Человек и природа в стихотворении А.Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»
(Урок по руской литературе в 6 классе)
Гульнур ШАЙМАРДАНОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Большеатнинской средней школы Атнинского района
Тип занятия: урок открытия нового знания.
Цели:
– формировать умение анализировать лирическое произведение и раскрывать замысел автора;
– производить сравнительный анализ поэтических текстов.
Задачи:
воспитательные: воспитывать требовательное отношение к себе и своим поступкам, стремление к самосовершенствованию; внимательное и бережное отношение к слову, эстетическое отношение к языку;
– образовательные: обучать навыкам анализа поэтического текста; закрепить понятие о пейзажно-философской лирике, художественно-выразительных средствах (эпитет, олицетворение, метафора);
– развивающие: развивать коммуникативные навыки (умение выражать и аргументировать свою точку зрения и понимать чужую, защищать позицию героя от его имени, формулировать вопросы по прочитанному тексту) путем создания речевой ситуации; умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений; сопоставлять изучаемое произведение с другим литературным материалом и жизненным опытом.
Формирование УУД:
личностные: осмысление замысла автора, принятие правильных жизненных ценностей, развитие эмпатии;
регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, совершенствовать умение саморегуляции умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать;
коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, сотрудничать с классом и учителем, уметь работать в коллективе, участвовать в диалоге, аргументировать свое мнение.
Методы:
по источникам знаний: словесный, наглядный и практический;
по принципу расчленения и соединения: аналитический, сравнительный, обобщающий;
по характеру взаимодействия: поисковая беседа, высказывание в заданных условиях или по поставленной задаче, эмоциональный отзыв и его оценка, взаимных заданий;
по характеру познавательной деятельности: направленно-поисковый, сопоставительный, эмоционально-аналитический, эвристический;
в зависимости от конкретных дидактических задач: закрепление изученного на новом текстовом материале, обобщение, введение первоначального представления, подготовка к осмыслению.
Методические приемы: проблемная ситуация, проблемный диалог, самостоятельная деятельность обучающихся, выполнение творческих заданий, рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и самостоятельно индивидуальная работа.
Способы организации познавательной деятельности: анализ текста, последовательное осмысление, проблемный вопрос, моделирование ситуации коммуникации.
Материалы и оборудование: раздаточный материал, музыкальное сопровождение (Г.Свиридов «Метель»).
Структурные элементы урока
- I. Организационный момент, мотивация, постановка цели, определение познавательных этапов урока.
- II. Актуализация знаний. Повторение материала на данном этапе необходимо вывести на уровень, необходимый для усвоения и осмысления нового. Постановка учебной проблемы – «открытие» нового знания – первичное закрепление (по этапам).
III. Первый этап осмысления:
- Чтение и анализ стихотворения.
- Эмоциональное восприятие.
- Вывод.
Физкультминутка.
- IV. Второй этап осмысления: полный анализ/
- V. Третий этап осмысления:
- Аналитическая беседа/
- Вывод.
- VI. Обобщение и итоговый вывод – реализация цели урока.
VII. Рефлексия
VIII. Домашнее задание: актуализация изученного.
Ход урока
- I. – Мы продолжаем говорить о лирике. Прежде, чем озвучить название произведения и его автора, послушаем песенку. (На экране новогодние иллюстрации в сопровождении песни «Uncle Bens».)
– Ребята, какие ассоциации появились у вас после прослушивания песни? (Мандарины, Дед Мороз и Снегурочка, Новый год, 31 декабря…)
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением, который был написан именно 31 декабря. Это стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасия Афанасьевича Фета.
- II. – При прочтении темы урока какой вопрос требует ответа? (Чему мы должны научиться у дуба и березы?)
– Давайте подумаем, что мы будем обсуждать на уроке? (Смысл стихотворения и как А.Фет его передал.)
– Сформулируем цель урока. (Раскрыть основную мысль стихотворения А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…».)
– Чем же мы займемся сегодня? (Проанализируем стихотворение, сравним его с изученными ранее, порассуждаем над тем, какое место стихотворение занимает в творчестве А.Фета.)
– Начнем с истории создания стихотворения.
Индивидуальное мини-сообщение
В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. В этом году был опубликован первый выпуск сборника стихов «Вечерние огни». Это был период, когда он много писал – и одним из стихов стал “Учись у них – у дуба, у березы”, написанный в последний день уходящего года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.
Учитель. Не так уж часто бывает известно точное время написания стихотворения. В случае с «Учись у них…» нам повезло. Какова же точная дата написания? (31 декабря 1883 года.)
– Есть ли в этой дате нечто символичное? (Да, последний день в году.) Не только празднование Нового года, но и подведение итогов, размышление о пройденном пути, особенно если за плечами полная трудностей и испытаний жизнь.
III. –Прочитаем стихотворение. (Аудиозапись, слайды.)
– О чем же размышляет поэт? (О том, как трудно преодолевать трудности и невзгоды, что нужно быть мужественным.)
– Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грусть, страх, но при этом восхищение мужеством природы, стремление учиться у нее мужеству и достоинству.)
– С помощью каких картин и образов передает свои мысли и чувства? (Картина зимнего леса. Образы снежной холодной вьюги и деревьев, стойко и безропотно переносящих зимние страдания.)
– Почему именно деревья становятся героями Фета? (Они неподвижны, не имеют возможности, в отличие от птиц, животных, укрыться, спрятаться, защититься, уклониться от испытаний. Они мужественно сносят все, что уготовано судьбой.)
– Почему именно дуб и береза?
Индивидуальные сообщения
Дуб. Во многих индоевропейских традициях существовал культ дуба, считавшегося священным деревом, жилищем богов, небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми. Как и все деревья, дуб выступает в роли мирового дерева: он символизирует мировую ось, соединяющую верхний и нижний миры, живых существ и умерших предков, знаменуя центр Вселенной. Дуб означал силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.
В библейской традиции дуб – символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Азимелах, под дубом восседает Саул, под дубом Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб – эмблема Христа как силы, проявляющейся в беде, твердости в вере и добродетели.
Береза – символ женского начала. Береза близка к понятию белой (древнерусское название «березозол»). Березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь. Запах березы излечивает от меланхолии. Из березовой коры изготавливаются обереги. На зеленые святки береза раньше других деревьев покрывалась зелеными листьями (символ весны).
У восточных славян береза являлась священным деревом; некоторые данные свидетельствуют о том, что она отождествлялась с мировым древом. У славян береза нередко персонифицируется в облике девушки, что, возможно, связано с цветом ствола (белый – символ невинности и чистоты).
Во время весеннего праздника Семика в селение вносили березу с распустившейся листвой; девушки надевали венки из веток березы.
Наряду с дубом береза – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Является символом света, чистоты, женственности, олицетворением русской природы.
Физкультминутка
- IV. – На какие части можно поделить стихотворение? Какова его композиция? (Две части: первая – о зиме, а вторая – о весне, причём вторая часть противопоставлена первой и начинается с союза но.)
– Такое изобразительное средство называется антитезой.
Работа с вопросами по группам (3 – 5 мин.) (Во время работы групп – портрет Фета.)
1-я группа. Найдите эпитеты в 1-й и 2-й части стихотворения, сравните их.
2-я группа. Найдите олицетворения в 1-й и 2-й части стихотворения, сравните их.
3-я группа. Как понять слова «Её промчится гений, опять теплом и жизнию дыша»?
ГЕНИЙ¹: В древнеримской мифологии:
дух – покровитель человека, позже — вообще олицетворение добрых или злых сил.
Добрый гений ”тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние”. Злой гений
ГЕНИЙ²: высшая творческая способность.
Литературный гений Толстого.
ГЕНИЙ³: человек, обладающий такой способностью.
Творения гениев.
Ответы на вопросы – желающий от группы. Убедительно ли звучал ответ?
- V. – Как вы понимаете выражение «в параллель»? Давайте попробуем доказать, что жизнь природы параллельна жизни человека: в них много похожего, но они не пересекаются. Нарисуем две параллельные прямые. Выпишем то, что приходится испытывать деревьям.
А теперь попробуем найти в жизни человека похожие ситуации.
Жизнь природы | Жизнь человека | |
Бури
Грозы Метели Холода |
Ссоры
Измена Предательство Сплетня Одиночество Развод Болезнь |
|
Треснула кора
Застыли слёзы Болит душа Холод в сердце |
Слёзы
Переживания Душевная боль Обида Болит сердце Разочарование Злость Гнев |
– В стихотворении от такой жизни «Треснула, сжимаяся, кора». А что в жизни человека от таких жизненных бурь бывает?
– Что мы доказали с помощью нашей таблицы? (Жизнь природы похожа на жизнь человека, поэтому у неё можно учиться.)
– Но чему учит поэт? В какой строке даёт Фет ответ на этот вопрос? («Они молчат; молчи и ты!»)
– Проведите параллель с жизнью человека. (Не плачь, не расстраивайся, не жалуйся, скрепи своё сердце, мужественно и стойко вынеси все страдания. И тогда придёт избавление от жизненных бурь и невзгод, придёт весна, станет тепло в природе и тепло на душе. Все невзгоды когда-либо заканчиваются, и в душе наступает облегчение.)
- VI. Портрет Фета.
Учитель. Примерно так и выглядел поэт, когда писал это стихотворение, как на репродукции картины Репина 1882 года. Что вы можете сказать о поэте? (Человек уже пожилой, много видел в жизни, испытал, мудро смотрит.)
– Я вам расскажу немного о жизни этого поэта, а вы мне попробуете ответить на вопрос, почему Фет написал такое стихотворение?
Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А.Шеншин, мать – Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени», сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Надеясь получить дворянскую грамоту, в 1845 году Фет записался в военный полк, расквартированный в Херсонской губернии, в чине унтер-офицера, уже через год он получил звание офицера, однако незадолго до этого стало известно, что отныне дворянство дает только чин майора. В годы херсонской службы в жизни Фета разразилась личная трагедия, наложившая отпечаток на последующее творчество поэта. Возлюбленная Фета, дочь отставного генерала Мария Лазич, скончалась от полученных ожогов — ее платье вспыхнуло от по неосторожности или нарочно уроненной спички.
В 1859 году поэт получил долгожданный чин майора, однако мечте вернуть дворянство не суждено было тогда исполниться — с 1856 года этот титул присуждался только полковникам. Фет вышел в отставку и после продолжительной поездки за границу обосновался в Москве.
И только в 1873 году сбылась, наконец, его мечта, получена дворянская грамота и фамилия отца.
– Почему же Фет написал такое стихотворение? (Сам испытал в жизни много трудностей, но смог выстоять, этому учит и читателя.)
VII. – Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока? (Чему можно учиться у деревьев?)
– В каких ситуациях вы бы посоветовали своему другу прочитать это стихотворение?
– Как бы вы прочитали его, чтобы поддержать своего друга?
VIII. Домашнее задание: актуализация изученного
Выучите стихотворение и прочтите его так, как бы вы прочитали его другу, попавшему в трудную жизненную ситуацию.