Тропинка к здоровью
(Внеурочное занятие)
Наталья МЯСНИКОВА,
учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №113 им. Героя России М.Р.Ахметшина г. Казани
Цели:
– настроить детей на здоровый образ жизни;
– вызывать интерес к вопросам здоровья;
– подвести к мысли, что самое главное в жизни – это здоровье, что именно они, дети, ответственны за состояние своего организма, что здоровье зависит от них самих; чтобы сберечь его надо следить за чистотой, быть аккуратным; – расширять знания детей о правилах гигиены.
Ход занятия
- I. Вступительное слово учителя
– Сегодня мы собрались, чтобы провести наше занятие в «Стране Здоровячков».
– В этой стране есть много докторов, которые дарят здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто они? Сейчас мы узнаем.
– Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух)
– Вот вам первый доктор – Свежий Воздух.
– А без чего засохли бы деревья, кусты, цветы и мы не смогли бы жить?
– Вот вам другой доктор – Доктор Вода.
«Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!»
– Природа подарила людям ещё и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка, доктора Здоровая Пища, доктора Отдых. Они подсказывают нам, как правильно питаться, отдыхать, иметь красивую фигуру.
– И ещё есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь.
– Будем с ними дружить? Они помогут нам попасть в страну Здоровячков. Сегодня мы поближе познакомимся с доктором Вода.
– Откуда воду для питья берут люди, когда они дома? На улице? В школе?
– Какую воду следует пить, чтобы не навредить своему здоровью?
– Где в природе можно встретить воду? Как она выглядит? Всегда ли вода жидкая? В каком состоянии может быть вода? Чтобы узнать это отгадайте загадки.
- II. Отгадывание загадок
- Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождь)
- Мимо сосен и берёз
Лесом ходит Дед Мороз.
Голый, сонный лес зимой
Он украсит бахромой.
Это что за бахрома?
Угадайте, детвора! (Иней)
- Ты в летний полдень, в тишь и в зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака)
- Что за страшный звездопад:
Звёзды белые летят?
Покружатся, а потом
Устилают сад ковром. (Снег)
- Что за хрупкое стекло
Вдруг на лужицу легло?
Солнце в полдень припекло –
Где же в лужице стекло? (Лёд)
- Не река, не море тут
И не рукотворный пруд.
В нём студеная вода:
Что не мчится никуда. (Озеро)
- Из-за камня он пробился,
Здесь под камнем он родился, –
Всё торопится, бежит:
Он к большой реке спешит. (Ручей)
- Над рекою пелена
Вечерочком и с утра. (Туман)
- По дорожкам прыг да скок
Скачет ледяной горох.
Принесло его с дождём.
Мы его совсем не ждём. (Град)
- Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река).
– Почему облако, иней, снег, град, лёд, туман связывают с понятием «вода»?
III. Беседа по теме
— А для чего ещё нам нужна вода? Давайте отправимся за советами к доктору Вода.
В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто!
Так опрятны, аккуратны,
Что смотреть на нас приятно.
– Почему плохо быть грязнулей?
Сказка о микробах.
Жили- были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: « Как хорошо, что есть на свете грязнули и мухи».
И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
– Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?
– Что помогает нам победить микробов? (Вода)
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок.
Советы доктора Воды.
– Давайте послушаем советы доктора Воды, чтобы не заболеть разными болезнями.
- Раз в неделю мойся основательно.
- Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
- Каждый день мой ноги и руки перед сном.
- Обязательно мой руки после уборки комнаты, после посещения туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
5. Ежедневно проветривай комнату и делай влажную уборку.
– Если вы будете следовать всем этим советам, с вами не произойдёт такого случая.
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Закричал: «Какой позор!»
- IV. Отгадывание загадок
– А какие вещи вместе с водой нам помогают бороться с микробами вы узнаете, отгадав загадки.
- Гладко, душисто,
Моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было
Что это такое? (Мыло)
- Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала
Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)
- В ванной комнате висит, болтается,
За него всяк хватается.(Полотенце)
- Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
– Итак, чем же мы пользуемся каждый день, чтобы быть чистыми и аккуратными?
- V. Вредные советы
– Но бывают на свете такие дети, которые делают всё наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» – они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» – они лезут. Для таких детей придуманы вредные советы.
Ох, чистюля наша кошка,
Лижет лапки, лижет хвостик.
Только выйдет погулять,
Смотришь грязная опять.
Хоть я вовсе не котёнок,
А сознательный ребёнок,
Утром вымыл, как всегда,
Руки, уши и глаза.
А под вечер всё опять
Надо с мылом оттирать.
Только вымоешь лицо –
Смотришь грязное оно.
Постоянно всё пылится.
Так зачем нам долго мыться?
Лучше в парке погулять
Или танк нарисовать,
Или съесть кусочек пицци.
Ну, зачем мне снова мыться?
Нет, ребята, не старайтесь,
Часто так не умывайтесь.
– Вы согласны с таким советом?
– Другие вредные советы вы можете прочитать в книге Г. Остера.
- VI. Чтение по ролям стихотворения А.Барто
(Выходят чумазая девочка, а за ней мыло)
Девочка.
Пусти меня!
Что тебе нужно от меня?
Мыло.
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки,
На локтях дорожки.
Девочка.
Я на солнышке лежала
Руки кверху я держала –
Вот они и загорели.
Мыло.
Ах, ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Нос я кверху держала –
Вот он и загорел.
Мыло.
Ой ли, так ли?
Отмоем всё до капли.
Пойдём-ка к доктору Воде.
(Мыло ведёт девочку к доктору Воде, моет её)
Ученик.
Громко девочка кричала
Как увидела мочалку.
Царапалась как кошка.
Девочка.
Не трогайте ладошки,
Они не будут белые –
же загорелые.
Мыло.
А ладошки-то отмылись!
Ученик.
Оттирали мылом нос.
Разобиделась до слёз.
Девочка.
Ой, мой бедный носик
Мыла не выносит!
Он не будет белый –
Он же загорелый!
Мыло. А носик-то отмылся!
– Ребята, что же за загар был у девочки? Я думаю, что после сегодняшнего занятия никто из вас не будет похож на эту девочку. Все будут помнить советы доктора Воды. Помните о том, что чистота – залог здоровья! Не зря же люди придумали много пословиц и поговорок о чистоте. Послушайте их.
VII. Пословицы и поговорки о чистоте
Мойте руки перед едой – будете здоровы!
Кто аккуратен, тот людям приятен!
Чистота – лучшая красота!
Чистая вода – для хворобы беда!
Чаще мойся – воды не бойся!
Будь аккуратен, забудь про лень, чисти зубы каждый день!
VIII. Итог занятия
– Советы какого доктора мы сегодня слушали?
– Кто запомнил эти советы?
– Давайте заучим такие слова и будем их всегда помнить.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.