Организм человека

(Урок окружающего мира в 3 классе)

Лилия ГАЛИЕВА,

учитель начальных классов Уруссинской гимназии Ютазинского района

Цель урока: узнать, как работает организм человека; какие части относятся к внутреннему и внешнему строению человека.

Задачи урока:

– познакомиться с понятием «организм»;

– закрепить полученные знания.

Оборудование: демонстрационная таблица «Внутренние органы человека»; макет; распечатки с изображением контура тела человека и его внутренних органов.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. II. Самоопределение к деятельности

Учитель. Урок будет проходить в групповой форме. Давайте вспомним правила работы в группе:

  1. Слушаем.
  2. Не перебиваем.
  3. Советуемся.
  4. Помогаем друг другу.

– Посмотрите друг на друга, и назовите части тела? (Голова, руки, ноги…)

– Всё, что вы перечислили это части тела – внешнее строение. (На доске появляется карточка «Внешнее строение».) (Слайд 2) Я буду показывать, а вы хором отвечать.

– Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: голова, шея, туловище – грудь, спина, живот, верхние конечности – руки, нижние конечности – ноги.

– Ребята, как вы думаете какие ещё органы есть у человека? (Лёгкие, сердце, желудок…)

– А где они находятся?

– Как можно назвать их одним словом? (На доске появляется карточка «Внутреннее строение».) (Слайд 3)

– Ребята, вы догадались, какая сегодня тема урока? (Внутреннее и внешнее строение организма человека.)

– Какую цель мы можем перед собой поставить? (Узнать, как работает организм человека; какие части относятся к внутреннему и внешнему строению человека.)

– Ещё познакомимся с понятием «организм».

– Закрепим полученные знания.

III. Работа по теме урока

  1. Беседа на тему «Организм человека».

– Что написано в словаре Ожегова про организм?

– …, читай. (В словаре Ожегова дано определение: «Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи».) (Слайд 4)

– Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое. (Слайд 4)

– Закрепим строение человека.

– Распределите объекты на группы.  https://learningapps.org/watch?v=p3dx4gonn21

Головной мозг

– Ребята, послушайте загадку.

На земле он всех сильней,

Потому что всех умней. (Человек.)

– Какой орган помогает человеку отгадать загадку? (Головной мозг.) (Слайд 5)

– Головной мозг – главный командный пункт организма. Где располагается этот орган? (В голове.)

– Определите место положения головного мозга нашего макета.

– На что похож головной мозг человека? (На грецкий орех.)

– Грецкий орех помогает работу мозга.

– Поднимите руки кто ходит в бассейн?

– Как долго можете задерживать дыхание под водой?

– Какой орган отвечает за наше дыхание? (Лёгкие.) (Слайд 6)

Лёгкие

Физминутка «Дышит – не дышит».

– Встали все.

– Поставьте руки выше талии большими пальцами вперед. Выдохните воздух, вдохните через нос и выдохните через рот. Сделаем это несколько раз и понаблюдаем за тем, что происходит в организме. (Это работают лёгкие. Они похожи на губку.)

– При выдохе лёгкие выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжимаем губку). А когда делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются (губку разжимаем).

– Кто знает, где находятся лёгкие?

– Определите место положения лёгких нашего макета.

Сердце

– Послушаем тишину!

– Приложите руку на левую часть груди.

– Что вы слышите? (Стук.)

– А может кто-нибудь знает какой орган там находится? (Сердце.) (Слайд 7)

– Кто знает какого размера?

– Сожмите пальцы в кулак.

Эксперимент «Моё сердце» (сжимают кулачок и наглядно представляют размер своего сердца).

– Сердце бывает размером с кулачок.

– Посмотрите размер вашего сердца.

– А как вы думаете, сердце ночью отдыхает?

– Это вещный мотор, начинает работать с рождения человека.

– Определите место положения сердца нашего макета.

Желудок

– Посмотрите на экран. (Слайд 8)

– Отгадайте ребус? (Желудок.)

– Кто знает где находится? (Слайд 9) (Он находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик.) Определите место положения желудка нашего макета.

Кишечник

(Эксперимент с лентой.)

Учитель. Ребята, посмотрите, лента на какой орган похожа? (Кишечник.)

– Да, кишечник. Он имеет длину почти 8 метров и расположен в извилистой форме, как лабиринт. И помещается в нашем животе. (Слайд 10)

– Определите место положения кишечника нашего макета.

Печень

– Приложите руку в правую сторону. (Слайд 11)

– Это главный орган, от слова печь, который помогает переваривать пищу.

– Определите место положения печени нашего макета.

– Давайте повторим внутренние органы человека. (Слайд 12)

https://learningapps.org/display?v=pvh34d76t20

– Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свою работу.

– Строение тела человека изучает наука анатомия человека.

– Работу его органов – физиология человека. (Видео про гигиену.) (Слайд 13)

– Внимание на экран.

– О чём говорится? (О гигиене, здоровье.)

– Ребята, как называется наука о сохранении и укреплении здоровья человека? (Гигиена.)

  1. IV. Закрепление изученного материала
  2. Выполнение заданий в рабочих листах.

– Перед вами текст. Каждый читает про себя. (Слайд 14)

– Используя слова из текста заполните таблицу вместе.

– Читает …, остальные проверяют.

– У кого так? (Проверка по слайдам.) (Слайд 15)

  1. V. Подведение итогов урока

– Ребята, давайте подведём итог.

– Самый мощный в мире мотор. (Сердце.)

– Длинный, почти 8 метров и расположен в извилистой форме, как лабиринт это. (Кишечник.)

– Главное отделение в кухне. (Желудок.)

– Орган, который отвечает за дыхание. (Лёгкие.)

– Управляет работой всего нашего организма. (Головной мозг.)

– Помогает переваривать пищу. (Печень.)

– Какая наука изучает внешнее строение человека. (Анатомия.)

– Работу его органов. (Физиология.)

– Без какой науки эти органы не могут слаженно работать. (Гигиена.)

– Итак, организм человека состоит из органов, которые рабо­тают согласованно, слаженно.

  1. Рефлексия учебной деятельности

– А как укрепить здоровье?

– Здоровье без овощей и фруктов невозможно. Яблоки – это кладезь витаминов. Не зря у вас на столах лежат яблоки. Они непростые.

– Давайте, ребята, подумайте. Если вам на уроке было всё понятно и интересно вы берёте зелёное яблоко.

– А если остались вопросы и что-то было не понятно, вы берёте красное яблоко.

– Вы определились?

– А теперь яблоне поможем преобразиться.

– Выйдите, прикрепите свои яблоки. Посмотрите, у нас яблоня получилась. У некоторых ребят остались вопросы, продолжите работу над этой темой на следующих уроках.

VII. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Что помогает укрепить моё здоровье».