Моя семья
(Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с элементами квест-игры в средней группе)
Гузель НИГМАТЗЯНОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №109 г. Казани
Цель:
– формирование у детей представлений о семье, её членах;
– развитие математических представлений.
Программные задачи:
образовательные:
– формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
– закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи;
– закреплять знания детей о цифрах, представления о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник);
– упражнять в счете в пределах 5;
развивающие:
– совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;
– обогащать словарный запас детей;
– развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, зрительную память, любознательность;
воспитательные:
– воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;
– воспитывать дружеское взаимоотношение, умение взаимодействовать в команде, целеустремленность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Материал и оборудование: конверт с письмом, домик, геометричесике фигуры, цифры, картинки тучка и солнышко, разрезная фотография, счетный материал на каждого ребенка, сердечки.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, ваши родители, давайте с ними поздороваемся. А мне сегодня утром принесли письмо. Давайте посмотрим, от кого же оно? Письмо ребята от Феи-волшебницы сейчас мы его прочитаем.
«Дорогие ребята, я обращаюсь к вам за помощью. У меня была одна фотография в моем альбоме, она для меня очень важная. Но злая колдунья ее украла у меня. Она спрятала части фотографий в разных местах вашей группы, и заколдовала их. Чтобы собрать целую фотографию, нужно выполнить задания. Ребята, помогите мне вернуть мою фотографию.»
– Ребята, вы хотите помощь волшебнице? Отправимся в путь? Но путешествие будет не простым, нас ждут испытания, сложные задания! А вот и первое испытание – подходим все сюда ближе ко мне. (Стенд: моя семья.)
– Ребята, скажите мне, а что это у нас за выставка? И кто изображён на этих фотографиях?
– Как назвать всех этих людей одним словом? Кто они для вас?
– Правильно, все эти люди вместе называются одним словом – семья.
– Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.
– Давайте перечислим, из кого состоит семья? (Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра), я.)
– Ребята, а как члены семьи относятся друг другу? (Любят друг друга, уважают, помогают.)
Воспитатель. Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково. Назовите ласково мама, папу, бабушку…
– Расскажите мне каждый о своей семье?
– Как зовут маму, папу, брата? Где работают?
– В каждой семье вас любят и о вас заботятся. И не важно, какая семья — большая или маленькая – главное, чтобы в семье были всегда мир, любовь и уважение.
–Вы очень хорошо рассказали о своих семьях, и в награду вы получаете первую часть фотографии. (1)
– Идём дальше, посмотрите, что стоит у нас на пути? (Дом.)
– Дом какой? (Большой, высокий.)
– Сколько окон? (2 больших, 1 маленький.)
– Что ещё видите? (Один кот.)
– А что еще по одному? (Одно курица.)
– Сколько тут птичек? Сколько цыплят?
– Молодцы вы и все рассказали, и получаете еще одну часть. (2)
– А дальше нам придется поехать ребята, а на чем можно поехать?
– А что нужно купить в автобусах? А зачем нужен билет? Вот и вам, ребята, сейчас нужно будет взять билет и сесть на свое место которое вам указано на билете. (На билетах нарисованы геометрические фигуры, они разного цвета – нужно сесть на свой правильный стул.)
– Вы правильно все сели и получаете еще одну часть. (3)
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель. Посмотрите, у вас под стульчиками лежат картинки тучка и солнышко, возьмите их в руки. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.
– Вы помогли маме вымыть посуду?
– На прогулке испачкали куртку?
– Убрали за собой игрушки?
– Подрался с другом?
–Заботишься о бабушке, она заболела?
– Разбил мамину любимую вазу?
– Поздравил дедушку с днем рождения?
– Вели себя в садике хорошо, и обрадовали маму?
– Молодцы, уберите ваши картинки, и вы получаете еще одну часть фотографии. (4)
– А чтобы получить следующую фотографию, вам нужно будет отгадать загадки!
Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются!
– Когда это бывает? (Утром.)
– Что еще вы делаете утром?
Спят медведи и слоны
Заяц спит и ёжик,
Все вокруг уснуть должны
Наши дети тоже.
– Что это за время суток? (Ночь)
– Ребята, ночью все мы спим, правильно?
Солнце в небе ярко светит
На прогулку вышли дети.
– Когда это бывает? (Днём)
– Что еще мы делаем днем в саду?
– А что следует за днём? (Вечер)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали, получите фотографию (5)
– А теперь немного отдохнем. Для начала вспомним с вами нашу пальчиковую гимнастику на татарском языке.
Бер, ике,өч, дүрт, биш!
Бармакларга ишек ач.
Бер, ике, өч, дүрт, биш!
Тизрәк өйгә кереп кач.
(Дети выходят на ковер в рассыпную, лицом к воспитателю.)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
– А сейчас, я приглашаю вас подойти к столам и занять места. У вас у каждого лежит перед собой карточка, обратите внимание что по середине там проходит что? (Линия)
– Значит у нас с вами есть верхняя полка, и нижняя полка. Еще у вас на столах в тарелочках что лежит? (Геометрические фигуры.)
– Сейчас я вам буду говорить задания, а вы должны их выполнить.
– Положите на верхнюю полку 3 зеленых треугольника. А что у нас есть на нижней полке? (Ничего, пусто, ноль)
– Положите на нижнюю полку две желтых квадрата.
– Что у нас больше? А что мало?
– Посчитаем с вами вместе сколько всего геометрических фигур мы поставили на полки. (1, 2, 3, 4, 5)
– А теперь уберите один зеленый треугольник. Что теперь случилось? (Одинаково)
– Молодцы, вы и с этим заданием справились и получаете последнюю часть фотографии. (6)
– Сейчас нам нужно сложить все части фотографии, и посмотрим, что там за таинственная фотография, которая так дорога для Феи-волшебницы. (Дети соединяют части фотографии, пазлы, и получается фотография СЕМЬЯ.)
– Что это за фото?
– Правильно, семья. Вот почему она так дорога фее, так, как и нам наша семья очень нужна, и мы любим свою семью. Мы с вами потом отправим фотографию фее по почте, согласны?
– Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось?
– Я очень рада, что у каждого из нас есть родной дом, семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.
И желаю вам, что бы вы всегда продолжали семейные традиции, обычаи.
– А фея волшебница тоже оставила для вас подарок, посмотрите что тут.
Возьмите каждый по сердечку и сегодня вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить и сказать им все эти ласковые и добрые слова, которые вы говорили здесь! Вашим родным будет очень приятно!
Какое счастье жить на свете,
Когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета,
А за спиной стоит СЕМЬЯ.