Рабочая программа театральной студии ЗОЖ «Жить здорово!»

Айгуль СИБГАТУЛЛИНА, Лейсан ШАЙХРАЗИЕВА, Лейсан МИНДАБАЕВА,

воспитатели детского сада №161 г. Казани

Художественно-эстетическое воспитание является одним из ведущих в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является приоритетным направлением. Для эстетического развития ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, физическая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, а также творческих способностей. Лучшим методом для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в нашем ДОУ ведутся дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводят педагог по обучению татарскому языку, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Занятия в нашем кружке помогают развить интересы и способности и индивидуальность каждого ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, выбранных детьми. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями, способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Театрализованные игры и спектакли позволяют детям погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие ошибки. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Работа ведется на двух языках: русском и татарском. При обучении татарскому языку мы используем скороговорки, пословицы и сочиняем сказки на татарском языке, создаем роли, которые выбирает сам ребенок. Благодаря этому, детям становится еще интереснее играть и учить свою роль.

Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6 – 7 лет (подготовительная группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным Рабочим программам, описанным в литературе.

Цель рабочей программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

– создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

– создать условия воспитания гигиенически навыков и привычек, ответственных отношений в вопросах своего здоровья, отрицательного отношения к вредным привычкам;

– создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.);

– ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

– обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

– совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

– приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт, знание языков: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах и т.д.;

– развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Основные направления программы

  1. Театрально-игровая деятельность.

Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

  1. Музыкально-творческое.

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

  1. Художественно-речевая деятельность.

Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Объединяет игры и упражнения, направленные на выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

  1. Основы театральной культуры.

Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

– Что такое театр, театральное искусство?

– Какие представления бывают в театре?

– Кто такие актеры?

– Какие превращения происходят на сцене?

– Как вести себя в театре?

  1. Работа над спектаклем.

Базируется на создании сценариев и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Формы работы с детьми: игра, выбор роли, инсценировки и драматизация, объяснение, рассказ детей, чтение воспитателя, беседы, просмотр видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, обсуждение, наблюдения, словесные, настольные и подвижные игры, пантомимические этюды и упражнения.

Рекомендации по работе над ролью:

– составление словесного портрета героя;

– фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

– работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

– подготовка театрального костюма;

Правила драматизации

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы  являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Рабочая программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 мин. – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год – 31.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Рабочая программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

  1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
  2. «Физкультурная деятельность», где дети выполняют упражнения, направленные на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
  3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
  4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
  5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

Предполагаемые умения и навыки

– Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

– Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

– Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

– Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

– Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

– Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

– Находить оправдание заданной позе.

– На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

– Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

– Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

– Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

– Знать и четко произносить в разных темпах 8 – 10 скороговорок.

– Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

– Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

– Уметь составлять предложение из 3 – 4 заданных слов.

– Уметь подобрать рифму к заданному слову.

– Уметь сочинить рассказ от имени героя.

– Уметь составлять диалог между сказочными героями.

– Знать наизусть 7 – 10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Оборудование детского театрального кружка

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

– различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;

– реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

– атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности. Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

– воспитание у ребенка основ общей культуры;

– приобщение детей к искусству театра;

– развитие творческой активности и игровых умений детей.

При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

– индивидуальные и социально-психологические особенности ребенка;

– особенности его эмоционально-личностного развития;

– интересы, склонности, предпочтения и потребности;

– любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

– возрастные особенности.

«Центр Театра»

  1. Настольный театр игрушек.
  2. Настольный театр картинок.
  3. Стенд-книжка.
  4. Фланелеграф.
  5. Теневой театр.
  6. Пальчиковый театр.
  7. Театр Би-ба-бо.
  8. Театр Петрушки.
  9. Детские костюмы для спектаклей.
  10. Взрослые костюмы для спектаклей.
  11. Элементы костюмов для детей и взрослых.
  12. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
  13. Ширма для кукольного театра.
  14. Музыкальный центр, видеоаппаратура
  15. Медиотека (аудио- и CD диски).
  16. Декорации к спектаклям
  17. Методическая литература

Взаимоотношения с родителями

Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с родителями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров — это их родители и друзья.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Основными формы работы с родителями

– Беседа-консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка).

– Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков).

– Анкетирование.

– Совместные спектакли.

– Совместные театральные праздники (по инициативе родителей).

– Дни открытых дверей.

– Совместные литературные вечера.

Формы театрализованной деятельности

Спектакли с участием родителей.

Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).

Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».

Консультации для родителей

План взаимодействия с родителями

 

Сроки Тема Форма проведения
1-й квартал

 

«Роль театрализованной деятельности в развитии детей» Стендовая информация

 

2-й квартал «Любимый герой из сказки» Выставка рисунков
3-й квартал «Театры нашего города»

 

Совместный просмотр презентации
4-й квартал «Знаете ли вы своего ребёнка?» Анкетирование

 

Планируемые качества освоения рабочей программы

Любознательный, активный – проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.

Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

 

Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы включает пять основных блоков

Блок 1. Театральная игра.

Блок 2. Культура техники речи.

Блок 3. Ритмопластика.

Блок 4. Основы театральной азбуки.

Блок 5. Основы кукловождения.

Таким образом, в процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать свои чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена Рабочая программа «Жить здорово!».

 

 

Тематический план для подготовительной к школе группы

(6 – 7 лет)

 

Сентябрь
Тема Деятельность дошкольников
Кукольный театр Игры, ряженье, просмотр кукольного театра
Мероприятие Содержание Материалы Взаимодействие Результат
1.

Кукольный театр

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

 

Привезенные атрибуты кукольного театра Приглашенный выездной кукольный театр Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен, как работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

2.

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы.  Имитационные этюды. Костюмы для детей Воспитатель татарского языка, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель Знакомство с русскими народными костюмами
3.

«Пойми меня»

Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Загадки, игры Воспитатель татарского языка, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
4.

«Игры с бабушкой Забавушкой »

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». Игры Воспитатель татарского языка, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность, речь

 

 

Октябрь
Тема Деятельность дошкольников
Сказка о пользе ЗОЖ «Ялкау малай» Игры, этюды, драматизация сказки
Мероприятие Содержание Материалы Взаимодействие Результат
5.

Вот так сказка!

Беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения. Сказка «Ялкау малай» Чтение воспитателем произведения Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
6.

Импровизация сказки «Ялкау малай».

Беседа о ЗОЖ, дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. Мультимедийный экран, просмотр роликов на тему ЗОЖ С помощью воспитателя выбор ролей по сказке Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
7-8

Репетиция сказки «Ялкай малай»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли Воспитатель татарского языка, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
9.

Драматизация сказки «Ялкау малай»

Показ спектакля детям младших групп Декорации, костюмы Воспитатели и дети младших групп Развивать внимание, память, образное мышление детей.

 

 

Ноябрь
Тема Деятельность дошкольников
Сказка «Бал корты белән шөпшә». Игры, этюды, драматизация сказки
Мероприятие Содержание Материалы Взаимодействие Результат
10. Сказка «Бал корты белән шөпшә».

 

Беседа по содержанию Книга с иллюстрациями к сказке Чтение сказки Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
11.

Импровизация сказки

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. С помощью воспитателя выбор ролей по сказке Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
12.

Репетиция сказки

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли Воспитатель Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
13.

Драматизация сказки

Показ спектакля детям младших групп Декорации, костюмы Воспитатели и дети младших групп развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

 

 

Декабрь
Тема Деятельность дошкольников
«Волшебный посох Деда Мороза» Игры, этюды, драматизация сказки
Мероприятие Содержание Материалы Взаимодействие Результат
14.

«Волшебный посох Деда Мороза»

Беседа по содержанию Книга с иллюстрациями к сказке «Волшебный посох Деда Мороза» Чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза» развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза».
15-16.

Репетиция новогодней сказки «Волшебный посох Деда Мороза».

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. Декорации, костюмы, роли С помощью воспитателя выбор ролей по сказке формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
17.

Играем новогодний спектакль

Показ спектакля родителям Декорации, костюмы Воспитатель и родители развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками

 

 

Январь
Тема Деятельность дошкольников
Мимика, жесты, скороговорки, стихи Игры, этюды, стихотворения
Мероприятие Содержание Материалы Взаимодействие Результат
18.

Игровой урок.

Упражения :

«Лисичка», «Мишка», «Мышка», «Лягушка», «Зайчишка»,«Петушок», игра с данными персонажами

Атрибуты к играм Инструктор по физической культуре развивать гибкость , координацию движений, умение отождествлять себя с заданным сказочным героем
19.

Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

Карточки с рифмами для стихотворений Воспитатель по татарскому языку развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

 

 

 

Февраль
Тема Деятельность дошкольников
Кукольный спектакль «Будьте здоровы!» (Юхнина С.В.) Игры, этюды, драматизация сказки
Мероприятие Содержание Материалы Взаимодействие Результат
20.

«Мое здоровье»

Беседа по содержанию Презентация о ЗОЖ Чтение сценария

 

Развивать речь детей; знакомство с текстом

 

21.

«Быть здоровым»

Беседа о дружбе и доброте; здоровье, этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. Мультимедийный экран С помощью воспитателя выбор ролей по сказке Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.
22.

Репетиция

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли Воспитатель Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

 

23.

Играем спектакль

Показ спектакля детям младших групп Декорации, костюмы Воспитатели и дети младших групп Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

 

 

 

Март
Тема Деятельность дошкольников
Сказка А.Сибгатуллиной «Дуслык яме» Игры, этюды, репетиция ролей
Мероприятие Содержание Материалы Взаимодействие Результат
24.

Что такое дружба?

Беседа по содержанию.

 

Ролики по теме Чтение сказки развивать речь детей; познакомить с текстом сказки
25.

Чтение пьесы

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по теме сказки. С помощью воспитателя выбор ролей по сказке Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Огниво» по мотивам сказки Г. – Х. Андерсена.

 

26.

Дружба-великая сила!

Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; Репетиция ролей по эпизодам Воспитатель  Формировать четкую, грамотную речь.

 

27.

Дружба и братство, дороже богатства!

Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; Репетиция ролей по эпизодам Воспитатель Формировать четкую, грамотную речь.

 

 

 

Апрель
Тема Деятельность дошкольников
Сказка А.Сибгатуллиной «Дуслык яме» Игры, этюды, драматизация сказки
Мероприятие Содержание Материалы Взаимодействие Результат
28.

Сказка «Дуслык яме»

Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; Репетиция ролей по эпизодам Воспитатель Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
29-30.

Репетиция сказки

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли Воспитатель Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

 

31.

Играем спектакль

Показ спектакля родителям Декорации, костюмы Воспитатель и родители Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

 

 

 

Май
Тема Деятельность дошкольников
   
Мероприятие Содержание Материалы Взаимодействие Результат
32.

Игровая программа «Это вы можете!»

Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей Костюмы, декорации Воспитатели, педагоги из других групп, дети младшего возраста Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей
Мониторинг

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

 

Творческое задание № 1

 

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

  1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

  1. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

  1. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
  2. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  3. Показ сказки зрителям.

 

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

  1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

  1. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
  2. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
  3. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
  4. Показ спектакля малышам.

 

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

  1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
  2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

  • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
  • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

  1. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
  2. Показ спектакля гостям.

Механизм оценки получаемых результатов

 

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

 

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

 

  1. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

 

  1. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

 

  1. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

 

 

  1. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень — 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

 

Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

 

Ожидаемый результат:

 

  1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
  2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
  3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
  4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя — подбор грима, костюмов, прически.
  5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
  6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
  7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

 

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Вывод:

Творческие игры как вид театрализованной деятельности: театрализованная игра — эффективное средство формирования культуры общения участников театрального коллектива, так как в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного произведения создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре участники коллектива знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через  образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности — воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

 

 

Список литературы

 

  1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. — Ярославль: Академия развития, 2005.
  • Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. — М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
  • Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. — СПб, 2002
  • Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» — СПб., 2002.
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  • Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  • Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  • Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  • Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
  • Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
  • Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  • Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  • Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика
  • Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  • Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
  • Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. — СПб.: «Детство-Пресс», 2002.