Управление качеством образования в условиях введения ФГОС ООО
Гузель ВАЛИЕВА,
заместитель директора по УР, учитель русского языка и литературы многопрофильной полилингвальной гимназии №180 г. Казани
В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний обучающихся ФГОС, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Говоря о качестве образования, имеется в виду оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.
Для современного образовательного учреждения понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучающего.
В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования на уровне школы. Управление качеством образования в школе — процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; это организация образовательного процесса и мотивация его участников на качественный труд; контроль как процесс выявления отклонений от целей и мониторинг – система отслеживания изменений в развитии; регулирование и анализ результатов.
На повышение качества образовательного процесса направлены усилия педагогического коллектива ОУ. Однако существует противоречие: подобные усилия во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, и качество образования остается невысоким.
Понятие «качество образования» многоаспектно. В общем смысле «качество» трактуется как соответствие определенной цели; совокупность характеристик продукта или услуги; соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам и т.д. Таким образом, качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей»[1] в образовательном процессе.
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании[2] «качество образования выпускников» трактуется как «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».
Качество – неоднозначный термин для понимания разными аудиториями в системе образования. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей. Качество для учителей означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия; учащиеся часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе. Будущие работодатели (бизнес, промышленность) соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д. Поэтому неудивительно, что под качеством образования одни авторы понимают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг, а другие – степень достижения поставленных в образовании целей и задач».[3]
Мы рассмотрим две стороны: процессуальную и результативную. Очевидна взаимосвязь этих сторон: без качественного процесса невозможен качественный результат.
В свою очередь качество образовательного процесса на наш взгляд также является интегративным понятием и в нем можно выделить несколько составляющих:
- качество процесса обучения (деятельности педагогического коллектива в целом и каждого его субъекта в частности);
- качество условий (научно-методических, управленческих, организационных, психологических, материально-технических и др.);
- качество педагогов (квалификация).
Итак, качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Особенности введения ФГОС ООО обусловлены спецификой самого стандарта и связаны с особенностями трех компонентов стандарта:
– требования к результатам освоения основных образовательных программ;
– требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования;
– требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Требования к результатам
Требования представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и др.). Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумевались освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Причём результаты промежуточной аттестации (в том числе накопленная оценка – портфель достижений, или портфолио) свидетельствуют о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая составляющая фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Функции (задачи) контроля: корректирующая, мотивирующая, накопление информации для принятия решений, выявление и обобщение ценного опыта.
Виды и задачи контроля:
- Предварительный: выявить степень подготовленности к введению ФГОС ООО.
- Текущий: выявить отклонения от запланированных результатов; коррекция процесса; поддержание необходимой для завершения работ мотивации исполнителей.
- Итоговый: результаты работы; итоговая оценка работы исполнителей; обобщение опыта управления.
ФГОС ООО, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 предъявляет следующие требования к структуре основной образовательной программы ООО:
– ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
– ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность;
– внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно — НПК, олимпиады, военно-патриотические объединения и т. д.
ООП ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в т.ч.:
- программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно — коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
- программу воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса. Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Разработанная образовательным учреждением ООП ООО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения ООП ООО в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого — педагогическим обеспечением. Добавлено только психолого-педагогическое обеспечение, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования.
Кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников. Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.
Требования к финансово-экономическим условиям приведены в соответствие с Федеральным законом № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В стандарте дано определение «подушевого» норматива финансового обеспечения.
Особенности требований к материально-техническим и информационным условиям связаны с усилением требований к школьной инфраструктуре, оборудованию, информационно-образовательной среде. Если их разделить на два блока, то в первом конкретно указано, что должно иметь образовательное учреждение: информационно-библиотечные центры с медиатекой, учебные кабинеты с АРМ учителя и ученика и помещения для внеурочной деятельности, техническое оснащение и полные комплекты оборудования для всех предметных областей и внеурочной деятельности, цифровые образовательные ресурсы, ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы. Во втором блоке прописано, что должны обеспечивать созданные в ОУ условия: возможность реализации ООП, достижения требований к результатам, осуществления управления, выполнения новых СанПиН. При этом учитываются ориентиры, характерные для основной ступени, – формирование ИКТ-компетенций, подготовка к профильному обучению, профориентация.
Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям, и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.
В теории и практике управления качеством образования также можно выделить несколько основных подходов. В рамках каждого подхода может быть большое количество реальных воплощений организационных форм.
Подходы к образованию
- Классический: передача подрастающему поколению основных ценностей.
- Прагматический: формирование основных базовых знаний и умений.
- Развивающий: обеспечение развития образовательных результатов.
- Либеральный: последовательный комплексный учет потребностей и запросов ребенка.
- Социально-ориентированный: подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе и решению проблем.
Составляющие образовательной деятельности, которые обязаны реализовываться при любом подходе и в любой системе образования, должны удовлетворять следующим требованиям:
- Иметь образовательный фундамент, на котором обучающиеся выстраивают собственные знания и умения, формируются компетенции, осознаются и систематизируются внутренние и внешние ориентиры освоения окружающего мира.
- Доводить знания и умения до практического применения.
- Помочь учащимся определить значимые для них знания, умения и компетенции, которые дадут им возможность максимально развивать себя.
Рассмотрим некоторые особенности управления качеством образования.
- Деятельностное и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие учащихся в организации и получении своего образования.
- Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм поведения, формирования отношений.
- Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружающей действительности.
- Предметная ориентация – не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательную среду, что дает возможность учащимся формировать внутреннюю мотивацию. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс-технологии, самообразовательной деятельности и т.д.
5.Зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса.
Модель системы управления качеством
– Формирование социального заказа.
– Определение миссии школы.
– Диагностика личности обучающихся.
– Прогнозирование результатов образования обучающихся.
– Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы.
– Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями
Внедрение системы качества в образовательной организации заключается в ее переходе на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы качества. На рабочих местах необходимо определить обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках системы качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции, проверить выполнение персоналом документированных процедур. Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает.
Таким образом, качественная продукция образовательной организации не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника образовательного учреждения как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний школьников. Между тем, необходимо отметить, что основой деятельности образовательной организации является учебный процесс.
Человек рассматривается сегодня как субъект рынка труда и трудовых отношений, гражданин, субъект семейных отношений, носитель и хранитель национальной культуры, хранитель обитания (экосферы), субъект собственного развития.
Необходимо помочь обучающимся:
- развить свои духовные, интеллектуальные и физические задатки;
- реализовать интересы и склонности;
- выработать нравственные личные убеждения, терпимость к другим национальностям, религиям, образу жизни;
- усвоить свою будущую взрослую роль.
Следует научить обучающихся:
- пониманию знания и приемам деятельности во взрослой жизни, в условиях рыночных отношений и быстро изменяющемся мире;
- общению на иностранных языках;
- самообразовательной деятельности;
- бережному и заботливому отношению к окружающему миру.
Определяющие факторы качества образования.
- Исходные (личностные) характеристики: склонности и способности; базовые знания (имеющиеся); психологическая устойчивость; внутренние препятствия (барьеры) для учения.
- Образовательные условия:
- учебно-методические и наглядные материалы для обучения – учения – самообразования;
- материально-техническое оснащение, информационно-технологическое обеспечение образования;
- взгляды и подходы к образованию учителей, учащихся, родителей;
- педагогические кадры, обеспечивающие функционирование образовательного учреждения;
- родительская поддержка (помощь) учащимся.
- Стратегия помощи и поддержки педагогических кадров, детей.
Фундаментальные изменения в общественной жизни предъявляют новые требования к личности выпускника основной школы.
Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС, является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
Управление введением ФГОС ООО – целенаправленная, специально организованная деятельность, которая обеспечивает перевод образовательного учреждения на новый уровень функционирования и развития. Основные задачи, которые должны быть решены при организации введения ФГОС в образовательном учреждении, направлены на обеспечение нормативно-правовых, финансово-экономических, кадровых, материально-технических, организационных и других условий достижения результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Педагогический коллектив активно включился в процесс введения ФГОС ООО. В рамках этого процесса была проведена большая подготовительная работа, которая включала следующие мероприятия:
– изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС ООО на занятиях теоретического семинара;
– ознакомление родителей с основными положениями ФГОС ООО;
– разработка локальных актов, регламентирующих внедрение ФГОС ООО в практику школы;
Проводятся различные анкетирования, диагностики, позволяющие проанализировать спрос обучающихся.
Структура учебного плана по ФГОС ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% в соответствии с п. 15 ФГОС ООО.
Содержательное наполнение части учебного плана формируемой участниками образовательного процесса основано на учете мнения участников образовательного процесса, а также специфики самого образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования.
Согласно СанПиН 2.4.2. 2821-10 проводится не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки, а также включены для увеличения двигательной активности обучающихся в учебный план предметы двигательно-активного характера.
Четыре уровня управления введением ФГОС ООО:
– директор;
– заместитель директора школы;
– руководители рабочих групп, методических и других объединений учителей, классные руководители;
– учителя, специалисты, классные руководители, рабочие группы, творческие группы.
Последовательность выполнения задач по разработке и реализация системы введения ФГОС ООО:
- Разработка учебного плана.
- Разработка рабочих программ.
- Разработка программ курсов внеурочной деятельности.
- Опрос учащихся по вопросам выбора курсов внеурочной деятельности.
- Составление расписания учебных занятий и занятий внеурочной деятельности.
- Реализация курсов внеурочной деятельности.
- Оценка эффективности системы внеурочной деятельности.
Задачи по формированию мотивации педагогических кадров:
– четко определить цели введения ФГОС ООО, включить их в планы методической работы учителей;
– система поощрений за высокие результаты в реализации ФГОС ООО;
– регулярное информирование педагогического коллектива о результатах работы учителей по реализации ФГОС ООО;
– контроль за результатами внедрения и реализации ФГОС ООО;
– создать материально-технические, организационные, методические и др.условия для успешного введения ФГОС ООО.
– провести необходимую подготовку управленческих и педагогических кадров.
Работа по управлению качеством образования в школе строится на анализе, координации и коррекции учебно-воспитательного процесса.
Качество – это категория ещё и нравственная. Управление качеством в школе начинается с учительских кадров и заканчивается ими.
В составляющие управления качеством образования в условиях введения в школе ФГОС ООО входит следующие критерии и показатели.
Критерии и показатели эффективности управления качеством образования в школе на основе реализации системно — деятельностного подхода в образовательном процессе при реализации ФГОС.
Критерии | Показатели |
БЛОК 1: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ | |
Планирование качества образования | — наличие чётко сформулированной системы целей, задач, развития ОУ;
— установлены требования к достижению качества образования. |
Управление качеством образования | — определены требования к выпускнику всех ступеней обучения и профессиональной компетентности педагогов;
— педагогические условия повышения качества образования. |
Потенциал образовательной
системы |
— уровень профессиональной компетентности педагогических работников;
— материально-техническое обеспечение образовательного процесса, — вовлеченность в инновационную деятельность педагогического коллектива. |
БЛОК 2: УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ | |
Качество преподавательского
состава |
— категориальный уровень педагогических кадров;
— доля прошедших повышение квалификации; — обобщение и распространение опыта работы (мастер-класс, открытые уроки и др.) на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровне. |
Качество
информационного и учебно-методического обеспечения |
-доля уроков, проведенных с использованием ИКТ на основе рабочей программы учителя;
— доля учащихся, использующих ИКТ в учебной деятельности по предметам; -уровень владения педагогами современными образовательными технологиями; — обеспеченность учебниками, соответствие перечню утвержденного государственному перечню. |
Методическое сопровождение
инновационной работы |
— проведение педагогических советов, повышающих уровень профессиональной компетентности педагогов в области реализации системно-деятельностного подхода в образовании;
— обобщение и распространение передового педагогического опыта реализации системно — деятельностного подхода в образовательном процессе школы. |
БЛОК 3: КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ | |
Качество образовательного
процесса |
— качество результатов обучения по основным предметам в начальных, средних классах, положительная динамика качества результатов обучения;
— увеличение количества учащихся принимающих участие, победителей в предметных олимпиадах и других конкурсах школьного, муниципального, регионального, всероссийского и международных уровней. — оценка посещенных уроков администрацией школы; — полнота и качество выполнения планов и программ. |
Качество воспитательного
процесса |
— отсутствие правонарушений, отсутствие учащихся, находящихся на учёте в отделе по делам несовершеннолетних;
— отсутствие учащихся, не посещающих занятия без уважительной причины; — вовлеченность учащихся в общественную деятельность; — уровень воспитанности, социализированности учащихся; — включенность обучающихся в ученическое самоуправление. |
Здоровьесбережение учащихся | — создание здоровьесберегающей образовательной среды, доля учащихся, участвующих в спортивных мероприятиях;
— отсутствие травматизма учащихся; — динамика сохранности и развития здоровья учащихся. |