Кулинарный поединок
(Внеклассное мероприятие по социально-бытовой ориентировке)
Гузель ТАМЕНДАРОВА,
учитель-дефектолог Нурлатской школы-интерната
Цель: повышение интереса и уровня учебной мотивации учащихся к предмету социально-бытовой ориентировки.
Задачи:
образовательные: обобщить и закрепить знания, полученные на уроках СБО; показать связь изучаемого материала с жизнью;
коррекционно-развивающие: развивать творческий потенциал учащихся через продуктивную деятельность; формировать коммуникативные навыки через коллективную деятельность, взаимодействие друг с другом; развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя; развитие умения определять вкусовые качества продуктов, коррекция зрительного, слухового, восприятия;
воспитательные: воспитывать уважение к труду, желание продолжить профессиональную подготовку в дальнейшей жизни; культуру поведения и бесконфликтного общения, критическое отношение к достигнутому результату.
Ведущая. Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обобщить знания, полученные на занятиях СБО по всеми любимому разделу данного предмета – «Кулинария».
Ход мероприятия
Слайд 1
Кулинария – это искусство приготовления пищи. Это не просто умение вкусно готовить пищу, а умение готовить её по науке: надо знать, какие продукты использовать для приготовления конкретного блюда и в какой последовательности их закладывать, как правильно сервировать стол и оформить приготовленное блюдо.
Ведущая. Мы рада приветствовать всех на нашем мероприятии, которое называется «Кулинарный поединок». Сегодня ребята 6-х классов покажут нам свои умения, и находчивость.
– Напоминаю правила конкурса: побеждает та команда, которая выполнит задание быстро и правильно. Каждый конкурс оценивается по 5-бальной системе, при этом многоуважаемое жюри будет вычитать баллы с команды за нарушение дисциплины, и в конце подсчитает общее количество баллов и объявит победителя.
1-й конкурс – “Приветствие” (Слайд 2)
(Команды представляют название команды, девиз и эмблему.)
Ведущая. Прошу команды занять свои места. Оценивать Вашу работу сегодня будут жюри .Также у нас есть зрители-болельщики, они будут поддерживать участников.
1-я команда – «Чудо поварята».
Мы чудо поварята!
Бутерброды режем смело —
Ерунда, простое дело!
Всех накормим, угостим!
Мы без дела не сидим!
2-я команда – «Веселые поварята».
Мы – смешные поварята,
Очень дружные ребята.
Любим вкусно всех кормить!
Как же с нами не дружить?
Ведущая.
– Ребята, какой предмет мы с вами изучаем? (СБО)
– Что означает СБО? (Социально-бытовая ориентировка)
– Для чего нам нужен этот предмет? (Мы готовимся к самостоятельной жизни)
2-й конкурс – «Золушка»
Ведущая. Чтобы узнать, какое будет следующий конкурс, посмотрите, пожалуйста, на экран. (Просмотр фрагмента из кинофильма «Золушка».) (Слайд 3)
– Как называется этот фильм?
– Какое еще задание дала мачеха Золушке? (Слайд 4)
– Вот и Вам сейчас предстоит перебрать фасоль и горох, только выполнять вы его будете всей командой. (На стол ставится большое плоское блюдо с перемешанными бобами и два маленьких лотка. Ребята выполняют задание, их работу оценивает жюри.)
Ведущая. Загадки с грядки для зрителей:
- Самая большая ягода. (Арбуз)
- Из чего получают изюм? (Виноград)
- Орех, из которого получают стружку. (Кокос)
- Любимое лакомство обезьян. (Банан)
- Овощ, которого боятся вампиры. (Чеснок)
- “Одежда” варёной картошки. (Мундир)
- Орех, содержащий молоко. (Кокос)
- Сказочный овощ, не желавший вылезать из земли. (Репа)
- Одежда для селедки. (Шуба)
- Овощ, от которого плачут. (Лук)
- Листовой овощ или холодное блюдо. (Салат)
- Искусство приготовления пищи. (Кулинария)
- Русская народная сказка об удачливом овощеводе. (Репка)
- Напиток из варёных фруктов. (Компот)
- Фрукт, которым отравили сказочную царевну. (Яблоко)
- Овощ, имеющий два названия. (Томат, помидор)
- Овощ, который стал главным героем сказки Джанни Родари. (Лук – Чиполлино)
- Фрукт, который добавляют в чай. (Лимон) (Слайд 5)
Ведущая. Следующий конкурс – «Почисти яйцо».
Учитель. Кто несет яйца?
– Какие яйца мы чаще всего употребляем в пищу?
– Что можно приготовить из яиц? (Сварить, пожарить яичницу или приготовить омлет.)
Ведущая. Следующий конкурс – «Почисти яйцо». (От каждого класса вызывается по одному ученику, который выполняют задание. Дается по 2 вареных яйца.) (Слайд 6)
Ведущая. 4-й конкурс – «Угадай варенье».
– Скажите, кто из вас любит сладкое?
– Как называют человека, который любит сладкое? (Сладкоежка)
– Следующий конкурс для сладкоежек. Вам нужно с завязанными глазами попробовать на вкус и определить, какое это варенье (смородина, малина, земляника…). (От каждого класса вызывается по одному ученику, которые выполняют задание.)
Ведущая. 5-й конкурс. Вам нужно найти в этом квадрате 10 названий ягод, овощей и фруктов.
м | о | р | к | о | в | ь | о | а | л | ы | ч | а | е |
в | и | а | е | г | р | у | ш | а | и | а | е | к | о |
и | д | н | о | у | к | и | в | и | м | к | р | а | а |
н | ы | а | а | р | б | у | з | я | о | а | е | р | к |
о | н | н | п | е | р | е | ц | б | н | б | ш | т | у |
г | я | а | е | ц | и | а | о | л | г | а | н | о | к |
р | а | с | п | о | м | и | д | о | р | ч | я | ф | у |
а | п | е | л | ь | с | и | н | к | а | о | с | е | р |
д | к | а | п | у | с | т | а | о | н | к | в | л | у |
к | л | у | б | н | и | к | а | с | а | и | е | ь | з |
е | в | и | ш | н | я | а | о | л | т | ы | к | в | а |
м | а | н | д | а | р | и | н | и | и | а | л | у | к |
а | о | б | а | н | а | н | а | в | е | л | а | й | м |
п | е | р | с | и | к | е | м | а | н | г | о | и | а |
Физминутка “Вершки и корешки”.
Ведущая. Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо похлопать, если наземные – потопать. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)
Ведущая. 6-й конкурс – «Кулинары».
– Работу повара часто сравнивают с работой художника. И это действительно так. Из рук искусного повара выходят настоящие произведения искусства, доставляющие радость людям. Мы подошли с вами к самой ответственной части нашего поединка. Последний конкурс – самый сложный. Вам необходимо из имеющихся продуктов (Слайд 7) приготовить бутерброд. Давайте сначала вспомним, какие бывают бутерброды и технологию их приготовления. (Слайд 8) (Просмотр видеоролика «Технология приготовления бутербродов.)
(На столы ставятся тарелки с подготовленными продуктами (нарезанные сыр, колбаса, огурцы, мягкое сливочное масло, зелень). Учитель объясняет поочередность выполнения задания и делает один бутерброд как образец.) (Слайд 9)
– Но перед началом работы мы должны с вами вспомнить правила безопасного обращения ножом. (Каждый учащийся делает себе бутерброд. Жюри оценивает выполненную работу по трем параметрам: быстрота приготовления, качество, оформление бутерброда.)
Конкурс болельщиков (во время выполнения кулинарного конкурса)
– Русский напиток, приготовленный из хлеба и дрожжей?
– Что такое морс?
– Что называют столовыми приборами?
– Что такое меню?
– Как передают нож?
– Что нужно сделать, чтобы не лопнул стакан, в который наливают кипяток
– Чтобы не плакать при резке лука, надо…
– Чем отличается закрытый бутерброд от открытого?
– Из скольких блюд состоит обед?
– Назовите по-другому рыбный суп.
– Сколько нужно варить яйцо, чтобы оно получилось всмятку? (3 или 8 минут
– Что такое рыбное филе?
– Какой овощ называют вторым хлебом?
– Из чего делают макароны, лапшу, вермишель?
– Как называется картофель, сваренный в кожуре?
Ведущая. Вот и подошел к концу наш кулинарный поединок. Надеемся, что вы, уважаемые зрители, узнали что-то новое для себя, по другому посмотрели на профессию повара и, возможно, будете более уважительно относиться к процессу приготовления пищи и к людям, которые этим занимаются. (Слайд 10. «Что растёт на грядке?»)
Ведущая. Конкурс на внимательность.
Я зачитываю текст, а вы внимательно слушаете и запоминаете что растёт на грядке. Затем записываете на листок и читаете нам последовательность растущих на грядке овощей.
Что растёт на грядке:
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп.
Для приправы и для проб,
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад …
Если слушал ты внимательно –
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку,
Что растёт на нашей грядке?
(Жюри подводит итоги мероприятия и объявляет победителя.) (Слайд 11)
(Заканчивается мероприятие чаепитием с приготовленными бутербродами.)
Ведущая. Всем спасибо за внимание и участие!