Моя семья

(Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП с элементами квест-игры в средней группе)

Гузель НИГМАТЗЯНОВА,

воспитатель I квалификационной  категории детского сада №109 г. Казани

Цель:

– формирование у детей представлений о семье, её членах;

– развитие математических представлений.

Программные задачи:

образовательные:

– формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;

– закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи;

– закреплять знания детей о цифрах, представления о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник);

– упражнять в счете в пределах 5;

развивающие:

– совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;

– обогащать словарный запас детей;

– развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, зрительную память, любознательность;

воспитательные:

– воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;

– воспитывать дружеское взаимоотношение, умение взаимодействовать в команде, целеустремленность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

Материал и оборудование: конверт с письмом, домик, геометричесике фигуры, цифры, картинки тучка и солнышко, разрезная фотография, счетный материал на каждого ребенка, сердечки.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, ваши родители, давайте с ними поздороваемся. А мне сегодня утром принесли письмо. Давайте посмотрим, от кого же оно? Письмо ребята от Феи-волшебницы сейчас мы его прочитаем.

«Дорогие ребята, я обращаюсь к вам за помощью. У меня была одна фотография в моем альбоме, она для меня очень важная. Но злая колдунья ее украла у меня. Она спрятала части фотографий в разных местах вашей группы, и заколдовала их. Чтобы собрать целую фотографию, нужно выполнить задания.  Ребята, помогите мне вернуть мою фотографию.»

– Ребята, вы хотите помощь волшебнице? Отправимся в путь?  Но путешествие будет не простым, нас ждут испытания, сложные задания! А вот и первое испытание – подходим все сюда ближе ко мне. (Стенд: моя семья.)

– Ребята, скажите мне, а что это у нас за выставка? И кто изображён на этих фотографиях?

– Как назвать всех этих людей одним словом? Кто они для вас?

– Правильно, все эти люди вместе называются одним словом – семья.

– Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.

– Давайте перечислим, из кого состоит семья? (Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра), я.)

Ребята, а как члены семьи относятся друг другу? (Любят друг друга, уважают, помогают.)

Воспитатель. Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково. Назовите ласково мама, папу, бабушку…

– Расскажите мне каждый о своей семье?

– Как зовут маму, папу, брата? Где работают?

– В каждой семье вас любят и о вас заботятся. И не важно, какая семья — большая или маленькая – главное, чтобы в семье были всегда мир, любовь и уважение.

–Вы очень хорошо рассказали о своих семьях, и в награду вы получаете первую часть фотографии. (1)

– Идём дальше, посмотрите, что стоит у нас на пути? (Дом.)

– Дом какой? (Большой, высокий.)

Сколько окон? (2 больших, 1 маленький.)

– Что ещё видите? (Один кот.)

– А что еще по одному? (Одно курица.)

Сколько тут птичек? Сколько цыплят?

– Молодцы вы и все рассказали, и получаете еще одну часть. (2)

– А дальше нам придется поехать ребята, а на чем можно поехать?

– А что нужно купить в автобусах? А зачем нужен билет? Вот и вам, ребята, сейчас нужно будет взять билет и сесть на свое место которое вам указано на билете. (На билетах нарисованы геометрические фигуры, они разного цвета – нужно сесть на свой правильный стул.)

Вы правильно все сели и получаете еще одну часть. (3)

Игра «Солнышко и тучка»

Воспитатель. Посмотрите, у вас под стульчиками лежат картинки тучка и солнышко, возьмите их в руки. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.

– Вы помогли маме вымыть посуду?

– На прогулке испачкали куртку?

– Убрали за собой игрушки?

– Подрался с другом?

–Заботишься о бабушке, она заболела?

– Разбил мамину любимую вазу?

– Поздравил дедушку с днем рождения?

– Вели себя в садике хорошо, и обрадовали маму?

– Молодцы, уберите ваши картинки, и вы получаете еще одну часть фотографии. (4)

– А чтобы получить следующую фотографию, вам нужно будет отгадать загадки!

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются!

– Когда это бывает? (Утром.)

– Что еще вы делаете утром?

Спят медведи и слоны

Заяц спит и ёжик,

Все вокруг уснуть должны

Наши дети тоже.

– Что это за время суток? (Ночь)

– Ребята, ночью все мы спим, правильно?

Солнце в небе ярко светит

На прогулку вышли дети.

– Когда это бывает? (Днём)

– Что еще мы делаем днем в саду?

– А что следует за днём? (Вечер)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали, получите фотографию  (5)

– А теперь немного отдохнем. Для начала вспомним с вами нашу пальчиковую гимнастику на татарском языке.

Бер, ике,өч, дүрт, биш!

Бармакларга ишек ач.

Бер, ике, өч, дүрт, биш!

Тизрәк өйгә кереп кач.

(Дети выходят на ковер в рассыпную, лицом к воспитателю.)

Физминутка

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

– А сейчас, я приглашаю вас подойти к столам и занять места. У вас у каждого лежит перед собой карточка, обратите внимание что по середине там проходит что? (Линия)

Значит у нас с вами есть верхняя полка, и нижняя полка. Еще у вас на столах в тарелочках что лежит? (Геометрические фигуры.)

– Сейчас я вам буду говорить задания, а вы должны их выполнить.

– Положите на верхнюю полку 3 зеленых треугольника. А что у нас есть на нижней полке? (Ничего, пусто, ноль)

– Положите на нижнюю полку две желтых квадрата.

– Что у нас больше?   А что мало?

– Посчитаем с вами вместе сколько всего геометрических фигур мы поставили на полки. (1, 2, 3, 4, 5)

– А теперь уберите один зеленый треугольник. Что теперь случилось? (Одинаково)

– Молодцы, вы и с этим заданием справились и получаете последнюю часть фотографии. (6)

– Сейчас нам нужно сложить все части фотографии, и посмотрим, что там за таинственная фотография, которая так дорога для Феи-волшебницы. (Дети соединяют части фотографии, пазлы, и получается фотография СЕМЬЯ.)

– Что это за фото?

– Правильно, семья. Вот почему она так дорога фее, так, как и нам наша семья очень нужна, и мы любим свою семью. Мы с вами потом отправим фотографию фее по почте, согласны?

– Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось?

– Я очень рада, что у каждого из нас есть родной дом, семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.

И желаю вам, что бы вы всегда продолжали семейные традиции, обычаи.

– А фея волшебница тоже оставила для вас подарок, посмотрите что тут.

Возьмите каждый по сердечку и сегодня вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить и сказать им все эти ласковые и добрые слова, которые вы говорили здесь! Вашим родным будет очень приятно!

Какое счастье жить на свете,

Когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета,

А за спиной стоит СЕМЬЯ.