Разговор о жестокости и о любви. Рассказ Е.Карпова «Меня зовут Иваном»

(Урок по русской литературе в 11 классе. Совершенствование читательской грамотности)

Ляйсан САЛАХЕЕВА,

учитель русского языка и литературы Нижнеякинской средней школы Мамадышского района

Форма проведения: творческая мастерская погружения в текст.

Задачи:

– развитие аналитических умений работы с художественным текстом: извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой информации;

– формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции;

– воспитание духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.

Методическая цель: использование приемов и средств обучения, способствующих формированию читательской грамотности обучающихся.

Средства реализации методической цели: проблемный анализ текста, лингвистический анализ текстовой информации, рефлексивно-аналитические задания (определение ключевых слов-образов, синквейн); приемы: «яркое пятно», полилог.

Ход урока

  1. I. Мотивационно-установочный этап
  2. Эмоциональный настрой. Чтение стихотворения Д.Самойлова «Память».

Учитель.

Я зарастаю памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память – снег летит и пасть не может.

– Какие ассоциации возникают у вас со словом война?

Учащиеся. Страдание, смерть, страх, боль, мужество, героизм, предательство, трусость, кровь, дружба, любовь, память, верность, мир, долг, отвага, человечность, бесчеловечность, жестокость.

  1. Анализ эпиграфа как отправной точки полилога:

После войны мы рождены,

Ее не знали мы, и все же

В какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны

(Николай Дмитриев)

– Имел ли право поэт так сказать о нас с вами? Почему?

  1. Определение целей и задач предстоящей работы.

Учитель. Военная тема актуальна и сегодня, спустя 78 лет после Победы. Она будет волновать нас завтра и всегда, так как связана с темой памяти, памяти сердца. Хотя о войне уже сказано и написано немало, но писатели, особенно те, кто сам прошёл трудными дорогами войны, вновь и вновь возвращаются к ней.

  1. Организационно-деятельностный этап
  2. Слово об авторе рассказа.

Учитель. Евгений Карпов оставил большой след в литературе Ставропольского края, но прежде чем вырасти в именитого писателя, он прошел многое в жизни. Испытал тягости и лишения в сталинских лагерях. Во время Великой Отечественной войны – на передовой. (Учащиеся знакомятся самостоятельно.)

– Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества.

  1. Прогнозирование.

Учитель. Название – это «входная дверь» текста. Как вы думаете, о чём может идти речь в рассказе с таким названием?

  1. Погружаемся в текст.

Учитель. Прочитаем текст, проведём диалог с автором и проверим наши предположения.

(Чтение рассказа Евгения Карпова «Меня зовут Иваном». В ходе чтения с остановками ответить на вопросы.)

– Что случилось с героем рассказа, участником Великой Отечественной войны?

– Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Учитель. Наблюдаем и размышляем. (Проверка эмоционального отклика на рассказ и восприятия содержания прочитанного.)

– О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал?

– Как бы вы теперь назвали этот рассказ?

– В чем заключаются особенности композиции рассказа? Какова цель такого композиционного построения художественного текста?

– Как чувствовал себя Иван в госпитале? Иван Авдеев покидает госпиталь. Как встречает его новая реальность без поддержки и помощи?

– Какой путь избирает Семен и Ленька?

– Давала ли им судьба шанс по приезду в Москву избрать иной путь в жизни?

– Как складывалась судьба матери Семена?

Учитель. Жанр рассказа предполагает небольшой объём, поэтому каждое слово художественного текста несет смысловую нагрузку. Составьте, используя слова текста рассказа, сравнительную таблицу жизни в госпитале и новой реальности. Определите семантические поля.

Жизнь в госпитале:

 

Новая реальность:

 

 

Учитель. Итак, рассказ построен на контрасте, в основе рассказа лежит такой приём, как антитеза.

– Определите ключевые слова – образы прочитанного текста и установите между ними смысловую связь, чтобы представить целостную картину текста. (Работа в парах и у доски.)

– Война, мир, жизнь, страдание, смерть, материнская любовь, память.

Таким образом, мы составили кластер или опорную схему этого рассказа, на которую проецируется содержание. Я надеюсь, она поможет вам на следующем этапе работы, который называется «Дерево вопросов». На нем расположились «толстые» вопросы, которые потребуют умения рассуждать, делать выводы, интерпретировать (объяснять) текст.

Вопросы друг к другу

– Проблема духовного падения является одной из основных в рассказе. Докажите это текстом.

– Какие чувства вы испытываете к герою рассказа?

– Расскажите о роли матери в жизни человека.

– В чём, на ваш взгляд, актуальность рассказа Е.Карпова?

III. Рефлексивный этап

Учитель. Что своим рассказом хотел сказать автор своим читателям, нам с вами?

Учащиеся. Автор показал бесчеловечность и жестокость войны, её противоестественность для жизни человека. Война поломала человеческие судьбы.

Составление синквейнов (синтез текстовой информации и ее представление в краткой форме).