Формирование и реализация системы домашних заданий по физической культуре

Александр БОГДАНОВ,

учитель физической культуры гимназии-интерната №13 г. Нижнекамска

Цели:

– показать, как домашнее задание влияет на выполнение учебной программы по физической культуре, на освоение теоретических знаний, оказывает оздоровительный эффект на учащихся, на улучшение их физической и технической подготовки;

– подготовить их к сдаче учебных нормативов и выполнения норм ГТО, участию  в соревнованиях;

– научить школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

– самостоятельно совершенствовать свои  физические качества;

– осознанно относиться  к занятиям  физической  культурой.

Задачи:

– разработать  систему домашних заданий по разделам программы для учащихся 5 – 9 классов, включающий практический, технический и теоретический разделы;

– провести тестирование физической, технической  подготовки и теоретических знаний  учащихся в начале и в конце учебного года с последующим анализом;

– помочь детям овладеть двигательными  навыками;

– привить школьнику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой;

– укрепить здоровье  школьника.

Актуальность темы

Домашнее задание является одним из направлений внеурочной деятельности. В нём решаются задачи оздоровления учащихся, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на уроках физической культуры. В домашних заданиях закрепляются технические  и тактические  приёмы  разделов программы, улучшается физическая подготовленность, пополняются  теоретические знания. У детей наблюдается устойчивый интерес к занятиям, мотивацией которого является усвоение программы по физической культуре, к сдаче норм ГТО, к участию в соревнованиях.

Данная тема важна, потому что домашние задания нужны по физической культуре, для того чтобы приучить детей помимо уроков заниматься дома. Необходимо добиться, чтобы школьники регулярно выполняли дома физические упражнения, т.к. в этом видится один из путей приобщения учащихся к повседневным занятиям физической культурой.          Бег, прыжки, метания, передвижение на лыжах  очень интересны. Здесь можно развить выносливость, силу, быстроту  и ловкость. Перечисленные задания традиционно относят к основным, хотя  их число можно увеличить.  Освоение школьниками учебного материала, как бы это ни было важно, является для него одновременно средством  подведения занимающихся к основной цели – научиться самостоятельно заниматься физическими упражнениями, решать задачи своего  физического совершенствования, выработать привычку делать это постоянно, систематически. При выполнении  домашнего задания большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни и отказу от вредных привычек у детей, формированию у них полезных привычек: выполнение утренней зарядки, упражнений на развитие физических качеств.

Методика проведения и проверки домашних заданий по физической культуре

Какими бы эффективными не были уроки физической культуры, сколько бы соревнований не проводилось в школе, все равно это не может решить главную задачу – обеспечить каждого ребенка необходимой двигательной активностью.

Учебные занятия физической культурой, прежде всего должны давать учащимся образовательную подготовку, вооружать их технологией освоения двигательных навыков, среди которых важнейшее место отводится  домашним заданиям.

Домашние задания  формируют привычку к систематическим занятиям, их выполнение становится потребностью на пути физического совершенствования. Задания должны быть подобраны и систематизированы на основе постоянной работы учеников в течение всего года.

Вначале надо приобщить школьников к выполнению домашних заданий по физической культуре и строго контролировать их. Впоследствии, когда подобная практика войдет в привычку, учащиеся уже по своей воле будут стремиться выполнять не только домашние задания, но и самостоятельно заниматься другими физическими упражнениями или каким-нибудь видом спорта. На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н.А.Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося  нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

С первого года работы в школе я стараюсь выработать стройную систему домашних заданий по физической культуре. Сюда входят в основном упражнения на те  физические качества, которые слабо развиты у школьника, то есть задания носят индивидуальный характер. Для самостоятельных занятий  рекомендую детям посильные и  безопасные в домашних условия упражнения. Например, для учащихся  5 -6  классов   —  подтягивание из виса лежа, подтягивание на высокой перекладине. Прыжки через скакалку, прыжки в длину с места,  поднимание туловища из  положения лежа, поднимание прямых ног из положения лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и т. д. В  7 – 9 классах упражнения  усложняю, увеличивая нагрузку.

Самое главное: все упражнения, которые даю  для домашних заданий, я проверяю на уроках. Сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого ученика, если у него виден  положительный результат в выполнении домашнего задания.

Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника.  Для того чтобы учащиеся систематически выполняли заданное на дом, необходима более действенная форма контроля. Теперь каждый учащийся 5 – 9 классов нашей школы, кроме тетради по теории физической культуры, имеет еще и дневник  самоконтроля. Дневник оформляют в виде обычной школьной тетради в клетку из 18 листов. В 5—6 классах содержание такого дневника проще и меньше по объему. Я учу оформлять дневник.

Дневники проверяю  3 – 4 раз в учебном году и выставляю  оценки за общее ведение тетради, за выполнение домашнего задания и домашних тестов. Если же ученик вписывает в дневник недостоверные данные, не делая никаких  физических упражнений, это выявляется сразу. Во-первых,  при отсутствии  роста в физической подготовке, показанном школьником на уроках, можно сделать вывод, что он наверняка не выполняет домашнее задание; во-вторых, в таком случае нет улучшений и в результатах домашних тестов. Оценку за дневник по физической культуре, т.е. за выполнение домашнего задания, добавляю  к оценкам за теоретическую и практическую части зачета, который проводим в 9 классе.

Приступая к домашним заданиям, ученик должен знать основные правила:

– лучшее время для занятий – вторая половина дня;

– продолжительность – 20 – 30 мин.;

– занятия нужно начинать с разминки, чтобы разогреть мышцы, подготовить организм  к выполнению физических нагрузок.

На первых занятиях не следует увлекаться сложными упражнениями. Физические нагрузки должны соответствовать возможностям учащегося. Нагрузки в течение занятия нужно повышать или понижать постепенно, в зависимости от самочувствия. Занятия физическими упражнениями необходимо чередовать с отдыхом. Для домашних занятий нужно определить вместе с родителями специальное место и иметь небольшой набор спортивного инвентаря. Перекладину можно установить в дверном проёме. Развивать силу, ловкость, гибкость, выносливость, координацию движений  можно во дворе или на стадионе.