Главные члены предложения
Урок русского языка во 2 классе)
Евгения САЙФУТДИНОВА,
учитель начальных классов гимназии №184 г. Казани
(Русский язык, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., 2 класс)
Цель: познакомить учащихся с главными членами предложения, их существенными признаками.
Планируемые результаты:
личностные:
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
– развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке;
предметные:
– обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое;
– научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях.
Метапредметные:
познавательные УУД:
– выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
– работать с информацией в учебнике;
– осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
– выдвигать гипотезы, рассуждать;
регулятивные УУД:
– удерживать учебную задачу;
– составлять план действий;
– осуществлять контроль и взаимоконтроль;
коммуникативные УУД:
– с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
– допускать возможность существования разных точек зрения.
Ход урока
- I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода. Солнышко приветствует нас и дарит свои лучики добра, счастья, здоровья. Оно «улыбается» нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу.
- II. Актуализация знаний
Учитель. Запишите число, классная работа, подчеркнув орфограммы.
– Начинаем работать с минутки чистописания. Отгадайте загадку:
Эта буква – это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот её и назовёшь!
– Какова особенность этой буквы? (Буква я. Обозначает два звука в начале слова, после гласной и после разделительных ъ, ь.)
– Особая трудность в письме буквы я с другими буквами состоит в том, что мы начинаем её писать снизу, поэтому с буквами, стоящими перед ней, пишем нижнее соединение. Запишите:
Я, яя, тя, ея, кя, ся, ря.
– Подчеркните красиво и правильно написанное соединение.
– Познакомимся с новыми словарными словами. Как называется дорога с рядами деревьев по обеим сторонам? (Аллея.)
– Как называется небольшое село? (Деревня.)
– Пятый день недели? (Пятница.)
– Запишите эти слова, обозначьте орфограммы (Аллея, деревня, пятница.)
– Какую тему мы начали изучать? (Предложение.)
– Что такое предложение? (Это слова, связанные по смыслу.)
– Составьте предложение про деревню.
– Запишем предложение на доске и в тетради:
Деревня стоит около леса.
– Сколько слов в этом предложении? (4)
– Прочитайте предложение без первого слова. (Стоит около леса.)
– Про что мы не смогли узнать? (Про то, что стоит.)
– Нравится вам такое предложение? (Нет.)
– Теперь без второго предложения. (Деревня около леса.)
– О чем не узнали? (Что делает деревня.)
– Без третьего. Деревня стоит леса.
– Правильное предложение? (Нет.)
– И без четвертого. (Деревня стоит около.)
– Можем мы какой-то вывод сделать? (Есть слова, которые обязательно должны быть в предложении, без них оно непонятное.)
– Подчеркните главные члены предложения. (Мы не можем найти главные члены предложения.)
– Кто не смог подчеркнуть?
– В чем ваше затруднение?
III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности
Учитель. Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения.)
– Тогда какая тема нашего урока? (Главные члены предложения.)
– Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что такое главные члены предложения, научиться находить их и выделять.)
- IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Учитель. Как мы будем это делать? (Построим алгоритм нахождения главных членов предложения.)
- V. Реализация построенного проекта
Учитель. Хором прочтите предложение. (Деревня стоит около леса.)
– О чем в нём говорится? (О деревне.)
– Задайте вопрос к слову деревня. (Что? Деревня.)
– Главный член предложения, отвечающий на вопрос что? или кто?, называется подлежащее, подчеркивается одной чертой.
– Подчеркните подлежащее. Деревня
– Что говорится о деревне? (Стоит.)
– Задайте вопрос к слову стоит: деревня… (Что делает? стоит.)
– Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает?, называется сказуемое, подчеркивается двумя чертами.
– Подчеркните сказуемое. Стоит
– Какой частью речи выражено подлежащее? (Именем существительным.)
– Какой частью речи выражено сказуемое? (Глаголом.)
– Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
– Прочитайте главные члены предложения. (Деревня стоит.)
– Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении.
– Давайте прочитаем, что нам про это говорит профессор Самоваров. Откройте учебники на стр.124. Прочитайте правило.
– Теперь выведем алгоритм нахождения главных членов предложения.
– Как думаете, что будет идти первым пунктом? (Прочитать внимательно предложение.)
– Затем, что нужно сделать? (Найти, о ком или о чем говорится в предложении.)
– Как убедиться, что именно это слово является подлежащим? (Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?)
– Убедились. Дальше что? (Подчеркнуть одной чертой.)
– Следующее действие? (Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.)
– Нашли. Следующий шаг? (Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.)
– Проверили. Подходит нам это слово. (Подчеркнуть его двумя чертами.)
– Мы с вами составил алгоритм нахождения главных членов или эталон, который будем использовать в работе.
Физкультминутка (музыкальная)
- VI. Первичное закрепление
Учитель. Выполняем упр. 170. Прочитайте задание.
– Выполняем с объяснением, используя эталон.
– Объясняем первое предложение. (Кошка (что делает?) мяукает. Говорится о кошке. Кто? кошка. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Что делает? мяукает. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)
– Следующее предложение объясняет… (и до конца упражнения). (Пришла долгожданная весна. Говорится о весне. Что? весна. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Весна (что сделала?) пришла. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)
– Теперь упр. 171. Объясните первое предложение. (Следующее объяснение 2 и 3 предложений.)
VII. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
Учитель. Какую цель урока мы перед собой ставили? (Узнать, какие слова называются главными членами предложения, научиться находить их и выделять.)
– Удалось нам ее достичь? (Да.)
– Какие главные члены предложения вы знаете? (Подлежащее и сказуемое.)
– Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено? (Это слово, отвечающее на вопросы кто? и что?, выражено существительным.)
– Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? (Это слово, отвечающее на вопрос что делает?, выражено глаголом.)
– Оцените свою работу на уроке, используя цветные кружочки. Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, нарисуйте на полях тетради зеленый кружок; те, кто сомневается, – желтый; те, кто не разобрался в новой теме, – красный.
VIII. Домашнее задание
Выполнить упр. 174.