Формирование исследовательской компетенции обучающихся в процессе реализации общешкольных проектов и на уроках русского языка и литературы.
Евгения ГАРАЕВА,
учитель русского языка и литературы многопрофильной полилингвальной гимназии №180 г. Казани
Слово проект в открытом общении на данный момент является часто употребляемым, причем по мере распространения слова увеличивается количество контекстов и ситуаций его использования, что совершенно естественно, хотя, возможно, не всегда правильно. Чаще всего понимается комплекс запланированных действий, мероприятий, которые уже осуществляются и должны быть успешно завершены, т.е. сюда включается не только замысел, но и исполнение задуманного. Проектами могут называться и конкретные произведения, кинофильмы, спектакли и даже творческие коллективы, т.е. то, что уже сделано, результат работы, продукт.
В педагогике метод проектов был обозначен в начале прошлого столетия. Основателями считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Отмечается, что обучение должно строиться на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни [1].
Учебные проекты в зависимости от вида деятельности разделяются на исследовательские, информационные, творческие и ролевые [2].
- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
- Информационный направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
- Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Практической частью реализации проектной деятельности в МБОУ СОШ №9 г. Казани можно выделить работу над всеми типами ученических проектов.
С 2009 года в образовательном учреждении ведется работа над общешкольным проектом «Классная газета». Каждый классный коллектив в течение полугодия работает над выпуском номера газеты. Нужно отметить, что в ходе работы развивается самостоятельность, организаторские способности, коммуникативные навыки. Информационной основой статей служат электронные энциклопедии, научные, художественные книги, критические заметки одноклассников. Номера классных газет могут быть тематическими: «Юбилей школы», «День Победы в ВОВ», «Здоровый образ жизни», а могут отражать все классные новости. В процессе создания газеты обучающиеся вовлекаются в совместную творческую деятельность. Исходя из текстового материала и работы над газетой, были сформулированы темы индивидуальных исследовательских проектов для девятиклассников: «Контент-анализ содержания классных газет (на материале классных газет Школы №9)», «Особенности образования слов с помощью нулевой суффиксации (на материале текстов статей городской газеты «Starшеклассники)».
Особое значение в становлении исследовательской компетентности играют интеллектуальные соревнования, которые являются учебным развивающим мероприятием, отличающимся по содержанию (проблемность, творческие задания) и методам, активизирующим мыслительную деятельность.
Основными интеллектуальными соревнованиями в СОШ №9 являются «Интеллектуальный марафон», в ходе которого проводится решение межпредметной задачи, межпредметные интеллектуальные соревнования (Школьный интеллектуальный клуб) и коммуникативные бои. «Диалог помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели», — отмечает Воронцов А.Б. Коммуникативные бои представляют собой конкурс-дискуссию, в котором команды демонстрируют свои интеллектуальные способности, навыки аргументированного спора, умения формулировать и задавать вопросы, а также умение работать в команде. Можно обозначить темы коммуникативных боев, посвященных проведению в школе Пушкинской недели: «Гений и злодейство – две вещи несовместные», «Золотой петушок в сказке Пушкина помог царю», «Став владычицей морскою, старуха успокоилась бы», «Современная художественная литература для подростков не развивает и не обучает», «Все известные сказки безобразно испорчены неправдоподобно счастливым концом». Данную форму работы может быть представлена и на уроках русского языка: «Причастие и деепричастие. Самостоятельные части речи или формы глагола», «Инфинитивный –ТЬ. Суффикс или окончание», «Современная реформа русского языка негативно отразится на его развитии», «Заимствование – негативное языковое явление».
Следующим групповым проектом может быть обозначена работа над «Картой знаний» по предмету.
«Карта знаний по предмету может помочь учащимся целенаправленно выбирать тот учебный материал, который им необходим для решения учебно-практических задач, а также может позволить школьникам восстанавливать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете и делать предположения о возможном дальнейшем поиске материала для изучения» Воронцов А.Б.
Работа с «Картой знаний» в учебном предмете является средством построения образовательной траектории учащихся. Карта знаний может стать средством планирования, удержания предметной логики в течение учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащегося в учебном предмете [3]. Основное условие достижения эффекта от работы с «картой» – ее системность и последовательность обращений к ней в течение всего учебного года. Полученный навык работы предполагает разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета.
Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.
Отмечая основные направления ученических исследований, необходимо отметить исследовательские тематические проекты. Как правило, среди них выделяют групповые и индивидуальные.
Преимущества индивидуальных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
- формирование чувства ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от одного обучающегося,
- приобретение опыта на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии,
- формирование важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
- формируются навыки сотрудничества,
- проект может быть выполнен разносторонне,
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе,
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта [4].
В сформированном пятом классе проводилась групповая работа над творческим проектом «Времена года»: ученический коллектив делился на 4 группы в зависимости от «дня рождения». Каждая группа, выделяя «свое» время года и доказывая, что именно оно является лучшим, представляла различные аспекты характеристики: фольклор (пословицы и поговорки, приметы, загадки, песни, заклички), художественную литературу (писателей, родившихся в этот период, стихотворения, прозаические отрывки), музыку (композиторы и муз. произведения), живопись (репродукции картин), современность (попкультуру, направления моды, декора).
Анализ текста прозаического произведения в 6 классе в форме группового проекта может быть представлен в варианте работы над повестью Дж.Р.Р.Толкина «Хоббит»: группа обучающихся рассказывает о хоббитах (описание внешности, характеров, привычках, образа жизни), вторая группа представляет макет жилища, «хоббичьей норы», третья группа отслеживает путешествие, составляет интерактивную карту движения героев, четвертая группа характеризует волшебные существа, составляет своеобразную энциклопедию.
Исходя из педагогического опыта, хотелось бы отметить метод исследовательского проекта, который может быть введен в структуру уроков, но может являться финальным этапом исследовательской работы в течение определенного промежутка времени. В педагогической литературе в настоящее время под исследовательской деятельностью обучающихся понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, искусства и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования [5]. Учащийся, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность исследовательской компетентности. Данная компетенция мобильна, подвижна, вариативна в любой ситуации и на любом предметном материале.
Приобщение к исследовательской деятельности связано с определением уровня готовности к ней, т.к. она включает в себя мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты.
Были проведены, а также находятся в разработке следующие исследования в качестве годовых проектов по русскому языку: «Синтез речи, или Как заставить заговорить компьютер», «Этимологический анализ слов с древнеарийскими корнями (по текстовому материалу романа С. Алексеева «Сокровища Валькирии»)», «Акцентологические ошибки в текстах песен современной попкультуры», «Фразеологические единицы с компонентом-зоонимом в русском, английском и татарском языках», «Специфика окказиональной деривации в рекламном тексте», «Особенности перевода окказиональной единицы в повести «Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролла», «Контент-анализ содержания классных газет (на материале классных газет)», «Особенности образования слов с помощью нулевой суффиксации (на материале текстов статей городской газеты «Starшеклассники); по литературе: «Образ дома на страницах романов о Гарри Поттере», «Волшебная палочка как деталь, раскрывающая образ героя (по романам Дж.К. Роулинг), «Хронотоп как прием антитезы в романе «Гарри Поттер», «Типы смеха в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Чеховские реминисценции в пьесах Н. Коляды».
Работа над исследовательским проектом ведется в три этапа. На первом этапе происходит знакомство со структурой исследовательской работы, с требованиями к оформлению итогового продукта, особенностями научного стиля, проводится анализ работ учащихся прошлых лет. Здесь важно показать основные особенности учебного исследования, требования объективности, обобщенности и обоснованности, познакомить с возможными методами проведения самостоятельного исследования. Анализируя работы учащихся предыдущих лет, учитель знакомит обучающихся с такими понятиями, как цель и задачи исследования, предмет, объект исследования. На этом этапе происходит обучение умению планировать свою деятельность, работать со справочной и критической литературой: конспектировать, реферировать, цитировать, оформлять ссылки и сноски.
На втором, практическом, этапе учащиеся выполняют самостоятельное исследование под руководством учителя. Предполагается сбор материала по проблеме, анализ и систематизация, работа в режиме гипотезы, эксперимента, здесь необходима помощь каждому ученику — занятия проводятся в режиме консультаций, помогающих овладеть необходимыми умениями.
Третий итоговый этап (контрольно-оценочный) – очень важен как в развитии исследовательской компетенции, так и развитии личности ученика. Основным видом деятельности учащихся становится рефлексия. Обучающимися анализируются результаты деятельности, оцениваются работы одноклассников, представляются результаты исследования, происходит оппонирование, защищается «своя точка зрения». Отслеживается составление тезисов будущего выступления для защиты исследования, соблюдение регламента, подготовка к публичному выступлению.
Работа по формированию исследовательской компетенции в условиях современного образования, реализующего новые госстандарты, непременно ведется в процессе обучения. Исходя из опыта работы, мы можем отметить, что осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности формируется в специально организованных условиях учебно-познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования, которые ставят учащегося в активную позицию исследователя, овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекает в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания.
Список литературы
- Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326 с.
- Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие / В.Н. Янушевский. – ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015.
- Воронцов А.Б. Методические рекомендации по организации и проведению рефлексивной фазы учебного года. М., ОИРО, 2010.
- Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников // под ред. П.Г.Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина — Красноярск, 2006.- 132с.
- Жуковец Л.М. Исследовательская деятельность школьников // Русский язык в школе. М., 2017.