В гости на день рождения к медвежонку

(Образовательная деятельность для второй младшей группы)

Эльвира ВАЛИАХМЕТОВА,

воспитатель детского сада №143 г. Казани

Цель: развитие познавательных способностей у детей.

Задачи:

учить детей группировать предметы по цвету, размеру и форме. Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и составить картинку из этих фигур;

– развивать диалогическую речь детей;

– побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию. Развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;

– приобщать к способам безопасного поведения и передвижения в группе.

Методы и приёмы:

игровые: создание сюжетной игровой ситуации, внезапное появление объектов;

словесныы: объяснение, постановка вопросов, повторение и уточнение, художественное слово;

– наглядный: демонстрационный материал;

практические: показ упражнения, поручения, физкультминутка.

Материал и оборудование: игрушки: мишка, белка, еж, лисичка, разноцветные геометрические фигуры, массажные мячики, деревянный строительный конструктор, шарики и цветные полоски из картона, аудиозапись.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребятки, по пути в детский садик, мне дали письмо. (Демонстрирую письмо.) А для того, чтобы выяснить от кого оно, давайте разгадаем загадку.

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Сейчас я прочту для вас письмо: «Здравствуйте, ребятки! У нас в лесу появился на свет маленький мишка. Мы приглашаем вас в гости, для того чтобы поздравить его с днем рождения. До встречи. Ждем вас».

  1. Основная часть

Воспитатель. Ребятки, желаете поехать в гости к медвежонку? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребятки, медвежонок живет в глубоком в лесу. Как вы думаете, на чем можно отправится в лес к нему? (Ответы детей.) Давайте мы отправимся с вами в гости на автобусе.

Дидактическая игра «Найди своё место в автобусе»

Воспитатель. Ребятки, для того чтобы отправиться в лес на автобусе нам что необходимо? (Ответы детей.) Правильно – билетики. А билетики не обыкновенные. Будьте крайне внимательны. (Демонстрирую, а также раздаю билетики – геометрические фигуры, вырезанные из картона. Ребята называют геометрическую фигуру, цвет и усаживаются на стульчики, с наклеенными геометрическими фигурами и цветом совпадающими с билетами.) Молодцы, все сели каждый на своё место в автобусе, а теперь мы готовы отправиться в путь. (Включается аудиозапись детской песенки про автобус из мультика «Лева грузовичок». Применяются приемы логоритмики.)

Колеса у автобуса крутятся, крутятся,

Катаемся в автобусе целый день.

Окна моют щеточки, вшик-вшик-вшик, вшик, вшик, вшик

Окна моют щеточки, целый день.

Гудит гудок динь-динь-динь, динь-динь-динь, динь-динь-динь,

И мы подпеваем динь-динь-динь целый день.

Обезьянки болтают ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Обезьянки болтают ля-ля-ля целый день.

Детки плачут уа-уа-уа, уа-уа-уа, уа-уа-уа,

Детки плачут уа-уа-уа целый день.

Колеса у автобуса крутятся-крутятся,

Катаемся в автобусе целый день.

Воспитатель. Ребята, а мы ведь с вами едем на день рождения. А с чем приходят на день рождения? (Ответы детей.) Правильно, с подарками. Мы с вами забыли медвежонку подарок. Давайте остановимся около полянки и пойдем в магазин.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Воспитатель. Так что мы возьмем в подарок медвежонку? Что создает веселое настроение? (Ответы детей.) Правильно! Шарики! В магазине мы купим ему презент-шарики. Вы согласны со мной? (Ответы детей.) Каждый берет по одному шарику. (Предварительно сделаны из картона.) А к шарикам нам необходимо выбрать ниточки. Прекрасно! Как вы думаете, у нас всё получилось? (Ответы детей.)

(При выходе из магазина встречают белку (мягкая игрушка).

Воспитатель. Ой, ребятки, а кто это посиживает на ветке? (Ответы детей.) Правильно! Белка!

Воспитатель. Здравствуй, белка! (Цокает.) Таким образом белочка здоровается вместе с нами. Давайте и мы поздороваемся, как белочки. (Ребята цокают.)

Воспитатель. Белка, послушай, какой мы стишок о тебе знаем:

Из дупла летят скорлупки –

Там хозяйка – в рыжей шубке,

С кисточками ушки,

Хвостик до макушки.

Ягодный сезон в лесу,

Все корзиночки несут,

И погрызть орешки

Уж нельзя без спешки.

Воспитатель. Белочка, а ты знаешь, что в лесу родился медвежонок и мы едем к нему в гости?

Белочка. Нет, не знала, я тоже хочу поздравить медвежонка, можно поехать с вами?

Воспитатель. Конечно, садись в автобус, поехали. (Воспитатель включает аудиозапись детской песенки «Наш автобус голубой».)

Мы в машину всей гурьбой

Сели прокатиться:

Наш автобус голубой

По дороге мчится!

Би-би-би! Би-би-би!

По дороге мчится!

Хорошо в машине петь,

Солнце ярко светит.

С нами рыженькая белка

На прогулку едет.

Би-би-би! Би-би-би!

На прогулку едет.

Вьется речка под горой,

К ней бежит дорожка.

Стой, автобус голубой,

Отдохни немножко!

(Дети попадают в лес. Звучит «Голоса леса».)

Воспитатель. Ну вот, мы и в лесу. Как в лесу тихо, красиво. (Звучит аудиозапись шума леса.) Давайте вместе покажем, как же тихо в лесу.

Артикуляционная гимнастика

Тихо осенью в лесу.

Су-су-су, су-су-су

Ветер кружится в лесу.

Фу-фу-фу, фу-фу-фу!

Листики шуршат в лесу

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Воспитатель. Где же живет медвежонок? Кто же нам поможет?

– Ребята, посмотрите листочки лежат. Кто именно там спрятался? Давайте мы с вами все вместе подуем на листочки и посмотрим кто именно там спрятался? (Ребята дуют на листочки.)

– Там спрятался ежик! (Мягкая игрушка.) Ежик, а ты знаешь, что в лесу родился медвежонок, и мы пришли, чтобы поздравить его с днем рождения?

Ежик. Нет, не знал.

Воспитатель. Мы не можем найти дорогу к нему. Ты не знаешь, где он живет?

Ежик. Конечно, знаю, я пойду с вами на день рождения, и покажу дорогу, но для начала поиграйте со мной.

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем с ежиком? (Ответы детей.)

– Ребятки, у него есть массажные мячи. Они тоже колючие, как и ежик. Давайте с ними поиграем. (Воспитатель раздает детям мячики. Дети играют в игру, выполняя движения по тексту.)

Комплекс с массажным мячиком «Ежик»

Ежик выбился из сил-

Яблоки грибы носил.

Мы потрем ему бока-

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Воспитатель. Ребята, скажите пожалуйста какой был мячик? Как вы догадались? Почему?

– Ребятки, а вы имеете представление, как ежик прячется и защищается от противников? (Ответы детей.) Он скручивается в клубок, прячет нос, сверху остаются иголки, которые защищают его. Смотрите, вот таким образом. (Демонстрация на игрушке.) А вы, ребята, умеете так же делать, как ежик? В таком случае научите меня… (На прогулку выходит лисичка, здоровается с ребятами.)

Воспитатель. Лисичка, а ты знаешь, что в лесу родился медвежонок и мы идем к нему на день рождения?

Лисичка. Нет не знала, я тоже хочу с вами пойти, но у меня случилась неприятность. Если вы мне поможете, я обязательно с вами пойду.

Воспитатель. Ребятки, поможем нашей лисичке? (Ответы детей.)

Лиса (обращается к детям). Ребятки, у меня случилась неприятность. Мои маленькие детки – лисята играли дома со спичками и у нас произошел пожар, теперь нам придётся всю зиму зимовать на улице…

Воспитатель. Лисичка, а наши детки знают, что с огнем играть нельзя. Они тебе сейчас про это все расскажут, а также покажут.

Пальчиковая игра «Огонь»

Я – огонь, я – друг ребят, (ладони соединены по диагонали, пальцы шевелятся)

Но, когда со мной шалят – (грозит пальцем)

Становлюсь тогда врагом. (руки поднимаем вверх, шевелим пальцами)

И сжигаю все кругом. (руки волнообразно спускаем вниз)

Воспитатель. Ну что, ребята, поможем нашей Лисичке сделать домики для нее и ее лисят. Из какой фигуры мы сделаем стены? (Квадрат) А крышу? (Треугольник) Окошко? (Круг)

Дидактическая игра «Сложи домик»

Воспитатель. Давайте сейчас мы из геометрических фигур построим домики. Сам дом – квадрат, крыша – треугольник, окно – круг.

– Начинаем строить домики. (Дети подгруппами по три человека строят домики из деревянного строительного материала.)

– Ребятки, а домики у нас получились одинаковые? (Нет, они разные.)

– А чем они отличаются? (Размером и цветом.)

– Маленькие домики для лисят, а большой домик для лисички.

Лисичка. Спасибо, а теперь пора отправляться на день рождения.

Воспитатель. А мы пойдем, прогуляемся по лесным дорожкам, и ежик покажем нам домик медвежонка. (Ребята совместно с воспитателем идут по «дорожке здоровья», перепрыгивают через «ручеек», идут «змейкой» между кеглями, перешагивают через кубики-«кочки». Доходят до берлоги, встречают около берлоги медвежонка.)

Воспитатель. Ребятки, посмотрите, кто это нас встречает? (Ответы детей.)

Воспитатель. Здравствуй, Мишутка! Мы все пришли тебя поздравить с днем рождения и хотим подарить тебе шарики.

Хороводная игра «Каравай»

(Дети водят хоровод «Каравай», выполняя движения под музыку.)

Воспитатель. Ребята, давайте спросим у медвежонка понравилось ли ему наше поздравление? Мишутке очень понравились наши подарки. И он очень рад, что мы пришли к нему на день рождения.

– Ну а теперь, ребятки, нам необходимо возвращаться обратно в детский садик. Занимайте свои места в автобусе. (Включаем песенку про автобус.)