Пескотерапия в развитии умений и навыков творческого рассказыванияя у детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи
Ландыш МАХМУТОВА,
учитель-логопед детского сада №185 г. Казани
В статье рассматривается проблема развития умений и навыков творческого рассказывания у детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи; представлено краткое содержание этапов коррекционно-педагогической работы по его формированию. Также представлены результаты эксперимента по формированию данных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием пескотерапии.
Творческое рассказывание – способность ребенка к самостоятельному созданию собственной системы построения рассказа, в основе которой лежат представления об окружающей действительности и языковом стандарте. [1]
Данная проблема является актуальной особенно по отношению к детям с общим недоразвитием речи дошкольного возраста. У них процесс развития умений и навыков творческого рассказывания проходит значительно труднее и медленнее, чем у нормально развивающих сверстников.
Целью нашего исследования явилось изучение педагогических условий для развития умений и навыков творческого рассказывания детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи с использованием пескотерапии.
Мы предположили, что комплекс средств песочной терапии является продуктивным в развитии умений и навыков творческого рассказывания детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, оказывающим позитивное влияние на развитие их познавательной сферы в целом, активизацию творческого потенциала и успешную адаптацию к условиям социальной среды. Специально организованная работа обеспечивает более эффективное развитие умений и навыков творческого рассказывания у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, если: организована совместная деятельность детей и взрослых; разработана программа занятий с использованием песочной терапии для развития умений и навыков творческого рассказывания у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи; учтены речевые и когнитивные особенности детей с общим недоразвитием.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы нами был проведен эксперимент на базе детского сада №185 г. Казани. В нем приняли участие 10 детей с общим недоразвитием речи 6 – 7 лет. Дети были условно разделены на две подгруппы по 5 человек – экспериментальная и контрольная группы.
На констатирующем этапе эксперимента нами были получены одинаковые результаты в обеих группах: были выявлены дети с низким уровнем развития умений и навыков творческого рассказывания – по 3 детей (60%). 2 детей (40%) имеют недостаточный уровень. Высокий и средний уровни не были выявлены. Дошкольники с недоразвитием речи допускали большое количество ошибок при выполнении всех предложенных заданий. Чаще всего у них отмечалось нарушение последовательности изложения, связности и логичности высказываний, грубые аграмматизмы, рассказ сводился к перечислению признаков и свойств предмета, рассказы были составлены чаще всего по наводящим вопросам.
На формирующем этапе нами была разработана и апробирована программа развития умений и навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи 6 – 7 лет с использованием пескотерапии. На подготовительном этапе проводились занятия с песком. Основной этап реализовывался в несколько ступеней. На 1-й ступени мы проводили анализ содержания картин. На 2-й ступени проводили работу по активизации психических процессов, необходимых для творческого рассказывания. На 3-й ступени осуществлялась работа по составлению исходного рассказа по картинке. На 4-й ступени – планирование творческого рассказа. 5-я ступень – разыгрывание сюжета по тексту рассказа в театре на песке: рисование песком на световом столе, в том числе с использованием фигурок настольного театра, связное изложение текста, речетворчество. На заключительном этап анализировался и оценивался творческий рассказ: точность слов, образность выражений, грамотность предложений, связь предложений и частей рассказа, выразительность, отсутствие пауз, плавность речи.
На контрольном этапе мы выявили динамику развития умений и навыков творческого рассказывания у испытуемых. В экспериментальной группе увеличилось количество детей с со средним уровнем на 40%, с низким уровнем уменьшилось на 40%, с недостаточным уровнем осталось неизменным. Рассказы детей стали более информативными, грамматически правильными, отличались логической завершенностью. В рассказ-описаниях отражалась большая часть основных свойств и качеств предмета.
Таким образом, на основе полученных результатов исследования можно отметить, что разработанная и апробированная нами программа развития умений и навыков творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с использованием пескотерапии показала свою эффективность, гипотеза нашла свое подтверждение.
Литература
- Аханькова Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи: [Текст] Автореферат дис. канд. пед. наук Е.В. Аханькова. – М. Просвещение, 2015. – 123 с.