Развитие познавательно-речевых способностей у детей через синквейн
Наталья ГРИГОРЬЕВА, Екатерина ГРИБАНОВА, Диана ИСМАГИЛОВА,
воспитатели детского сада №298 г. Казани
Наша современная жизнь диктует свои законы: речь людей больше становится деловой, лаконичной, сухой и без яркости. Грамотное владение словом – это настоящее искусство, которому нужно учиться всегда. От этого зависит социальный статус и профессиональная карьера человека. Как говорил Лев Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существует много проблем – бедный словарный запас, неумение составлять рассказы по картинкам, пересказывать прочитанное, и порою даже выучить стихотворение наизусть для некоторых детей – большая проблема. Поэтому педагоги в постоянном поиске нахождения новых методов и приемов, это кропотливая, ежедневная, необходимая работа.
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейн.
Что же это такое – синквейн? «Синк» на французском языке означает число «5», синквейн – это «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси в начале XX века, которая опиралась на японские стихи. Синквейн – эффективный и интересный прием, который активизирует познавательную деятельность, способствует развитию речи детей.
Как научить детей составлять синквейны и нравится ли им это? Да, с полной уверенностью могу сказать, что нравится. Ведь синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако, игру в синквейн лучше проводить со старшими дошкольниками, т.к. их мыслительные, коммуникативные и речевыенавыки и умения позволяют им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.Чтобы научить детей составлять синквейны, нужно сначала научить детей находить в тексте или в материале – главные элементы, делать выводы и умозаключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Правильное составление синквейн:
1-я строка – это заголовок, тема, состоящее из одного слова, обычно это существительное.
2-я строка – это 2 прилагательных или причастия, описывающие тему текста.
3-я строка –3 глаголов или деепричастия, описывающие действия предмета.
4-я строка – это словосочетание, или предложение, состоящее из нескольких слов, краткое выражение, пословица или поговорка, цитата или афоризм в контексте, раскрываемой темы.
5-я строчка – последняя, это итог, резюме, вывод, 1 или 2 слова, чаще всего это просто синоним.
Итак, получилась вот такая пирамида, похожая на елочку.
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Предложение, пословица (основная мысль синквейна)
1 существительное
Вы спросите, как будут составлять синквейны дети, не умеющие читать. Все очень просто – помогите им вопросительными словами. Например, составим синквейн к слову «Котенок»:
Кто это? Котенок.
Какой он? Рыжий, пушистый.
Что он делает? Спит, ест, прыгает.
Предложение о котенке: Я люблю своего котенка.
Как по-другому можно назвать котенка? Домашнее животное (питомец).
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Вот, например, прочитав рассказ А.Гайдара «Чук и Гек» в подготовительной к школе группе, мы составили с детьми синквейн
Что мы прочитали? Рассказ.
Какой он? Интересный, занимательный
Что он делает? Повествует, увлекает, открывает
О чем этот рассказ? Описывает приключения братьев
Как называется рассказ? «Чук и Гек»
Этот игровой прием всем понравится, попробуйте научить синквейну своих детей, и он для них будет являться:
— увлекательным занятием, благодаря которому, каждый дошкольник может почувствовать себя гением – творцом.
Синкейн для дошкольников это:
— средство творческого самовыражения
— игровой способ обогащения словарного запаса
— подготовка к краткому пересказу
— владение понятиями: слово – предмет (живой – неживой), слово – признак,слово – действие)
— умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении
— пополнение словарного запаса
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить – это значит, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн помогает гармонично сочетать в работе элементы трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно – ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.