Согласование имени существительного с именем прилагательным
(Занятие по развитию речи)
Эльвира НУРИЕВА,
воспитатель детского сада №407 г. Казани
Программное содержание: расширять представления детей о продуктах питания. Уточнить названия нескольких блюд, продуктов, из которых они готовятся. Уточнить знания сервировке стола. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Учить составлять описательный рассказ о продуктах питания по схеме. Активизировать словарь словами гарнир, сервировка, напитки. Формировать умения готовить простые блюда( торт). Развивать воображение.
Материал: опорная схема для рассказывания, пакетики с крупами, мешочек с фруктами (банан, апельсин, яблоко, лимон); коржи для торта, сгущенка, фартуки.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами будем готовиться к приходу гостей. Скажите, что мы должны сделать?
Дети. Прибраться, приготовить вкусный обед, надеть красивые наряды.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Сегодня мы будем готовить праздничный стол, но сначала давайте наденем фартуки, чтобы не испачкать одежду. А теперь садитесь за столы. Ребятки, что мы относим к первым блюдам?
Дети. Супы.
Воспитатель. Какие вы знаете супы?
Дети. Борщ, рассольник, щи, харчо, грибной.
Воспитатель. А теперь посмотрите на ваши столы. Перед вами кастрюльки, в каждой кастрюльке лежит картинка с продуктом, назовите их.
Дети. Мясо, капуста, молоко, горох, рыба, свекла.
Воспитатель. Ребята, какие супы можно приготовить из этих продуктов?
Дети. Молочный суп.
Воспитатель. Правильно.
Дети. Рыбный суп.
Воспитатель. А как можно по-другому сказать?
Дети. Уха.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Дети. Капустный суп – щи. Свекольный суп – борщ. Мясной суп.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, а когда мы кушаем первые блюда?
Дети. В обед.
Воспитатель. Из какой тарелки мы кушаем суп?
Дети. Из глубокой тарелки.
Воспитатель. Правильно. А что мы относим ко вторым блюдам?
Дети. Мясо, рыба, картофельное пюре, гречка, макароны, овощное рагу.
Воспитатель. Ребята, а как одним словом можно назвать: макароны, пюре, гречку, рис…, то что готовим к мясу и рыбе?
Дети. Гарнир.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на ваших столах лежат пакетики с крупами. Давайте их рассмотрим.
– Найдите белую-белую крупу. Она похожа на снег, легкая и мелкая. Что это?
Дети. Манка.
Воспитатель. А какую кашу можно приготовить?
Дети. Манную.
Воспитатель. Правильно. А сейчас найдите коричневого цвета крупу. Какой она формы?
Дети. Треугольной.
Воспитатель. Что это за крупа?
Дети. Гречка.
Воспитатель. Какую кашу можно приготовить из нее?
Дети. Гречневую.
Воспитатель. Ребята, эта каша очень полезна для здоровья. Врачи советуют часто употреблять ее в пищу.
– Найдите крупу желтого цвета. Какой она формы?
Дети. Круглой.
Воспитатель. Это, ребята, пшенка. А как вы думаете, как называется каша из этой крупы?
Дети. Пшенная.
Воспитатель. Молодцы. Найдите крупу белого цвета, у нее вытянутая форма. Что это?
Дети. Рис.
Воспитатель. Какую кашу можно приготовить?
Дети. Рисовую.
Воспитатель. Правильно. А теперь, найдите ту крупу, которую мы не рассматривали. Это перловка.
– Посмотрите, как она интересно выглядит. Белого цвета, а на середине черная линия. Какую кашу можно приготовить?
Дети. Перловую.
Воспитатель. Правильно. А теперь скажите, ребята, какие рыбные блюда вы знаете?
Дети. Котлета из рыбы, тушенная рыба, копченая рыба, жаренная, соленая рыба.
Воспитатель. Что можно приготовить из мяса?
Дети. Котлеты, гуляш, жаренное мясо…
Воспитатель. Ребята, а из какой посуды мы едим вторые блюда?
Дети. Из мелкой.
Воспитатель. А давайте немного отдохнем, поиграем.
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел от того и потолстел.
– Молодцы. А еще что можно приготовить на праздничный стол?
Дети. Салаты.
Воспитатель. Какие бывают салаты?
Д:ети. «Капустный», «Оливье», «Крабовый», «Свекольный», «Под шубой».
Воспитатель. Молодцы, вы много знаете салатов. А сейчас мы с вами будем делать капустный салат.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту жмем, жмем,
Мы капусту мнем, мнем,
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трем, трем.
Воспитатель. А, что еще нужно для салата?
Дети. Нарезать лук.
Воспитатель. Какой бывает лук?
Дети. Репчатый, зеленый.
Воспитатель. А еще есть лук порей. У него толстые стебли. Добавили лук. А что еще не хватает?
Дети. Масло, сметаны или майонеза.
Воспитатель. Заливаем маслом и все перемешиваем. Наш салат готов! Ребята, что еще нужно поставить на стол?
Дети. Напитки.
Воспитатель. Какие напитки вы знаете?
Дети. Сок, компот, лимонад, кисель, чай, морс, молоко и т.д.
Воспитатель. Правильно. У меня есть волшебный мешочек, там лежат фрукты, сейчас вы будете вынимать по одному фрукту и говорить что это и описывать его.
Дети. Это апельсин, он круглый, шершавый. (Так же проводится работа с яблоком, бананом, лимоном.)
Воспитатель. Ребята, а какой можно приготовить сок из апельсина (яблока, лимона)?
Дети. Апельсиновый (яблочный, лимонный).
Воспитатель. А из клюквы что можно сделать?
Дети. Клюквенный морс.
Воспитатель. Молодцы, вот мы и приготовили обед. Давайте накроем на стол. Когда мы говорим « накрывать на стол», можно использовать другое слово -– сервировка стола.
– Итак, какую тарелку берем для первых блюд?
Дети. Глубокую.
Воспитатель. С какой стороны кладем ложку?
Дети. С правой.
Воспитатель. Какую тарелку берем для вторых блюд?
Дети. Мелкую.
Воспитатель. Молодцы, правильно запомнили.
Воспитатель. Вот мы и подготовили стол. А еще мы с вами очень много узнали о продуктах питания. Ребята, кто хочет рассказать о каком-нибудь продукте питания. Сначала скажите как называется, затем опишите его, цвет, форма, вкус. Потом где растет и что можно из продукта приготовить? (Рассказы детей.)
Воспитатель. Ребятки, а что мы забыли приготовить к праздничному столу? Сладкое?
Дети. Торт.
Воспитатель. Я купила уже готовые коржи, будем делать торт вместе, вымойте руки. Сейчас мы будем промазывать коржи сгущенкой, и нарежем фрукты. (После того как дети намазали коржи, торт украшаем фруктами.)
Воспитатель. Ребята, вы молодцы, все помогали готовить праздничный стол, а сейчас мы с вами будем пить чай с нашим тортиком.