белый и красный треугольник)
– И ещё один знак. (Поворот направо запрещен. Белый и красный круг, чёрная стрелка направо)
Затем проверка – все знаки на экране. Сравнение.
– Молодцы, ребята, вы очень хорошо запомнили знаки.
Итог
– Вам понравилось играть со Светофором на волшебном перекрестке?
– Тогда приходите еще, а перекресток и правда волшебный – столько интересного нам показал! А чтобы вы запомнили наше путешествие на волшебный перекрёсток, вот вам маленькие подарочки от Светофора.