Рассказы о природе. И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»
(Урок литературного чтения во 2 классе)
Ольга ТАЛАНОВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
средней школы №113 г. Казани
Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова- Микитова «Зима в лесу».
Задачи:
– способствовать открытию авторского отношения к природе;
– совершенствовать умения анализировать текст изучаемого произведения;
– способствовать духовно-нравственному развитию читателя;
– способствовать формированию читательских умений;
– способствовать воспитанию любви к зимнему лесу и его обитателям, к родной природе.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, пьеса Л.Вивальди «Зима» (1 часть); репродукция картины И.Шишкина «Зима», классная доска.
Ход урока
- I. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой
Учитель.
Тем, кто любит приключенья, я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья ничего на свете нет!
А чтобы урок пошёл каждому впрок –
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
- II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит – быть внимательными думающими читателями? Исследователями? (Читать правильно, четко произносить звуки, следить за чтением других, понимать, о чем говорится в тексте)
III. Ознакомление с планом работы на уроке
Учитель. Сегодня мы побываем с вами на:
1) станции «игровой»;
2) познакомимся с новым рассказом;
3) заглянем в исследовательскую лабораторию;
4) раскроем тайны родного края;
5) проверим свои знания.
Речевая разминка
Учитель. А что бы речь ваша была четкой, понятной и внятной, выполним речевую разминку. (Проговаривание скороговорок и чистоговорок.)
Ра-ра-ра: на урок идти пора.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.
Го-го-го: про медведя косолапого
- IV. Подготовка к восприятию нового произведению. Сообщение темы и цели урока
а) Игра «Фотограф».
– За 6 секунд «зрительно сфотографируйте» и запомните слова на доске.
– Сколько слов «сфотографировали»? Назовите. (Заяц, белочка, хорёк, лисица, медведь.)
– Как их назовём одним словом? (Дикие животные.) Почему?
б) Игра «Продолжи ряд слов».
– Продолжите ряд слов: «Метель, снежинка…» (называть другие «зимние» слова).
– К какому времени года отнесём эти слова?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке и о чем будет новое произведение? (О зиме и диких животных.) Перечислите зимние месяцы. Какой месяц за окном? Какой будет следующий месяц?
- V. Работа по релаксации
Подготовка к эмоциональному восприятию рассказа.
– Неповторимая красота зимнего леса во все времена побуждала к творчеству
писателей, поэтов и композиторов.
– С одним из произведений на эту тему мы сегодня познакомимся на уроке. А сейчас прослушайте1 часть пьесы «Зима» итальянского композитора Л.Вивальди, постарайтесь услышать «звуки зимы». (Прослушивание аудиозаписи.)
– Какие «звуки зимы» вы услышали? (радость, тревогу, чириканье озябших птиц, езду лошадей, вой ветра, шум зимнего леса и т.д.)
– А вот творчество художников на эту тему. Вот такую замечательную картину «Зима» создал великий русский художник И.Шишкин.
– Что изображено на картине? Может ли эта картина отображать зимние звуки музыки в пьессе Вивальди?
Сообщение темы урока
Знакомство с новым рассказом.
Учитель. А теперь познакомимся с литературным произведением. Прочитайте фамилию, имя автора и название произведения. (На доске.)
Учащиеся. Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Зима в лесу».
Учитель. Рассмотрите портрет писателя. Посмотрите, какой спокойный внимательный взгляд, располагающий к общению.
Краткая биография писателя
Иван Сергеевич родился и вырос в простой, трудовой деревенской семье около г.Калуга. Он очень любил природу и мечтал о путешествиях. В 17 лет он впервые ушел в море учеником матроса, так начались путешествуя по всему свету. Но всегда возвращался на Родину. За свою долгую жизнь (прожил он 83 года) Иван Сергеевич стал не только моряком, но еще и санитаром, летчиком, учителем. И все это время писал интереснейшие рассказы. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался – наговаривал свои произведения на диктофон. Читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством любви и восхищения миром живой природы!
Учитель. Что необычного в жизни этого писателя? (Он очень любил путешествовать, особенно быть на природе, бродить по лесу и наблюдать за жизнью зверей и птиц. И конечно любил свою Родину.)
– И мы сегодня на уроке попытаемся понять отношение писателя к природе, анализируя его произведение «Зима в лесу».
- VI. Первичное восприятие
Работа по учебнику с текстом произведения.
Учитель. Откройте учебник на стр. 133. Найдите это произведение.
– Прочитаем это произведение по частям, а затем ответим на вопросы.
VII. Рефлексия. Проверка первичного восприятия рассказа
Учитель. К какому жанру отнесём это произведение? Почему? Почему автор так озаглавил свой рассказ?
Словарная работа
– Какое непонятное слово встретилось вам в тексте рассказа? (Пороша.)
– Найдите и прочитайте предложение с этим словом ?
– Объясните его значение?
– Найдите объяснение его значения в рубрике «Словарь», учебник стр. 134. Прочитайте. (Слайд с рисунком.)
VIII. Исследовательская лаборатория (Работа в парах.)
Выполнение заданий в учебнике к данному тексту.
Учитель. Прочитайте задания к тексту в учебнике на стр. 134. Как будем работать над заданиями? Искать нужные предложения. И помогать нам будет простой карандаш и соблюдение правил работы в группе. (Прочитать на доске.)
– Задания будут различной сложности. Простые, сложнее и повышенной сложности. Выбрать уровень предстоит вам самим.
- Средний уровень. Выполнить задание по образцу на листочке. (Проверка на слайде.)
- Выше среднего. 1.Подготовьте в парах ответ на1-й вопрос: «Как описан зимний лес?». Прочитайте. Чья пара желает ответить на 1-й вопрос?
Выше среднего. 2. Подготовьте в парах ответ на 2-й вопрос: «Как рассказчик относится к жителям леса?». (Автор наблюдает за зверями, интересуется их жизнью, сочувствует, охотится на них, знает их повадки -любит животных.)
- Повышенной сложности. Составить модель обложки.
– Кто согласен с таким вариантом?
– У кого получилась такая модель? (Проверка на слайде.)
Физминутка («У оленя дом большой»)
«Сказочен зимний лес –
Всё вокруг красиво.
Зайчик шубку сменил, скачет торопливо.
Вот крадётся лиса,
Спит медведь в берлоге.
От мороза у нас сами пляшут ноги».
Выполнение задания 3
Учитель. Прочитайте 3-е задание в учебнике. Выполнять его будем в парах по рядам.
1-й ряд – подбирает заголовок к 1-й части.
2-й ряд – к 2-й части.
3-й ряд – к 3части.
– При проверке самый удачный заголовок каждого ряда запишем в листочки.
– Что мы получим, озаглавив каждую часть? (План) Для чего?
– По этому плану подготовите пересказ дома.
- IX. Подведение итога урока:
– С каким произведением познакомились сегодня на уроке?
– С какой целью автор написал это произведение?
– Что нового узнали из прочитанного рассказа?
- X. Стимулирование читательской деятельности учащихся
– Перед вами книжная выставка. Эти рассказы вы можете взять и прочитать в библиотеке.
– Ребята, я хочу познакомить вас с еще одним произведением Соколова-Микитова. А если оно вас заинтересует, вы сможете дома дочитать его. (Учитель читает рассказ «Ежи». На самом интересном моменте останавливается и предлагает ученикам взять книжечки в библиотеке и дочитать самостоятельно.)
- XI. Рефлексия
Учитель. У вас на столах двусторонние снежинки: одна сторона – синяя, другая – голубая. Покажите синюю сторону снежинки, если вам на уроке было интересно и вы не испытывали затруднений. Голубую, если что-то не поняли и испытывали трудности, работая на уроке.
XII. Домашнее задание
Учитель. Выполните домашнее задание на выбор по желанию и интересам:
1) Подготовить пересказ по плану, составленному на уроке.
2) Подготовить выразительное чтение.